Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_geometrii.doc | 127.5 КБ |
ekonomika.doc | 148 КБ |
ya_grazhdanin_rossii.docx | 52.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная математика
Пояснительная записка
Программа курса «Математика и конструирование» разработана на основе программы «Мир геометрии» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение курса направлено на достижение:
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- учить изображать простые геометрические формы;
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Общая характеристика учебного предмета
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. К шести годам понятия о фигурах у детей носят образный, вещественный характер, т.е. каждое понятие ассоциируется с каким-либо привычным для ребенка образом предмета (нитка, мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются не высказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии назвать его отличительные свойства. В школьном курсе математики пространственные представления (т.е. геометрические понятия) формируются на основе привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают одни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяют схожие объекты в группы, высказывают суждения об объектах одной группы, отождествляют их с каким-либо понятием. Далее главная роль в формировании геометрических понятий переходит от геометрического образа к определению самого понятия. Происходит отвлечение от конкретных образов, вещественных представлений, а геометрические формы становятся идеальными. Если до обучения геометрии ребенок искал для каждого геометрического понятия опору в наглядном представлении, то в процессе обучения, говоря о каком-либо понятии, ребенок мысленно представляет некую фигуру, обладающую определенными свойствами. Геометрический образ постепенно перестает быть тождественным понятию. Так, говоря об окружности, дети ясно понимают, что речь идет о плоской фигуре, представляющей собой линию, все точки которой равноудалены от одной точки. Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д. Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Приведем основные принципы структурирования материала:
1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними-квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям. Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Занимательная математика» отведено по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания образования
Курс создаѐт условия для активизации всех уровней мыслительной деятельности – наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - образного, словесно- логического. Играет важную роль в развитии логического мышления. Для осуществления преемственности при изучении геометрического материала в курсе математики начальной школы, как одного из средств достижения достаточного уровня развития мышления и пространственных представлений, имеются не используемые пока возможности.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В ходе изучения предмета «Занимательная математика» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему; - строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Содержание учебного предмета
Постепенно увеличивается доля абстрактности и общности изучаемых понятий, расширяется комплекс понятий. Продолжается совместное изучение элементов планиметрии и стереометрии: рассматриваются измерение и вычисление площади плоских фигур, объема и площади многогранников, связь единиц измерения площади и объема. Развивается умение пользоваться единицами площади и объема.
Площадь и объем
Обобщение знаний о ранее изученных фигурах. Описание данных фигур, их сходства и различия, разбиение на группы, обоснование разбиения. Сопоставление названий фигур с их развертками. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Выбор фигуры как единицы площади. Заполнение части плоскости без промежутков равными фигурами -трафаретами. Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры-трафарета из орнамента. Решение задач на построение.
Объем и площадь: понятия, система мер
Понятие объема тела, площади плоской фигуры и площади поверхности тела. Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения. Измерение площади с помощью единичных квадратов. Измерение объема заполнением пространственной фигуры единичными кубами. Измерение площади поверхности. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино», измерение моделей единичными квадратами. Система единиц измерения. Равновеликие фигуры. Логические высказывания о равновеликих фигурах.
Площадь прямоугольника
Вывод формулы площади прямоугольника, квадрата. Вычисление площади прямоугольника; фигур, которые можно разделить на прямоугольники. Вычисление площади прямоугольника по заданному периметру, по одной из сторон. Построение прямоугольников заданной площади. Вычисление площади (периметра) поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба по развертке.
Палетка
Палетка как средство приближенного определения площади произвольной плоской фигуры. Изготовление палетки из кальки. Измерение площади фигуры с избытком, с недостатком. Оценка площади фигуры, запись в виде системы неравенств.
Площадь прямоугольного треугольника
Вывод формулы площади прямоугольного треугольника. Вычисление площади прямоугольного треугольника. Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам, вычисление площади построенной фигуры. Вычисление площади фигуры, которую разделить на прямоугольные треугольники. Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника. Конструирование фигур из деталей игры «Танграм». Вычисление площади фигуры, составленной из деталей игры «Танграм».
Объем прямоугольного параллелепипеда
Вывод формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. Вычисление объема по заданным элементам параллелепипеда. Вычисление площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам.
Единицы метрической системы мер
Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Переход от одних единиц к другим. Обобщение изученных понятий.
Тематическое планирование
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы |
1 | 2 | Что ты знаешь о фигурах? |
2 | 4 | Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади. |
3 | 5 | Объем и площадь: понятия, система мер. |
4 | 5 | Площадь прямоугольника. |
5 | 1 | Палетка. |
6 | 4 | Площадь прямоугольного треугольника. |
7 | 5 | Объем прямоугольного параллелепипеда. |
8 | 6 | Единицы метрической системы мер. |
9 | 2 | Резерв. |
Поурочное планирование
п/п | Кол-во часов | Наименование тем | Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата | ||
теория | практи- ка | |||||
П. | Ф. | |||||
1 |
| Что ты знаешь о фигурах? Конструирование моделей. | Практическая работа – работа в группах. | 05.09 |
| |
1 | Что ты знаешь о фигурах? Решение задач на построение. | Практическая работа – работа в группах.
| 12.09 |
| ||
| 1 | Укладка паркета: подготовка к введению мер площади. | Работа в группах. Практическая работа | 19.09 | ||
1 | Единица площади - фигурка трафарета. | Работа в группах .Практическая работа. | 26.09 | |||
1 | Развитие геометрической зоркости, выделение фигуры-трафарета из орнамента. | Работа в группах .Практическая работа. | 03.10 | |||
1 | Составление геометрического орнамента. Решение задач на построение. | Практическая работа | 10.10 | |||
1 | Понятия объема тела, площади плоскости фигуры, площади поверхности тела. | Беседа | 17.10 | |||
1 | Мерка. Измерение площади с помощью единичных квадратов. | Практическая работа | 24.10 | |||
1 | Конструирование моделей многоугольника из деталей игры «Пентамино» | Практическая работа | 31.10 | |||
1 | Равновеликие фигуры. | Беседа | 14.11 | |||
1 | Решение задач на построение | Практическая работа | 21.11 | |||
1 | Вычисление площади прямоугольника, фигур, которые можно разделить на прямоугольники. | Практическая работа | 28.11 | |||
1 | Палетка. Изготовление палетки из кальки. | Практическая работа | 05.12 | |||
| 1 | Измерение площади фигуры с избытком. | Практическая работа | 12.12 | ||
1 | Измерение площади фигуры с недостатком. | Практическая работа | 19.12 | |||
1 | 1 | Решение задач на построение. Конструирование моделей многоугольника из деталей игры «Пентамино». | Беседа. Практическая работа | 26.12 | ||
1 | 1 | Вывод формулы площади прямоугольного треугольника. Вычисление его площади. | Беседа. Практическая работа | 16.01 | ||
1 | Построение прямоугольного треугольника с помощью циркуля и линейки по заданным элементам. Вычисление площади этих фигур. | Практическая работа | 23.01 | |||
1 | Вычисление площади фигуры, которую можно разделить на прямоугольные треугольники, из деталей игры «Танграм». | игра | 30.01 | |||
1 | Вычисление площади трапеции, параллелепипеда, произвольного треугольника. | Практическая работа | 06.02 | |||
1 | Вывод формулы объема, прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычисление их объема. | Беседа. Практическая работа | 13.02 | |||
1 | Вычисление объема параллелепипеда по заданным элементам, площади поверхности параллелепипеда по заданным элементам. | Практическая работа | 20.02 | |||
| 1 | Проект «Математическая газета» | Проект | 27.02 | ||
1 | 1 | Вывод соотношений между различными единицами площади и объема в метрической системе мер. Перевод от одних единиц к другим. | Беседа. Практическая работа | 06.03 | ||
1 | Складывание объемных фигур из модульного оригами. | Коллективное творческое дело | 13.03 | |||
1 | Математическая олимпиада. | Решение упражнений | 27.03 | |||
1 | Измерение площади спортивной площадки. | Практическая работа | 03.04 | |||
1 | Построение развертки куба, склеивание из неё объемного тела. | Практическая работа | 10.04 | |||
1 | Проект «Дом моей мечты» (из кубиков).Нахождение объема полученной фигуры. | Коллективное творческое дело | 17.04 | |||
1 | Построение фигур на бумаге в клетку по описанию. Нахождение её площади. | Практическая работа | 24.04 | |||
1 | Нахождение объема мебели в классе. | Практическая работа | 08.05 | |||
1 | 1 | Проект «Великие математики» | Теоретические проекты | 15.05 | ||
1 | Урок- конференция. Защита проектов. | Теоретические проекты, обсуждение, урок - конференция | 22.05 | |||
1 | Парад «фигур» | Защита костюма | 29.05 |
Учебно-методический комплект, материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 64с.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2001. - 64с.
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Окружность и круг. Сфера и шар: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с.
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006. - 80с.
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2004. - 32с.
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадь и объем». - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007. - 48с.
Бененсон Е.П. , Итина Л.С. «Площадь и объем: тетрадь по геометрии»/ Под ред. Бененсон Е.П. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. - 48с.
Специальное сопровождение (оборудование):
- набор приспособлений для крепления таблиц;
-демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;
- детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный квадрат», «Танграм»;
- магнитная доска;
- компьютер, мультимедийный проектор
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы Мухиной Е.А. к курсу «Экономика и мы» (4 год обучения) Учебники: Т. В. Смирнова, Т.Н.Проснякова "Новые приключения Белки и ее друзей":Учебное пособие для 3-4 классов.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009 Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 3- 4 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009; Т.В.Смирнова Т.Н.Проснякова; Е.А. Мухина Методические рекомендации Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2009.
Цели начального общего образования:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаиодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
Общая характеристика учебного предмета
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.
В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.
Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность.
Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.
Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.
Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей,
географией, естествознанием, математикой.
Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.
Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.
Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.
Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Экономика и мы»
изучается в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Важнейшая особенность этого курса экономики и его принципиальное отличие от других -это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства.
Данный курс базируется на фундаментальных основах мировой и отечественной экономической
науки. Однако форма его изложения (в виде сказок) позволяет донести до сознания ученика младших классов необходимые для усвоения экономические категории.
Форма сказочного повествования выбрана, конечно, не случайно. В сказке, как в волшебном
зеркале, отражается жизнь, описываются те или иные экономические ситуации, раскрываются экономические понятия. При этом сказка помогает создать эмоциональный настрой на уроке, вызывает
чувство сопереживания, желание помочь героям решить их проблемы. А если есть желание, то легче разобраться в экономических причинах затруднительных положений, найти способы выхода из
них. В данном курсе возможно такое обучение, которое затрагивает одновременно ум и сердце ребенка.
Авторы стремятся осветить каждую экономическую категорию со всех сторон и в различной
форме подачи материала – от табличной и графической до игровой и словесной. Развивающие
"хитрые" задания, головоломки, ребусы, разнообразные творческие задания, представленные в книгах, создают основу для развития мышления ребенка, помогают закрепить полученные детьми знания.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Экономика» в целом ограничиваются ценностью
истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность
методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Экономика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Требования к уровню подготовки учащихся
На конец 4 класса в ходе освоения содержания курса «Экономика и мы» средствами УМК развивающей системы Л. В. Занкова обеспечиваются условия для достижения обучающимися всех видов результатов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать на практике понятия«торговля», «посредничество», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для
обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж
товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой цене, по которой производитель
продает свой товар; о цене розничной цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде
деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других
странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли -
продажи;
спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе
как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности;
о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности; использовать на практике понятие «аренда»и представления о собственности и праве
ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату; использовать на практике понятия «банк»,
«кредит» и представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и
кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене
которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой
процентов, выдаваемых по вкладам; использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека
природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и
оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как
ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения
затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное
выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями; использовать на практике понятие «акционерная
форма капитала»и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе
акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах,
кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов; использовать на практике понятие «экономические циклы»и представления о монополии и
монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах; использовать на практике понятия
«налоги», «пошлины», «платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности
налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные
цели.
Обучающийся получит возможность научиться:
-за внешними формами видеть суть экономического явления;
-отличать формальную логику от экономической;
-выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
- работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;
-вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
-пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
-ориентация на понимание причин успешного обучения;
-широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
-проявление интереса к новому учебному материалу;
-способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
-морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным
нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы, в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов
ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения;
-формулировать собственное мнение;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
-допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Формы подведения итогов:
- наблюдение;
- анализ ситуаций;
- концерт;
- интеллектуальная игра.
Содержание учебного предмета «Экономика»
Авторская справка
О содержании предмета "Экономика"
Данный курс представляет собой целостную систему экономического образования детей с 1 по 4 классы общеобразовательной школы. Она является органической частью системы Л. В. Занкова в начальной школе и имеет свое продолжение.
В сквозной программе экономики в школе могут быть выделены три ступени.
Первая ступень. Начальная школа, 1-2 классы. Программа начального обучения на этом этапе предполагает знакомство с экономическими отношениями как с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На бытовом уровне основные экономические понятия: потребности, хозяйство, труд. Заработная плата как плата за труд. Товар. Деньги. Торговля. Сделка. Договор. Платежи. Бюджет: доходы и расходы.
Характерной особенностью курса является осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников. Пособие: Книга для чтения "Дом в Обычном переулке".
На второй ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
Торговля, посредничество, услуги как особый вид коммерческой деятельности. Аренда. Банк как особый финансовый институт. Производство материальных благ как основы жизни. Акционерная форма капитала. Экономические циклы. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства.
Работу по программе второй ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга первая. "Белка и компания"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь "Путешествие в компании Белки и ее друзей"; методическое пособие "В помощь учителю экономики".
Третья ступень. Поскольку процесс обучения экономике носит характер спирали, на каждом последующем ее витке расширяется и углубляется ранее изложенный материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Кроме того, даются новые дополнительные знания.
На третьей ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
Ценовая политика. Маркетинг. Основные виды и формы торговли. Амортизация. Расчеты между покупателями и продавцами. Формы и виды налогов. Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как рынок ценных бумаг. Понятие о земельной ренте. Внешняя торговля - экспорт, импорт. Эффективность производства, развитие производства.
Работу на этой ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга вторая. "Новые приключения Белки и ее друзей";
практическое пособие: задачник рабочая тетрадь; методическое пособие "В помощь учителю экономики".
4 КЛАСС
(34 часа)
Учебное пособие - книга для чтения - Т. В. Смирнова
"Новые приключения Белки и ее друзей".
Ценовая политика. Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.
Основные виды и формы торговли. Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный.
Амортизация. Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.
Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.
Налоги. Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.
Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгую акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
Понятие о земельной ренте. Аренда арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.
Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.
Работа над задачами:
Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания.
Текстовая экономическая задача.
Экономическая задача в схематическом изображении.
Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних.
Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями.
Выбор верного решения из нескольких предложенных.
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем | Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата | ||
теория | практи- ка | |||||
П. | Ф. | |||||
1 | 1 | Путешествие в сказочный лес Белки и её друзей. Экскурсия в магазин (непродавольственных товаров) – Ценовая политика. Понятие о товаре. Цена и прибыль. | Экскурсия | |||
1 | Ценовая политика. Бюджет семьи. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета» | Практическая работа – работа в группах. | ||||
1 | 1 | Ценовая политика. Что такое реклама. Практическая работа. | Работа в группах.- Составить рекламный лозунг для Белкиного производства. Практическая работа | |||
1 | Реклама как коммерческая информация. | Работа в группах.- проект «Составление рекламы изделия, изготовленного на уроках технологии». Практическая работа. | ||||
1 | 1 | Основные виды и формы торговли На примере народных сказок. | Работа в группах.- драматизация отрывков из сказок. Практическая работа. | |||
1 | Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. | Ролевая игра. | ||||
1 | Основные виды и формы торговли. Игра – «Ярмарка». | Ролевая игра-«Ярмарка» | ||||
1 | Амортизация. Необходимость в восстановлении и в ремонте. Ремонт книг в библиотеке. | Практическая работа | ||||
1 | Амортизация. Необходимость в восстановлении и в ремонте. Ремонт учебников в библиотеке. | Практическая работа | ||||
1 | Урок – игра « Мой бизнес – план». | проект | ||||
1 | Экскурсия в швейную мастерскую. Мастера, люди, которые создают товары. | Экскурсия | ||||
1 | Расчёты между покупателями и продавцами Из истории денег разных народов. | Теоретические проекты | ||||
1 | Расчёты между покупателями и продавцами. Викторина «Наличные деньги разных стран». | Викторина | ||||
1 | 1 | Расчёты между покупателями и продавцами. Безналичный расчет, концерн, бартер, наличный расчет. | Исследовательская работа- мини- проект «Наличные будущего». | |||
1 | Понятие налога. Виды налогов. Экскурсия в ИФМС России №12 по Кировской области. | Экскурсия | ||||
1 | 1 | Источники налогов. Решение экономических задач. | Беседа. Практическая работа | |||
1 | Биржа – организация формы оптовой торговли. История биржевого дела. | беседа | ||||
1 | Биржа – организация формы оптовой торговли. Создание акционерных обществ. | Коллективное творческое дело | ||||
1 | Биржа – организация формы оптовой торговли. Урок- игра «В гостях у Пыхти» | игра | ||||
1 | Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. «Как Фукс решил арендовать участок». | беседа | ||||
1 | Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы | Просмотр отрывка из кинофильма «Белое солнце пустыни». | ||||
1 | Игры. Тест « Экономика- как наука». | Игра. Тест. | ||||
1 | 1 | Внешняя торговля. По страница прочитанных произведений. | Групповая работа - драматизация отрывков | |||
1 | 1 | Групповая работа - драматизация отрывков | ||||
1 | Прибыль производителя. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача в схематическом изображении | Решение упражнений | ||||
1 | Прибыль производителя. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача в схематическом изображении. | Решение упражнений | ||||
1 | Урок- игра «В гостях у Пыхти». Решение экономических задач. | Игра Решение упражнений | ||||
1 | Обобщение изученного. Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями | Обсуждение, урок - конференция | ||||
1 | Обобщение изученного. Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями. | Обсуждение, урок - конференция | ||||
1 | Экономическая викторина | викторина | ||||
1 | Игра-соревнование «Экономический калейдоскоп» | соревнование | ||||
1 | Экскурсия в Сбербанк. | экскурсия | ||||
1 | Выпускной бал юных экономистов | Игра – аукцион. | ||||
1 | Обобщающие повторение | КВН. |
Учебное пособие для учащихся:
- Т. В. Смирнова "Новые приключения Белки и ее друзей":Учебное пособие для 3-4 классов.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005
- Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие в компании "Белки и ее друзей".Задачник - рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007
- Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007
Методическое пособие для учителя:
1. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007
2. Книга для чтения Т.В. Смирновой "Дом в Обычном переулке"– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.
3.Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Я – гражданин России» составлена на основе авторской программы курса Чутко Н.Я. «Я - гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие для 4 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. -192 с.
Цели начального общего образования:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаиодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Актуальность и педагогическая целесообразность курса - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Формы занятий
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, ярмарка.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования факультативный курс «Я – гражданин России» изучается в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки учащихся
На конец 4 класса в ходе освоения содержания курса «Я – гражданин России» средствами УМК развивающей системы Л. В. Занкова обеспечиваются условия для достижения обучающимися всех видов результатов.
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– принятие установки на здоровый образ жизни;
– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия –
республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучащийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Формы подведения итогов:
- наблюдение;
- анализ ситуаций;
- концерт;
- интеллектуальная игра.
Содержание программы курса 4 класс
Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа)
Введение. От прошлого к будущему.
Зачем мне история? (1 час)
Раздел I. Древняя Русь (7 часов) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда,
вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (7 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.
Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.
Понятия: Отечественная война, генеральное сражение,
фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.
Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Календарно-тематическое планирование
П. | Ф. | Наименование раздела и тем | Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Кол-во часов | ||||||
теория | практика | |||||||||
1 | Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев). | 1 | |||||||
Древняя Русь | ||||||||||
2 | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства | Видеофрагменты документальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени | 1 | |||||||
3 | Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Первый «учебник жизни» славян – Библия. «Поучение» Владимира Мономаха. | «Крылатые» слова, этическая беседа | 1 | |||||||
4 | Основание Москвы. Юрий Долгорукий. | Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин) | 1 | |||||||
5 | Экскурсия в краеведческий музей «Культура древности, родной край в древности» | Лента времени. Дополнительное чтение | 1 | |||||||
6 7 | Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере | Памятные даты. Обсуждение исторического фильма «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) | 1 | |||||||
8 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси | «На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно-исторического и природного музея_заповедника «Куликово поле»1) | 1 | |||||||
Московское государство | ||||||||||
9 | Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Историческая карта. | Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта | 1 | |||||||
10 | Жизнь, быт и культура России в XVII веке Экскурсия в краеведческий музей. | История одного музейного экспоната (рассказ по кругу) | 1 | |||||||
11 | Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина | Смутное время в литературе, музыке, живописи. | 1 | |||||||
12 | Крепостное право. Степан Разин | Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин» | 1 | |||||||
13 | Что нужно современному человеку : книги или компьютер? Первые книги. | Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. Мой любимый учебник | 1 | |||||||
14 | К 70- летию Победы. «Письма с фронта». Экскурсия в краеведческий музей. | Экскурсия в краеведческий музей. Фронтовые кинокадры. | 1 | |||||||
15 | К 70- летию Победы. Проект «Новогодняя открытка на фронт». | Работа над проектом. | 1 | |||||||
Российская империя | ||||||||||
16 | Петр I и преобразования в России | Реформы Петра I: что они дали России | 1 | |||||||
17 | Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета | «И грянул бой!» –Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». | 1 | |||||||
18 | Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать | М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова). Школа в Российской империи | 1 | |||||||
19 | Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России | По музеям России (виртуальная экскурсия) Видеофрагменты художественного фильма «Капитанская дочка» | 1 | |||||||
Россия в XIX веке | ||||||||||
20 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение | Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года | 1 | |||||||
21 | Николай I и декабристы | Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин) – рассказ путешествие по залам музея | 1 | |||||||
22 | Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права | Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве | 1 | |||||||
23 | Жизнь, быт и культура России | Сокровища России XIX века | 1 | |||||||
XX–XXI век. История и современность | ||||||||||
24 | Начало века: войны и революции. Образование СССР. | Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке. Инсценировка песен Гражданской войны. | 1 | |||||||
24 25 | Великая Отечественная война. | Исследовательская работа «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» | 1 | |||||||
26 | Герои фронта и тыла | Школа в годы войны. Дети военной поры. Встреча с Поляковой Р.Н.(почётный гражданин района - выпускница школы им. В.И.Ленина.) | 1 | |||||||
27 | Песни Великой Отечественно войны. | Презентация, слушание песен, «Прадедушка» - Инсценировка песни. «Битва хоров»- общешкольное мероприятие. | 1 | |||||||
28 29 | Великая Отечественная война. | драматизация по произведениям Людмилы Никольской «Должна остаться живой», Олега Шестинского «Блокадные новеллы». Театр на Советской», драматизация по произведениям Людмилы Никольской «Должна остаться живой», Олега Шестинского «Блокадные новеллы». | 1 | |||||||
30 | Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России | Экскурсия в музей Циолковского , г. Киров. | 1 | |||||||
31 32 | Новая Россия –государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн) | Сочинение-размышление «Будущее нашей страны» | 1 | |||||||
33 | Обобщение изученного. | Ярмарка знаний «Самое значительное событие нашей истории». | 1 | |||||||
34 | Обобщение изученного. | Интеллектуальная игра «Что я узнал» | 1 |
Материально-техническое обеспечение курса
Литература (основная и дополнительная)
Основная литература
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011
2. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. -192 с.
3. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. 64 с.
Дополнительная литература
- Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Оборудование и приборы
- Компьютер с программным обеспечением
- Мультимедиапроектор
- Экран
- Ноутбук
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС
Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Занимательная математика».
Программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательный русский язык" 2класс
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Геометрия вокруг нас" . 1 класс
Программа внеурочной деятельности...