Методики определения уровня познавательного интереса
опыты и эксперименты на тему

Гладких Анна Дмитриевна

Методики определения уровня познавательного интереса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики определения и оценки

познавательных интересов и предметной

направленности младших школьников


Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.

Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдения, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.

В данной подборке представлено несколько методик для оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся.

  1. Методика «Цветные лепестки».

Одна из методик, позволяющих выявить познавательный интерес – методика «Цветные лепестки».

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Методика

«Цветные лепестки»

Цель: Выявление отношения ученика к изучаемым предметам

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

        

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

  1. Методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся

Пятибалльная система не является равномерной, то есть «промежутки» шкалы суммарных оценок не одинаковы. Необходимо определить коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся.

«Вес» предмета определяется по формуле:

А=К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета. (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место –   2 балла, 5 место – 1 балл).

Ниже приведена таблица для занесения данных для определения предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Предметная направленность познавательных интересов учащихся

 

№ п/п

Имя

Расположение уроков по степени предпочтения учащимися

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  1.  Методика «Конверты»

Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.

Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.

- Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.

- В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.

Задания по русскому языку

1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.
Плывет…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,

сверкает…солнце, играет… хоккей.

Задание носит репродуктивный характер

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.

Задание носит частично-поисковый характер.

Задания по математике

1. Вставь пропущенные числа

3 + … + 5 = 10                4 +  ... + 3 = 10
10 - … - 3 = 10                10 - ...  - 3 = 10

2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.

                      8                                  8

         

        2               ?                                               2

                                                        ?

Задание носит частично поисковый характер.

Задания по чтению

1.Прочитай текст

Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.

Задание носит репродуктивный характер

2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.

 Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит частично поисковый характер.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.

  1. Характер и уровень познавательных интересов учащихся

Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведена таблица, которая может помочь в такой оценке.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

№ п/п

Имя

Уровни интереса

Характер интереса

к учению

к русскому языку

I этап

III этап

I этап

III этап

I этап

III этап

1

2

3

4

5

6

7

8

9

где  для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 Для характера интереса: Ш – широкий, С – стержневой, А – аморфный.

  1. Протоколы анализа уроков

Для повышения качества обучения, учителю необходимо анализировать как собственные уроки, так и уроки своих коллег. В процессе взаимного анализа уроков вырабатывается эффективный подход к процессу обучения. Обмен замечаниями о ходе уроков и их разбор позволяет уменьшить количество методических  ошибок при подаче материала ученикам. Для проведения анализа урока удобно использовать структурированный протокол урока. Пример такого протокола приведен ниже.

Протоколы анализа уроков

Обучение грамоте. 1 класс. Тема урока: «Письмо заглавной буквы Щ»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии и замечания

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного:
    - Что мы повторяли на уроках чтения?
    - С какой буквы мы читали слова?
    - Назовите характеристику звука [щ]
  3. Нацеливание
    - какая тема будет сегодня на уроке письма? Чем мы будем заниматься?
  4. Работа по теме.
    1) По точкам обвести узор
    - Сколько петелек вытянуто вниз?
    - Шесть петелек раскрасить синим цветом. Сколько петелек вытянуто вверх?
    - Раскрасить красным цветом.
    2) – Чем отличается заглавная буква от строчной?
    - Из скольких элементов состоит буква [щ]?
    - Обвести элементы букв в прописях.
    3) Прописывание буквы
    Показ учителя
    Анализ ошибок
    - Поставьте точку под той буквой, которая вы считаете, получилась красивее.
    4) Задание усложняется.
    Будем соединять букву [щ] с другими буквами.
    Работа по ленте букв.
    - Чтобы лучше запомнить правило, закрасим зеленым цветом.
    - Какой слог является целым словом?
  5. Физкульт. минутка

    5) – Я загадала слово, о нем сегодня говорили на уроке, это слово с буквой [щ]
    6) – Что изображено на доске?

    - Какие признаки предложения мы знаем?
    - Составьте предложение по схеме. Что изменилось?

    - Сколько слов в моем предложении?
    - Какие слова имеют звук [щ]?
    7) Можно ли это назвать предложением?
  6. Итог урока
  7. Организационный момент.

Развитие интереса не совершенствуется фронтально, оно всегда индивидуально, поэтому от учителя требуется внимательное изучение и специальный отбор приемов обучения с учетом актуального уровня интересов и их прогнозирование.

Обучение, как совместная взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся в значительной мере зависит от интересов учеников и рождает новые интересы, расширяет их круг, углубляет их содержательную основу, способствует их формированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения уровней воспитанности

Методика определения уровней воспитанности...

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО...

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ. Карта интересов для младших школьников.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ. Карта интересов для младших школьников....

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...

Методики определения уровней нравственности

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей...