"Я - Учитель!"
статья по теме

Зубарева Мария Александровна

Текст эссе на конкурс "Учитель года Кубани 2015" в номинации "Учитель года Кубани по кубановедению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Текст эссе «Я – Учитель»

конкурсное задание заочного тура «Методическое портфолио»

в рамках регионального этапа конкурса «Учитель года Кубани» в 2015 году в номинации «Учитель года Кубани по кубановедению»

учитель кубановедения

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №6

муниципального образования город Горячий Ключ

Краснодарского края

Зубарева Мария Александровна

             Вначале было Слово… И это Слово было «Свет». Свет, излучаемый солнцем. Свет, согревающий, свет, освещающий. Малую частичку подобного света Господь вселил в человека – его душу. Позже Сократ сказал: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Вот в этом и есть моя основная задача – дать возможность засветить солнцу души маленького человека. Почему? Да просто потому, что я – Учитель!

     Свет он - разный. Он может быть ослепляющим и обжигающим, может быть тёплым и ласковым. В нём можно почувствовать горе и гнев, а можно нежность и счастье. Мне кажется, свет человеческой души греет и притягивает к себе, когда человек независим. От чего? От корысти, от страха, от злобы, от стереотипов. Как извлечь этот свет? Как открыть детскую душу? Что сделать, чтобы она светила добром и счастьем? Именно эти вопросы и стоят передо мной. Почему? Да просто потому, что я – Учитель!

   А что я могу? Многое. Я могу удивить. Именно удивление, на мой взгляд, однажды будит талант. Человек увидел радугу и удивился. И вот появилась песня, а может быть, картина, а может, колесо… Источником удивления может быть всё: предмет, явление, собственные мысли. Видели ли вы ребёнка, удивившегося вдруг найденному решению. Оно одухотворённое, созидающее, ищущее. А не это ли цель учения?! Найти решение и понять, что ты смог, а значит, сможешь и ещё. Нужно идти дальше.

        Я могу радовать. Только радость одухотворяет труд. А учение – это труд. Радость стимулирует, радость вдохновляет. Что может принести ощущение радости? Успех, удача, достижение цели. Создание ощущения успешности у маленького человека и есть возможность дать ему причину для радости. А успех – это лучший стимул для творчества. Ведь именно творческую личность должны воспитывать новые образовательные стандарты.

      Я могу повести за собой, а потом показать дорогу. Недаром говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по дороге после того, как вы показали ему путь». И начинать с азов, от самого простого к более сложному. Говоря метафорически, с едва заметной тропинки к большому пути. Своей мыслью, своими умениями я поведу за собой ученика, буду стараться развивать его чувства, мысли и характер. И если кто-то собьется с пути,  постараюсь направить и помочь. Почему? Да просто потому, что я – Учитель! А значит, я должна воспитывать свободного человека, способствовать интеллектуальному поиску

        Настоящий учитель он учит не только химии, языку, литературе. Он учит человечности, учит мыслить, творить, любить. К этому я должна стремиться. Какой бы ни была моя роль, главным инструментом для её воплощения является урок. Здесь я -  хозяйка, здесь я - творец, здесь я - мастер. Я должна продумать композицию урока, чередовать в нём и общее, и индивидуальное, Нужно всё расписать по ступеням, поставить общие задачи и индивидуальные. Суметь создать и эмоциональную напряжённость, и психологическую разрядку.

       И вот главное – начало. Лиха беда начало. Начало урока, его старт задаст темп, тон настроение всему уроку. Мой принцип: ломаем стереотипы! Удиви с первой минуты. Заставь замереть. От цитаты, от музыкального аккорда, от самого себя, твоей личности, твоей неординарности. И ты увидишь обязательно горящие глаза твоих учеников. Не дать им потухнуть – вот задача. И это поможет сделать проблемная ситуация, вопрос, ответ на который нужно искать сообща. Ничто не стимулирует так умственную деятельность, как коллективное решение задачи. Предлагай, отвергай доказывай, и истина сама всплывёт на ладонь. Поиск истины может идти «от сомнения к уверенности», от дискомфорта от невозможности решить ту или иную задачу к триумфу победы над ней. А может, наоборот «от уверенности к сомнению». Эта неоднозначность и доказывает неисчерпаемость знаний. Вот задача для этапа поиска новых знаний, не получения готовых, а именно поиска. Поиск должен принести радость познания.

        Финишную ленту пусть сорвут сами ребята, Только они могут дать рефлексивную оценку тому творческому процессу, который в педагогике называется уроком. Это могут быть восторженные возгласы от собственной успешности, могут быть вздохи тревожности от не до конца выполненной задачи. Но только не тишина! Она будет означать, что ученик не почувствовал света в своей душе. Без света нет дороги.

        А потому главное качество учителя, на мой взгляд, это чувство ответственности за своё дело. Ответственность за свет души  в ученике. Понятие света синонимично понятиям творчества, свободы, самостоятельности. Так учитель кубановедения несет ответственность за развитие света патриотизма и гражданственности, который проявляется в знании своих корней, умении следовать образцам служения Отечеству, в стремлении опираться в своих поступках и действиях  на национально-культурное наследие народов Кубани. Я должна воспитать в своих учениках потребность строить свою жизнь на основе знаний истории своего народа, его традиций, героического и негативного исторического опыта. Никто не должен превратиться в манкуртов - «иванов, не помнящих родства». Свет любви к Отечеству начинается с интереса и любви к своей малой родине: городу, селу, станице, улице, отчему дому. И я, как учитель кубановедения, безусловно, сама должна проникнуться этими истинами до самой глубины своей души, а иначе не будет того живительного света, от которого и смогут засветиться души моих учеников.

    И самое главное, для творческого развития  личности учителя, по моему мнению, является критическое осмысление своей деятельности. Учитель ежедневно сравнивает себя с собой вчерашним, сегодняшним и завтрашним. Оценивая, критикуя и анализируя свою деятельность, учитель развивается. Я бываю недовольна собой сегодня, хочу завтра сделать свою работу лучше, чем вчера. И эти порывы есть причины для профессионального роста. А к ним присоединяются и позитивные перемены в образовательной политике: изменение условий педагогической деятельности, новые стандарты, новые требования, профессиональный стандарт учителя, компетентностный подход к аттестации педагога.  Вектором моего развития мне представляются собственные методики работы, мой собственный педагогического почерк, которые я верю, вырабатываются в каждый день моей нелёгкой работы.  Вопросы: Что я делаю? Зачем я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? – всё время стоят передо мной. Другими словами, я стараюсь определить индивидуальные смыслы своей педагогической деятельности. Увидеть солнце, то есть, увидеть личность в каждом ребёнке – вот смысл моей учительской философии.

        Вначале было Слово, и это Слово было «Свет». Когда-то давно светом своей души поделился со мной мой Учитель. И разбудил такое желание и во мне. Я хочу, чтобы согревающий и притягивающий свет струился из душ моих маленьких подопечных. Почему? Да просто потому, что я  - Учитель!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...