русский язык,2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку 2 класс
Тема: « Зимние слова».
Цель: обобщить знания детей о словах зимней тематики; научить составлять акротекст.
Оборудование: картины зимней природы; карточки со словами, филворд,
компьютер.
Ход занятия.
I.Словарная работа (Слайд 1.)
У: Вспомните, сколько вы знаете времен года? Назовите их.
- Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном из четырех времен года, о каком вы узнаете, если отгадаете загадку: (Слайд 2.)
В это время года по утру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно,
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все сады и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,
Дед Мороз устроит праздник до утра.
Д: Это зима.
У: По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме?
Подтвердите словами из текста.
Д: «Поутру темно» - короткие дни, длинные ночи.
« Птицы не поют», « леса и парки снегом заметет», « мама лыжи принесет», « наступит Новый год».
У: А сколько месяцев длится зима?
Д: Три.
У: В каком порядке идут зимние месяцы?
Д: ( декабрь, январь и февраль) (Слайд 3,4,5)
На доске запись:
Этот месяц год кончает, а зиму начинает. Этот месяц – году начало, а зиме середина. Месяц этот всех короче, и короче стали ночи. |
На доске – картины с изображениями зимней природы.(Слайд 6,7)
У: Соотнесите названия месяцев с изображениями зимней природы и объясните, почему вы так думаете.
У: Каковы главные признаки зимы?
Д: Холод, мороз, снег, метель
II. Работа по карточкам
У: В русском языке у слова снег много значений. У вас на столах лежат карточки, прочитайте, какие бывают виды снега и что они обозначают.
( сначала самостоятельно, а затем в слух)( Слайд 8)
ХЛОПЬЯ СНЕГА- снежинки, слипшиеся на лету. ПОРОША- самый первый чистый, пушистый, свежий , легкий снег. КРУПКА – колючие белые шарики, похожие на пшено. ПОЗЁМКА- струящаяся по земле низовая метель. ВЬЮГА – снег, кружащийся в воздухе. БУРАН,УРАГАН – сильная снежная вьюга. НАСТ- твердая корочка на снегу после короткой оттепели. СУГРОБ – наметенная ветром большая куча снега. |
- Как называется мельчайшая частица снега.
( снежинка).
У: С этим словом мы еще встретимся, работая со стихами, а сейчас послушаем стихотворение о снежинке.
( стих читает Сазонов С.)
Снежинка.
А. Пришелец.
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь и пройти не смею-
Я не знаю, что мне делать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью:
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони- долго ль до беды!-
Крошечная капелька воды
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
III. Работа над акростихом.
- Прочитайте про себя стихотворение, а затем вслух
На доске:
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой- тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут?- ты спросишь.
Имя здесь я написала.(Слайд 9)
- Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.
- А мы с вами сегодня поучимся составлять акротекст. Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротеста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ. (Слайд 10)
- Давайте попробуем составить акротекст, работать будем по вариантам.(Слайд 11)
Задание I варианту: составить акротекст из слова зима.
Задание II варианту: составить акротекст из слова снег.
З – За ночь сильно похолодало.
И – Идет зима холодная, студеная.
М – Мороз нарисовал на окнах красивые узоры.
А - А деревья оделись в белые шубки и шапки.
С – С севера подул сильный ветер.
Н – Ночью выпал пушистый снег.
Е – Елки стоят в белых шубках и шапках.
Г – Галя и Оля радуются снежной чистоте.
-Проверим, что же у нас получилось. Я приглашаю одного ученика сесть в авторское кресло и прочитать свой текст. Перед вами автор, только он сегодня прав, это его « звездный час».
IV. Продолжим работу с зимними словами.
Кроссворд
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
1. На земле замерзла вода.
Появилась корочка льда.
Хрустит под ногами у всех,
А под корочкой –
Мягкий снег. (наст)
2. Белое покрывало
Всю землю покрывало. ( снег)
3. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу.( иней)
4. Мы проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы
В дождь лежим, в снег бежим:
Уж такой у нас режим. (лыжи).
5.Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз).
6.Лёд на речке- мы бежим,
Лед растаял- мы лежим. (коньки)
- Какое слово получилось в вертикальном ряду? (снежок)
- Какие из этих слов-отгадок употребляются только в единственном числе? (наст, иней).
V. Работа в парах. (Слайд12)Работа с филвордом. Я читаю загадку, а дети в снежинке ищут и зачеркивают отгадку.
1. Он у дома побывал – окна все разрисовал.
2. Много- много звездочек, тонких как стекло; звездочки холодные, а земле тепло.
3. Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела – стала улица бела.
4. Глаза – угольки, руки – сучки,
Холодный, большой…Кто я такой?
5. Деревья белым уберет, хотя не снег он и не лёд.
6. Что за толстое стекло , речку всю заволокло?
7. На прогулке бегуны одинаковой длины. Через луг бегут к берёзке
Тянут следом две полоски.
8. Стальные маленькие кони на льду умельца не уронят.
9. Тянуть их в гору трудно , с горы спускаться чудно.
10. Шайба и клюшки несутся к друг дружке.
VI. Словообразовательная работа.
- Какие слова сегодня на уроке звучали чаще всего?( снег, снежок, снежинки).
- Имена каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?
(Дед Мороз, Мороз Иванович, бабушка Метелица).
- А как пишутся имена людей и сказочных персонажей?
VII Рефлексия Я приготовила для вас кубик. Кому я даю кубик, тот кидает этот кубик, читает, что написано на кубике и отвечает.
( варианты: сегодня на уроке я узнал (а), сегодня мне особенно понравилось…,урок привлек меня… и т. д )(Слайд13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....