русский язык,2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Евглевская Вера Михайловна

внеклассное мероприятие по  русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy-yazyik-2-klass.zip1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку  2 класс

            

Тема: « Зимние слова».

Цель: обобщить знания детей о словах зимней тематики; научить составлять акротекст.

Оборудование: картины зимней природы; карточки со словами,  филворд,

компьютер.

                                            Ход занятия.

I.Словарная работа  (Слайд 1.)

  У: Вспомните, сколько вы знаете времен года? Назовите их.

     - Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном из четырех времен года, о каком вы узнаете, если отгадаете загадку: (Слайд 2.)

         В это время года по утру темно,

         Долго не заглянет солнышко в окно,

         В это время года птицы не поют,

         Это время года дети очень ждут.

         Все сады и парки снегом заметет,

         Мама из чулана лыжи принесет.

         Новогодней елке рада детвора,

         Дед Мороз устроит праздник до утра.

  Д:  Это зима.

  У:  По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме?

   Подтвердите словами из  текста.

  Д: «Поутру темно» - короткие дни, длинные ночи.

       « Птицы не поют», « леса и парки снегом заметет», « мама лыжи принесет», « наступит Новый год».

  У: А сколько месяцев длится зима?

  Д:  Три.

  У:   В каком порядке идут зимние месяцы?

  Д:  ( декабрь, январь и февраль) (Слайд 3,4,5)

   На доске запись:

Этот месяц год кончает, а зиму начинает.

Этот месяц – году начало, а зиме середина.

Месяц этот всех короче, и короче стали ночи.

 

На доске – картины с изображениями зимней природы.(Слайд 6,7)

У: Соотнесите названия месяцев с изображениями зимней природы и объясните, почему вы так думаете.

У: Каковы главные признаки зимы?

Д: Холод, мороз, снег, метель

II. Работа по карточкам

У:   В русском языке у слова снег  много значений. У вас на столах лежат карточки, прочитайте, какие бывают виды снега и что они обозначают.

 ( сначала самостоятельно, а затем в слух)( Слайд 8)

                              ХЛОПЬЯ СНЕГА-

               снежинки, слипшиеся на лету.

                              ПОРОША-

               самый первый чистый, пушистый, свежий , легкий снег.

                              КРУПКА –

               колючие белые шарики, похожие на пшено.

                              ПОЗЁМКА-

                струящаяся по земле низовая  метель.

                              ВЬЮГА –

                снег, кружащийся в воздухе.

                              БУРАН,УРАГАН –

                сильная снежная вьюга.

                              НАСТ-

                твердая корочка на снегу после короткой оттепели.

                              СУГРОБ –

                наметенная ветром большая куча снега.

                         

- Как называется мельчайшая частица снега.

  ( снежинка).

У: С этим словом мы еще встретимся, работая со стихами, а сейчас послушаем стихотворение о снежинке.

     ( стих читает   Сазонов С.)

     Снежинка.

                      А. Пришелец.

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего ж она красива!

Я любуюсь и пройти не смею-

Я не знаю, что мне делать с нею:

Вот сейчас она, сию минуту,

Упадет под сапоги кому-то.

Я тянусь к ней доброю ладонью:

- У меня тебя никто не тронет!

На ладони- долго ль до беды!-

Крошечная капелька воды

Я хотел спасти тебя, снежинка,

А несу в руке твою слезинку.

 III. Работа над акростихом.

   - Прочитайте про себя стихотворение, а затем вслух

     На доске:

  С неба падали пушинки

  На замерзшие поля.

  Ель закутали косынкой,

  Жаркой шубой- тополя

  И укрыли дом да площадь

  Необычным одеялом.

  Как же их зовут?- ты спросишь.

  Имя здесь я написала.(Слайд 9)

- Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.

- А мы с вами сегодня поучимся составлять акротекст. Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротеста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ. (Слайд 10)

- Давайте попробуем составить акротекст, работать будем по вариантам.(Слайд 11)

   Задание I варианту: составить акротекст из слова зима.

   Задание II варианту: составить акротекст из слова  снег.

З – За ночь сильно похолодало.

И – Идет зима холодная, студеная.

М – Мороз нарисовал на окнах красивые узоры.

А  - А деревья оделись в белые шубки и шапки.

С – С севера подул сильный ветер.

Н – Ночью выпал пушистый снег.

Е – Елки стоят в белых шубках и шапках.

Г – Галя и Оля радуются снежной чистоте.

-Проверим, что же у нас получилось. Я приглашаю одного ученика сесть в авторское кресло и прочитать свой текст. Перед вами автор, только он сегодня прав, это его « звездный час».

IV. Продолжим работу с зимними словами.

   Кроссворд

1

2

3

4

5

6

   

1.  На земле замерзла вода.

     Появилась корочка льда.

     Хрустит под ногами у всех,

     А под корочкой –

     Мягкий снег. (наст)

2.  Белое покрывало

     Всю землю покрывало. ( снег)

3.  Серебристой  бахромой

     На ветвях висит зимой,

     А весною на весу

     Превращается в росу.( иней)

4.  Мы проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы

В дождь лежим, в снег бежим:

Уж такой у нас режим.  (лыжи).

5.Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз).

6.Лёд на речке- мы бежим,

  Лед растаял- мы лежим. (коньки)

- Какое слово получилось в вертикальном ряду? (снежок)

- Какие из этих слов-отгадок употребляются только в единственном числе? (наст, иней).

V. Работа в парах.  (Слайд12)Работа с филвордом. Я читаю загадку, а дети в снежинке ищут и зачеркивают отгадку.

     1. Он у дома побывал – окна все разрисовал.

     2. Много- много звездочек, тонких как стекло; звездочки холодные, а земле тепло.

     3. Рассыпала Лукерья серебряные перья,

        Закрутила, замела – стала улица бела.

    4. Глаза – угольки, руки – сучки,

        Холодный, большой…Кто я такой?

    5. Деревья белым уберет, хотя не снег он и не лёд.

    6. Что за толстое стекло , речку всю заволокло?

    7. На прогулке бегуны одинаковой длины. Через луг бегут к берёзке

        Тянут следом две полоски.

    8.  Стальные маленькие кони на льду умельца не уронят.

    9. Тянуть их в гору трудно , с горы спускаться чудно.

   10. Шайба и клюшки несутся к друг дружке.

VI. Словообразовательная  работа.

- Какие слова сегодня на уроке звучали чаще всего?( снег, снежок, снежинки).

- Имена  каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?

 (Дед Мороз, Мороз Иванович, бабушка Метелица).

  - А как пишутся имена людей и сказочных персонажей?

  VII Рефлексия  Я приготовила для вас кубик. Кому я даю кубик, тот кидает этот кубик, читает, что написано на кубике и отвечает.

( варианты: сегодня на уроке я узнал (а), сегодня мне особенно понравилось…,урок привлек меня… и т. д )(Слайд13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....