ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narush_povedeniya_.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Педагоги-классики (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения.
Реализуя произвольное поведение , ребенок должен понимать почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так , а не иначе. Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам ( законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей - по прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.
В некоторых случаях нарушения поведения определяются индивиду-
альными особенностями , в том числе нейродинамическими: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или , наоборот психомоторной расторможенностью.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение
таких детей отличаются нерешительностью, пассивностью, упрямством, агрес-
сией. Кажется , что они специально нарушают дисциплину, не желают вести себя хорошо. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в
состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений в поведении таких детей , легко осуществить в тех случаях, когда взрослые ( учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.
Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение.
Гиперактивное поведение
Гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.
Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении.
При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникшая эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выра-
жается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности и,
часто, квалифицируются как дисциплинарные проступки.
Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы, на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание
при выполнении заданий.
Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок.
О последствиях он не задумывается , хотя плохого он не замышляет и сам искренне огорчается из-за произошедшего. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к школе, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.
Сама по себе чрезмерная активность - это еще не психическое нарушение, однако она может сопровождаться некоторыми изменениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это связано, прежде всего, с тем, что гиперактивному школьнику нелегко концентрировать свое внимание и спокойно заниматься.
Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения центральной нервной системы, возникающие как до, так и после рождения ребенка. Но наличие этих факторов не обязательно связано с развитием детской гиперактивности. В ее возникновении играет роль целая совокупность взаимодействующих факторов.
Демонстративное поведение
При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное
нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.
Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во - первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых ( учителей, воспитателей, родителей) и только
тогда, когда они обращают на него внимание. Во - вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке ( при помощи действий) говорит взрослым: "Я делаю то, что вам не нравится". Такое же со-
держание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют "Я плохой".
Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?
Чаще всего это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало и ребенок не получает в процессе общения необходимые ему любовь, ласку, тепло. Такое демонстративное поведение распространено в семьях с авторитарным- стилем воспитания , авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются унижению.
Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы -
плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, "взять верх" над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздражительности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).
Протестное поведением
Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.
Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.
Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. "Пассивный"
негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При "активном " негативизме дети производят действия, противопо-
ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них
не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт
между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным.
"Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем - либо
не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он это потребовал.... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным
решением".
В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.
С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения , как строптивость. Строптивость направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни.
Агрессивное поведение
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.
Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким -либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения
и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку - брата
не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается , у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на
самого себя ( так называемая аутоагрессия - самоунижение, самообвинение).
Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почув-
ствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.
В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.
Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных
внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посред-
ством агрессивного поведения.
Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимо--
отношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей- по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания -нередко модель агрессивного поведения ребенка.
Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в
обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е.
возникает ситуация порочного круга.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.
Инфантильное поведением
Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка
сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и не заметно для себя начинают играть ( катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность. Если не оказать инфантильному ребенку своевременную помощь, то может привести к нежелательным социаль-
ным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.
Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.
Конформное поведение
Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества ( потому что приходится
действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности.
Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, "заражение". Типичное и естественное стремление младшего школьника "быть как все" в условиях учебной деятельности не является конформным.
Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладе-
вают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.
Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать
поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.
Методы коррекции нарушения поведения
Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной целенаправленной деятельности
взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка,
его образование и воспитание (ребенок усваивает не только знания,но и нормы,
правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого поведения).
Наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. "Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, всей работе.
П.П.Блонский сомневался в эффективности наказаний: "Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающего, циничного и лживого ребенка".
В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в во-
спитательной практике. "Наказание" может унизить личность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не может оказать в последствии действенного сопротивления злу и невежеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Человек, испытавший наказание в детстве, в подростковом возрасте не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии.
В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя "отменить",
если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно и для него самого.
Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия.
1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания
нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
При наказании взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
3. После наказания проступок должен быть "забыт". О нем больше не напоминают точно также, как не вспоминают и о наказании.
4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, под-
вергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
5. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка.
6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Рисование, рисуночная терапия, участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.
Гиперактивным детям ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проговорить нарисованное;
начатое обязательно закончить. С такими детьми полезно рисовать "витражи.
Взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью вит-
ражные перегородки"; ребенок должен "вставить цветные стеклышки". Раскрашивая "витраж", ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за "перегородки". Такая работа собирает, концентрирует вни-мание ребенка, учит его аккуратности.
В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу преобладает "крово-
жадная" тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в "мирное русло". Например, ребенку предлагают: "Мы рисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской. Закрашенный определенной краской лист вызовет у ребенка уже другие ассоциации (спокойные, умиротворенные), возможно это позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, можно постепенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок машин.
Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), развивать сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать.
Примечание: гиперактивным детям не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.е. материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание). Более уместно предложить таким детям карандаши, фломастеры - материалы, задающие организованную, структурированную деятельность. Детям эмоционально зажатым, пассивным более полезны материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений где
включается все тело, а не только кисть и пальцы. Таким детям лучше предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.
Можно порекомендовать и такую игру: "Кляксы"
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа, Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа получившаяся клякса.
В ходе этой игры можно получить следующую информацию.
1 Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они
видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Обсуждение "страшного рисунка" способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.
2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка, он будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи ( бабочек, сказочные букеты и др.).
Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.
3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.
4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона ( цвета грусти).
5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми ( пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).
6. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветами и психическим состоянием ребенка.
Эту игру можно проводить через каждые два занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием ребенка.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБЫ И ОТДЫХА ГИПЕРАКТИВНОГО
При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны
придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:
1. эмоционально поддерживайте ребенка во всех его попытках позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;
2. избегайте жестких оценок, упреков, угроз, слов "нет", "нельзя", "прекрати"; разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;
3. в определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;
4. поощряйте ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);
5. избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;
6. оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;
7. не сдерживайте физическую подвижность такого ребенка, но его активность нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное - подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь уместны
подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций;
8. чередуйте различные виды деятельности ребенка: после активной, подвижной игры используйте релаксационные упражнения или спокойный отдых;
9. сформулируйте вместе с ребенком правила поведения в школе и дома., напишите их на бумаге и повесьте на видном месте, периодически повторяйте эти правила вместе с ребенком;
10. если вам не удается справиться с повышенной активностью и возбудимостью школьника, обратитесь к психологу или врачу - невропатологу.
Ли тература
1. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном
образовании. -М.: АСАДЕМА, 2001.
2. Кошелева А.Д.,Алексеева Л.Д. Диагностика и коррекция
гиперактивности ребенка. - М., 1997.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей.-
М., 1986
Практические рекомендации
для учителей и родителей.
1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик
не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого
"эмоционального " полушария. Мальчики в этом случае истощаются информационно ( снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной " грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
9. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
10. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
11. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по - разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
13. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
14. Сделайте своей главной заповедью - "не навреди".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"
Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....
Причины нарушения письма у младших школьников
В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках детей так часто?"...
Родительское собрание на тему "Причины плохого поведения у младшего школьника"
У непослушания, в понимании взрослых, могут быть самые разные причины.В зависимости от причины должна строиться реакция взрослого....
Нарушение звукопроизношения у младших школьников: причины и перспективы
Как мне кажется, нет необходимости говорить о том, насколько остра в настоящее время проблема нарушения звукопроизношения не только у детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. К сожал...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ПЕСКЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Практика работы в школе показала, что эмоциональные нарушения в поведении детей занимают далеко не последнее место в списке запросов, с которыми к педагогу-психологу обращаются дети, родители и педаго...