КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ПЕСКЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
картотека

Ольга Александровна Смотрова

Практика работы в школе показала, что эмоциональные нарушения в поведении детей занимают далеко не последнее место в списке запросов, с которыми к педагогу-психологу обращаются дети, родители и педагоги.  Это  страхи и тревожность, болезненная чувствительность, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность, повышенная агрессивность, отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний.

Песочная терапия как метод коррекции ориентирована не столько на достижение каких-то конкретных результатов, а в большей степени на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей детей младшего школьного возраста.

Представленные игры и упражнения помогут педагогам и психологам в проведении коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими эмоциональные нарушения в поведении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_na_peske.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ПЕСКЕ

ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Упражнение «Давай дружить, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения, оценка эмоционального состояния детей

Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень!

(Т.Сикачёва)

Педагог-психологпредлагает поздороваться с песком, сопроводив слова приветствия действием (различными способами дотронуться до песка):дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем пальцами обеих рук одновременно;дотронуться до песка всей ладошкой (внутренней, затем тыльной стороной ладони);медленно опустить ладони на песок, взять в руки песок, пропустить его сквозь пальцы, прислушаться к своим ощущениям, «передать» песку свой положительный настрой.

Предлагает детям описать свои ощущения, сравнить их с ощущениями одноклассников.

Упражнение «Пожелание»

Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, общности

Педагог-психолог предлагает пересыпать друг другу из рук в руки «волшебное, уже заряженное положительным настроем» вещество – песок, высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения, здоровья, успехов всем присутствующим или кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы), самому себе.

Упражнение «Дождик из песка»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Педагог-психолог рассказывает детям, что есть 3 песочных дождика: маленький, средний и самый высокий, предлагает «опробовать»  все 3 вида дождика и выяснить для себя, какой из них  наиболее приятен, комфортен.

Упражнение «Действие по образцу»

Цель: вызывание эмоционально положительного состояния, удовольствия от игр и совместной деятельности с другими детьми

Педагог-психолог предлагает каждому ребенку выбрать себе пару. Пары занимают комфортное для работы место в пространстве кабинета (желательно, чтобы партнеры сидели напротив друг друга).Один участник – ведущий, другой – ведомый.

Один выполняет действие, другой синхронно его повторяет (нарисовать на песке узор, собрать песок в холмик, сделать в песке углубление, разровнять песок и т.п.). Время выполнения – 2 минуты. Важна точность повторения действия.

Упражнение «Обратное действие»

Цель: создание здоровой конкуренции, удовольствия от игр и совместной деятельности с другими детьми

Один партнер выполняет действие, другой – придумывает и выполняет противоположное действие (гладит – прихлопывает, сгребает в кучу – разгребает, рисует круг – чертит линии, ускоряет темп – замедляет темп и т.д.). Время выполнения – 2 минуты. Затем партнеры меняются ролями. Время выполнения – 2 минуты.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: диагностика актуального эмоционального состояния ребенка

Что-то как-то настроение

у меня с утра не очень.

И не сладкое варенье

и сандалик мой промочен.

Как-то мне сегодня скучно,

и не прыгает скакалка,

и на небе как то тучно,

и саму себя мне жалко.

Мне не хочется печенья,

что же вдруг со мною сталось?

Видно просто настроение

вдруг куда-то потерялось!

(О. Школьник)

Педагог-психолог объясняет, что о настроении можно не только рассказать, но и показать и изобразить его,предлагает ребенку на гладкой поверхности песка зубочисткой/палочкой нарисовать контур лица с эмоцией, которая отражает его настроение на данный момент.Если ребенок изобразил плохое настроение, педагог-психолог предлагает подумать, что необходимо для того, чтобы настроение улучшилось, изобразить настроение на новом рисунке. Главное, чтобы ребенок получил заряд положительных эмоций.

Упражнение «Дыхание ветра»

Цель: выработка спокойного ритма дыхания

Мальчик Ветру говорил:
– У тебя так много сил,
Ты стремительный, могучий,
Быстрокрылый и летучий,
Ты и вихрь, и ураган,
Буря, вьюга и буран,
Но тебя не понарошку
Я смогу зажать в ладошку!

Ветер вдруг от слов таких
В удивлении притих,
Прошептал:
– Служить готов
Повелителю ветров.

(Н. Шемякина)

(текст сокращен в необходимом контексте)

Педагог-психолог предлагает ребенку с помощью трубочки «создать» ветер в пустыне: «выдуть» ямку в песке, овраг, «нарисовать» струей воздуха букву, цветок, геометрическую фигуру. Полученные навыки являются подготовкой к выполнению упражнения «Все плохое ветер унесет».

Упражнение «Скульптура»

Цель: проработка, отреагирование страхов, тревожности, вытеснение негативных переживаний

Ночь. И в доме тишина.
Не могу уснуть.
Чей-то шорох под кроватью
Нагоняет жуть.
Не могу пошевелиться,
Как случилось так?
Может, сонным притвориться,
Чтоб ушёл мой страх?
Кто он, бедный? Где живёт?
Может, в темноте?
В кабинете у зубного?
Или чья-то тень?
Может, просто звук за дверью?
Прячется зачем?
Только он – воображение!
Нет его совсем!
Он сидит внутри фантазией –
Сказкой победим!
Остановим безобразье,
Если захотим!
Утром я возьму бумагу
И карандаши.
Мне подвластно, словно магу,
Сделать страх смешным.
Заколдую доброй силой
Злое существо!
Я – хозяин своих мыслей,
Страха и всего!

(О.Фокина)

(текст сокращен в необходимом контексте)

Педагог-психолог предлагает ребенку вылепить из влажного песка страшную скульптуру, пояснить, на что или на кого похожа скульптура. Затем ребенок сам или совместно с психологом ломают скульптуру, разравнивают песок или преобразовывают созданную скульптуру в позитивную и добрую. Создание положительного образа или предоставление бывшему ужасающему образу смешного вида –важный элемент работы. Это и есть выход на положительный жизнеутверждающий уровень.

Упражнение «Все плохое ветер унесет»

Цель: снижение негативных эмоциональных реакций, символическое освобождение от тревоги и страхов

Педагог-психологпредлагает ребенку написать на маленьких листочках бумаги то плохое, что его беспокоит, вызывает у него отрицательную эмоцию: страх, злость, печаль и, создавая через трубочку струю воздуха, сдуть за пределы песочницы.

Упражнение «Рисование под музыку»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии

Педагог-психолог предлагает детям «рисовать» на песке пальчиками, ладонью, трубочкой подспокойную классическую музыкальную композицию.

Музыкальное сопровождение:

И.С.Бах «Прелюдия домажор», «Шутка»
И.Брамс «Вальс»
А.Л.Вивальди «Времена года»
В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»
П.И.Чайковский «Детский альбом», «Времена года»

Ф.Шопен «Вальс №7 До-диез минор», «Вальс Ре-бемоль мажор»

И.Б.Штраус Вальсы «Весенние голоса», «Сказки Венского леса»

Игра «Кто в гости приходил?»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики

Педагог-психолог предлагает  оставить  следы на влажном песке, как будто здесь:

– прошли слонята:  дети  кулачками и ладонями с силой надавливают на песок;

–прыгали зайчата:дети кончиками указательного и среднего пальцев  ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

–прополз уж: дети расслабленными/напряженными пальцами рук «рисуют» волнообразные линии;

– пробежали жучки-паучки:  дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых

– прошло фантастическое животное:  дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

Игра «Какое это облако?»

Цель: закрепление умения схематично изображать эмоции: радость, грусть, злость, удивление

Педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на влажном песке контурное изображение облака, и по ходу чтения стихотворения изобразить  настроение облака.

Вот облако веселое

Смеется надо мной

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним,

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачу

Махал я вслед рукой.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес,

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

А маленькое облако

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки.

Игра «Большой секрет для маленькой компании»

Цель: активация положительных эмоций; развитие  командного духа

Если тайну знаю я,
значит знает вся семья:
знает мама, знает папа
и моя собачка Тяпа.
и сестра, и старый дед
тоже знают про секрет.
И, конечно, кот Василий
разузнал все, без усилий.
канарейка на заре
мой секрет пропела мне.
Как узнали о секрете??
Ведь лежал секрет в пакете.
Может, бантик развязался
и секрет к друзьям умчался?

(К.Зискина)

(текст сокращен в необходимом контексте)

Педагог-психолог  предлагает детямразбиться на две команды. Первая команда прячет в песке «секреты». Представителям второй команды по очереди необходимо найти в песке на ощупь различные предметы и описать их.

Игра «Книга переживаний»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое,снижение негативных эмоциональных реакций, символическое освобождение от тревоги и страхов

Педагог-психолог предлагает ребенку «написать» на песке свою «Книгу переживаний», разделив для этого  поверхность песочницы на три части: завязка, кульминация, развязка.  Игрушки и атрибуты ребенок выбирает самостоятельно. Педагог-психолог просит ребенка рассказать о своих страхах и переживаниях, помогая наводящими вопросами:

–Как называется твоя «Книга»?

–Какие эмоции ты испытывал в начале «Книги переживаний»? Почему?

–Как менялись эмоции по ходу действия?

–В какой момент ты испытал самые сильные чувства? Что стало тому причиной?

–Какие это были эмоции: положительные или отрицательные?

–К чему привели эти переживания? Как они отразились на твоем внутреннем состоянии?

–Как ты справился? Ты это сделал самостоятельно или получил помощь?

–Чему научили тебя произошедшие события? Что бы ты хотел изменить?

–Какую страницу «Книги» ты хотел бы стереть? Подумай, как можно исправить ситуацию?

Игра «Кладоискатель»

Цель: развитие способности ребенка к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе

Искали летом клад
У бабушки на даче.
Дедуля нас назвал
Джентльменами удачи!
Панамки нахлобучили
И побежали в сад:
Известно ведь, что клады
Закопаны лежат!
Но бабушка сказала,
Что всё совсем не так!
Сначала надо карту,
Где клады, отыскать!
Мы бегали гурьбою,
Искали там и тут!
Показывала карта
Нам правильный маршрут!

(Л.Кожевникова)

(текст сокращен в необходимом контексте)

Педагог-психологпредлагает ребенку отыскать кладпо карте-схеме. На песке ставятся условные ориентиры, подсказки.  Каждый правильно найденный и пройденный ориентир – это маленькая победа, успех ребенка. «Клад» остается у ребенка в качестве сувенира.

Игра «Остров Гдетотам»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое

Педагог-психолог предлагает ребенку отправиться в путешествие  к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. На полке с игрушками ребенок  выбирает те, которые помогут  ему создать  волшебный остров в песочнице.

Любят все без исключения
славный остров Гдетотам–
Тут за нами приключения
Так и ходят по пятам.

Потому и называется
Этот остров Гдетотам,
Потому что тут сбывается
Все, что только снится нам.

И пока умеют дети
Верить сказкам и мечтам,
Будет, будет на планете
Славный остров Гдетотам!

(Б.Заходер)

Педагог-психолог просит ребенка рассказать историю о волшебном острове, помогая наводящими вопросами:

– Что это за остров?

– Кто на нем живет? Чем занимаются жители острова?

– Всем ли хорошо на этом острове? и т.п.

(Музыкальное сопровождение:В. Шаинский«Чунга-чанга»).

Игра «Дом гармонии и спокойствия»

Цель: снятие эмоционального напряжения, тревожности, развитие воображения

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное–
Домой так и тянет меня.
(Агния Барто)

Педагог-психолог предлагает ребенку построить на песке дом, в котором ему будет уютно и безопасно. Игрушки, атрибуты для постройки дома ребенок выбирает самостоятельно.

Педагог-психолог просит ребенка рассказать о доме, помогая наводящими вопросами:

– Из какого материала построен твой дом? Почему ты выбрал именно этот материал?

– Где расположен твой дом?

– Кто живет с тобой в доме?

– Хорошо ли тебе живется в этом доме?

– Есть ли что-то, чего тебе не хватает в твоем доме? Что нужно сделать, чтобы это было? И т.п.

Главное в процессе сочинения рассказа – концентрация внимания ребенка на атмосфере спокойствия.

Упражнение «Все к лучшему»

Цель: активация положительных эмоций, оценка эмоционального состояния детей

В арт-терапии есть  термин «обнуление» – человек сбрасывает весь ненужный балласт. Происходит перезагрузка мозга. И освобождается место для позитива и творчества!

Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо, значит надо,
Надо весело скучать!
Так давайте, так давайте
Веселиться и мечтать!
Можно рядышком присесть,
Поболтать и песню спеть.
Глазками подмигивать,
Приседать, подпрыгивать.
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
Засияют ваши глазки,
И запляшет язычок.
Вот такойсекретик счастья.
Не забудь его, дружок!

(Л.Разумова)

(текст сокращен в необходимом контексте)

Педагог-психолог предлагает детям  вновь обратиться к «волшебному» веществу – песку, каждому взять частичку этого вещества, «заряженного» общей энергетикой группы и проговорить вслух то лучшее, что бы он хотел взять в будущее. Пожелание может носить комплементарный характер, являясь внутренним ресурсом личности, или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Цикл занятий "Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников"

Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с   большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благода...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...