Рабочая программа кружок ДО Юный журналист
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программы направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещѐнного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Уровень освоения дополнительной образовательной программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).
Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
2. Дать представление о сущности журналистской профессии.
3. Познакомить со способами сбора информации.
4. Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.
5. Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.
6. Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
7. Учить давать самооценку результатам своего труда.
8. Обучить первоначальным навыкам работы в программе Word в процессе создания школьной газеты.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми 8-11 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика курса
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. В ходе освоения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
1. основ гражданской идентичности личности – патриотическое воспитание;
2. основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных отношений.
Формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:
1. целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
2. формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
3. приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
1. формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
2. определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
1. практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;
2. развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
Формирование активной жизненной позиции. Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков. | Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя: Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания. Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий). Формирование умение давать самооценку результату своего труда. Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя: Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества. Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе. Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью). Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты. Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты). Развитие творческих способностей обучающихся. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий. Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя: Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Формирование уважения к собеседнику. Формирование у учащихся толерантного сознания. |
Содержание курса
1.Введение в программу.
Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
2.История журналистики в России.
Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.
3. Газета в моих руках.
Современные газеты. Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).
4. Журналистика как профессия.
Работа редакции. Формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты.
5. Юнкор школьной газеты.
Компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).
6. Презентация газеты.
Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты.
7. Функции журналистики.
Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы. Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .
8. Способы сбора информации.
Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции. Мастерская информационных газетных жанров.
Заметка. Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка–информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.
Интервью. Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.
Репортаж. Отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».
Отчѐт. Отчѐт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.
9. Культура речи.
Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.
10. Знакомство с оформительским делом. Структура газеты. Макет.
Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).
Заголовок. Понятие и основные функции заголовка. Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).
Шрифт. Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Word.
Иллюстрация в газете. Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
11. Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты.
Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).
12. Подготовка статей для школьной газеты.
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
Компьютерное редактирование. Верстка газеты.
Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.
13. Подведение итогов работы кружка
Теория: Подведение итогов занятий за год.
Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.
Тематическое планирование
(2 раза в неделю - 68 часов)
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Введение в программу | Кружок «Юный журналист» | 1 | |
2 | История журналистики в России | 1 | ||
3 | Газета в моих руках | Современные газеты | 1 | |
Газета в моей семье (презентация) | 1 | |||
4 | Журналистика как профессия | Работа в редакции | 1 | |
Юнкор школьной газеты | 1 | |||
Презентация газеты | 1 | |||
Вот он - юные журналисты | 1 | |||
5 | Функции журналистики | 1 | 1 | |
6 | Способы сбора информации | Способы сбора информации (анкетирование, опрос, интервью и работа с корреспонденцией) | 1 | 3 |
7 | Мастерская информационных газетных жанров | Заметка | 1 | 2 |
Интервью | 1 | 2 | ||
Репортаж | 1 | 2 | ||
Отчѐт | 1 | 2 | ||
8 | Культура речи | Газетный язык | 1 | |
Речевые ошибки в тексте сообщения | 1 | |||
Упражнения по формированию выразительной письменной речи | 1 | |||
Функционально- смысловые типы текстов | 1 | |||
9 | Знакомство с оформительским делом | Структура газеты | 1 | |
Макет номера газеты | 1 | |||
Заголовок | 1 | |||
Шрифт | 1 | |||
Иллюстрация в газете | 1 | 2 | ||
10 | Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты | Устройство фотоаппарата и диктофона. | 1 | |
Работа с фотоаппаратом | 1 | 2 | ||
Работа с диктофоном | 1 | 1 | ||
11 | Подготовка статей для школьной газеты | 14 | ||
12 | Компьютерное редактирование. Вѐрстка газеты. | 10 | ||
13 | Подведение итогов работы кружка | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение курса
- компьютер,
- программное обеспечение на компьютерах (Word и PowerPoint),
- принтер,
- цифровой фотоаппарат,
- диктофон.
Используемая литература для педагога
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
- Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Используемая литература для обучающихся
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
программа работы клуба юных журналистов "Пульс"
3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: иметь представление- о технологии поиска информации:- текстовым материалом служат:- подписи к картинка...
Программа внеурочной деятельности «Юный журналист»
С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных с...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Здесь представлена программа внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127506","attributes":{"alt":"...
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Юный журналист...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист"
Внеурочная деятельность в 5-9 классах...