ВИД РЕФЛЕКСИИ
статья на тему

Негай Гаянэ Врежевна

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid_refleksii.docx157.15 КБ

Предварительный просмотр:

   ВИД РЕФЛЕКСИИ

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

Мне больше всего удалось...                

А особенно удалось...

Что я получил! от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Что думал?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что...

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?            

Отследите состояние своей души.                 

Мои достижения на уроке...

Сегодня на уроке я:

научился...

было интересно...                                 

было трудно...

мои ощущения...

Что мне этот урок дал для жизни?

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным...

Я понял, что...

Я почувствовал, что...

Урок:

• привлек меня тем...

• показался интересным...

• взволновал...                  

• заставил задуматься…

• навел меня на  размышления...

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей  жизни?

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем еще надо поработать?

Своей работой на уроке я:

• доволен;

• не совсем доволен;

• я недоволен, потому что...

 Я выбрал эта задания па уроке, потому что:

• они мне нравятся больше остальных;

• я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

• они легче остальных заданий;

• затрудняюсь ответить.

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ

Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».

1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.

2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого; определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

• красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах

Состояние моей   души

Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

«Мишень настроения»

День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце смены - вся «мишень» «прострелена» днями.

«Маятник настроения»

 Идея та же - оценка настроения. Сама картинка (слева хмурый день, тучи, дождь; справа солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана. Маятник - подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная наверху. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

«Музыкальный тест»

Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребенку дается маленькая нотка. Если дети знакомы с музыкальной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор).

«Роза настроения»

«Роза» делится на секторы - по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня.

Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя, таким образом один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.                      

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

«Цветик - многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит

 к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказачное дерево»

Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогий с предыдущим.

«Гномики»

Ребенок отдает жетон тому гномику, настроение которого разделяет в данный момент.    

                     

«Почта»   

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

«Дерево творчества»   

По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно. Цветок - довольно неплохо.

Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се. Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

«Метод пяти пальцев»   

М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б {безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким были сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Выбери утверждение»   

• все понял, могу помочь другим;      • запомню надолго;

• все понял;                                         однообразный;

• могу, но нужна помощь;                    неинтересный;

• ничего не понял.                                скучный;

• интересный;                                       день;

• хороший;                                            • урок;

• отличный;                                           • праздник

• и др.    

Ощущал себя:

хорошо;              • глупо;

уверенно;           • неуверенно;

смело;                 испуганно;

гордо;                 • сердито;

комфортно:        • грустно.

«Светофор»

«Зеленый» - побольше таких дел.  

«Желтый» - понравилось, но не все.

«Красный» - дело не понравилось.                                

 «Зеленый» - поучительно.

 «Желтый» - интересно.

«Красный» - скучно.

«Радуга»

Семь цветов радуги - семь, оценок дела или учебного цикла.

 Каждый коллектив или все участники дела выставляют свои оценки - приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги.

              «Солнышко»

Мое настроение похоже на:

• солнышко;

• солнышка с тучкой:

• тучку:

• тучку с дождиком:                            

• тучку с молнией,

В отрядном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик - косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребенка. Цвет бантика соответствует настроению ребенка.

«Елочка настроение»

Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют свое настроение.        

                     «Мое настроение»

Каждый ребенок в течение минуты рисует свое настроение.

«Гусеница»

Гусеница - ребенок. Яблоко - его внутренний; неведомый вожатому мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал - в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.

 «Пик взаимопонимания»

Пик - вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребенок. По склону карабкается учитель. Насколько близко он подобрался сегодня к детям, как прошла работа, достигнуто ли взаимопонимание - это и решают дети, помещая фигурку учителя либо у подножия, либо выше по склону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительн...

Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...