Проект «Великое русское слово» (по сказкам А. С. Пушкина)
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок - проект "Великое русское слово" (по сказкам А. С. Пушкина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс на лучшую методическую разработку урока,
посвященного Дню русского языка
Номинация: урок внеклассного чтения
«Волшебное русское слово»
по сказкам А. С. Пушкина
( урок – проект )
Автор работы:
Сперелуп Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Невинномысск
2014
Урок внеклассного чтения «Великое русское слово»
по сказкам А. С. Пушкина
Предмет: внеклассное чтение
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Проект «Великое русское слово» (по сказкам А. С. Пушкина)
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок – проект
Участники: обучающиеся 4 класса
Цель: формирования положительной мотивации к чтению, чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с литературными сказками А. С. Пушкина, обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи обучающихся, формирование лингвистического мышления, развитие творческих способностей, навыков выразительного художественного чтения, привитие уважения к русскому языку и себе как его носителю.
Планируемые результаты
Личностные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанных сказок, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, проявлять интерес к чтению, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Регулятивные УУД: обучающиеся научатся понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, действовать по намеченному плану, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после ее завершения, вносить коррективы, оценивать свои действия и результат деятельности.
Познавательные УУД: обучающиеся научатся целенаправленно слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, коллективно устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения, осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, классификации по указанным параметрам, осуществлять поиск необходимой информации в художественном тексте, находить языковые примеры для иллюстрации понятий.
Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, находить общее решение, высказывать и обосновывать свою точку зрения, убеждать и уступать, принимать другую точку зрения, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Основные понятия: лексика, устаревшие слова, омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», С. И. Ожегов, н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, В. П. Жуков, А. В. Жукова Школьный фразеологический словарь русского языка, выставка рисунков к сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти … сказки!», мультимедийное оборудование, презентация в Power Point, запись «Три чуда. Царевна Лебедь» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», «Технологическая карта» для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А3), мел, доска.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД* | Формируемые УУД |
1 | Организационно – мотивационный Цель: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата. | Приветствие С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, Читать, работать, размышлять! - Ребята, я предлагаю вам выбрать цветную карточку (красная, желтая, зеленая) и распределиться на группы в соответствии с цветом выбранных карточек. | Обучающиеся настраиваются на продуктивную деятельность, распределяются по группам | Ф | Личностные: принятие роли ученика, соблюдение определенных правил поведения на уроке |
2 | Самоопределение к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. | Инсценировка «Самое удивительное чудо на свете». (Приложение 1) Ученик открывает книгу и читает: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На поднятых парусах… - Что вы увидели? - Разве это не чудо, в самом деле? Были перед нами белые страницы, и вдруг появились море, синие волны, дальние дали… Как это происходит? Автор с помощью слов рисует нам картину. - Кто автор этих строк? А. С. Пушкин - Почему А. С. Пушкина называют великим русским поэтом? Потому что он великолепно владеет словом, русским языком. - Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского слова. 6 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка в России. "По-моему, лучшего дня для Дня русского языка не найти, здесь колебаний у меня никаких не было, - сказал Дмитрий Медведев. - Объясни слова президента? (Приложение 2) - Стихотворение о творчестве А. С. Пушкина. (Приложение 3) - О чем мы будем говорить на уроке? - Я предлагаю окунуться в прелестный мир мудрых сказок А. С. Пушкина и создать проект «Великое русское слово» - Какую цель поставим на уроке? Учиться хорошей речи. | Диалог с учителем Обучающиеся участвуют в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения Формулирование темы и цели проекта | Г, И | Личностные: формирование представлений о русском языке как языке своей страны, формирование мотивации, сознательного отношения к качеству своей речи Регулятивные: постановка учебной задачи |
3 | Актуализация знаний Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по теме «Лексика», необходимые для выполнения проекта; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности. | Звучит музыка. Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Царевна – Лебедь» (Приложение 4) Появляется Царевна – Лебедь. Инсценировка. (Приложение 5) - Как автор описывает речь царевны? Сладку речь – то говорит, Будто реченька журчит. - Как вы понимаете эти слова? Царевна – Лебедь предлагает обучающимся каждой группы составить пословицы и определить главную мысль, которой они связаны. (Соедини части пословицы) (Приложение 6) Вывод: Речь украшает человека. - Что составляет богатство языка? (Лексика) Составление кластера «Лексика» (Приложение 7) | Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в тексте художественного произведения; осуществляют действия анализа, синтеза, группировки при работе с пословицами; применяют разные способы фиксации информации (словесный, схематический) при определении лексического состава русского языка | Г | Личностные: формирование представления о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий умение ориентироваться в тексте художественного произведения; умение анализировать информацию. |
4 | Работа над проектом Цель: создание и защита проекта «Сказка учит говорить…» | - Рассмотрите технологическую карту проекта. (Приложение 8) Сформулируйте задачи проекта. - Какие правила работы в группе надо соблюдать? Работа групп: 1 группа – «Сказка о рыбаке и рыбке» (Приложение 9) 2 группа – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (Приложение 10) 3 группа – «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди» (Приложение 11) Распределение заданий на каждого члена группы. Каждая микрогруппа выполняет свою часть проекта. По окончании работы – презентация проектов. | Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с текстовой информацией, анализируют ее, делают обобщения. По окончании работы – презентация проектов, оценивание работы групп: ! – отлично, всё получилось, + – хорошо, были незначительные ошибки, – – не всё получилось, требуется помощь. | Г, П | Личностные: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина, обогащение словарного запаса, формирование мыслительной деятельности Регулятивные: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: умение самостоятельно найти необходимую информацию, умение делать выводы и обобщения; осуществление различных форм интерпритации текста (выразительное чтение, инсценировка); находить в тексте примеры для иллюстрации определенных понятий по теме «Лексика». Коммуникативные : умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с партнером, вступать в диалог, договариваться |
5 | Рефлексия Цель: самооценка деятельности, обобщение и выводы по теме урока | - Как думаете, достигли мы цели урока? - Мир пушкинских сказок вдохновляет на творчество. Взгляните на выставку рисунков. (Приложение 12) - В чем сила сказок? Добро побеждает зло. - В чем мастерство Пушкина? Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский - Запишите свои размышления о русском языке. Составление синквейна «Русский язык» (Приложение 13) Вывод: чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир. У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… А чтобы мудрым стать, учёным, Прочти ты сказок мудрых том! | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат своей работы на уроке Учащиеся заполняют карточку «Мои успехи на уроке» Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось…
| Ф, И | Личностные: понимание значимости хорошего владения русским языком; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные: развитие способности к осознанному и словесному выражению своих мыслей, умению делать выводы, обобщения, умозаключения. Коммуникативные: оценивать мысли, советы, предложения учителя и своих одноклассников, принимать их во внимание, учитывать в своей деятельности |
ФОУД* – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Литература:
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение 1989
- Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1995
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры – М.: АЗЪ, 1995
- Пушкин А. С. Сказки. Ростов – на – Дону: Издательский дом «Проф – Пресс», 2005
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1971
- http://www.bestreferat.ru/referat-254680.html
- http://www.litra.ru/composition/get/coid/00605471283786214331
- http://ugra-biser.ucoz.ru/publ/2-1-0-2
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/puteshestvie-v-leksikograd-integrirovannyy-urok-russkogo-yazyka-i
- http://ped-kopilka.ru/blogs/blagodarova-natalja/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klase-po-skazkam-a-s-pushkina.html
- http://lib.znate.ru/docs/index-114484.html
- http://www.myshared.ru/side/605466/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный проект "Что за прелесть эти сказки" А.С.Пушкин 1 класс
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения Пушкина, а ...
Сценарий конкурса чтецов "Великое русское слово"
Сценарий содержит интересную инсценировку одного дня их жизни А.С.Пушкина....
Проект «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»
Прект - исследование по русскому языку и литературе. Предлагается введение в проект...
Проект «Что за прелесть эти сказки» А.С.Пушкин
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы про...
Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.
Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина"....
Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс
Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс...
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....