Урок развития речи
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по развитию речи "Дикие животные зимой"
Цель:
систематизировать знания детей о жизни диких животных;
уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу кто?
работать над развитием словарного запаса;
отрабатывать формы речи: рассказ, диалог;
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
У нас урок развития речи. Весь урок будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь». За ваши ответы «Красавица зима» приготовила вам сюрпризы.
II. Речевая зарядка.
(Вместе с учителем дети проговаривают с таблицы отрывок из стихотворения).
Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.
- О каком времени года этот отрывок из стихотворения?
III. Повторение пройденного.
- Подберите к предмету характерные признаки, подставляя вопрос.
Зима (какая?)…(холодная белая, снежная).
Снег (какой?)….(рыхлый, липкий, белый).
Мороз (какой?)…(жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой?)…(пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие?)…(голые, сонные).
Дни (какие?)…(короткие, холодные, ясные).
IV. Постановка темы и цели.
1. Определение темы.
Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам нужно отгадать загадки. (Выставляются картинки диких животных).
Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой.
(Белка).
Угадайте что за шапка.
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
(Заяц).
Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(Ёж).
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – (лиса).
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь).
(Отгадывая загадку, открываем букву темы урока.)
- Прочитаем тему урока.
Дикие животные зимой
2. Объяснение целей урока.
Цель сегодняшнего урока – систематизировать знания о жизни диких животных зимой, будем выделять слова, обозначающие предметы, которые отвечают на вопрос кто?
V. Работа по теме.
1. Работа со словами.
- Объясните, почему их так назвали?
Медведь - любит мёд. Ведает, знает, где его искать.
Волк - от слова «волочить», тащить; часто уволакивает свою добычу.
Заяц - значит прыгун.
- Объяснение названия других животных поищите самостоятельно в журналах «Юный натуралист», в книгах «Наш родной язык», «Кто такой, что такое?», «Всё обо всём» и др.
2. Игра «Кто пропал?»
- Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова.
КТО ЭТО? (Белка, заяц, ёж, волк, медведь, лиса.) Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, а сама убирает картинку.
- Кто убежал? (Волк).
- Опишите признаки предмета. Волк (какой?)…
- Кто спрятался? (Лиса).
Опишите признак предмета. Лиса (какая?)…
Кто пропал? (Медведь).
- Опишите признак предмета. Медведь (какой?)…
3. Вопросы и задания.
- Давайте, ребята, систематизируем свои знания о том, как готовятся и зимуют дикие животные.
а) Белка и заяц.
- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?
(Меняют окраску меха).
- В чём разница?
(Белка делает запасы, а заяц нет.) ( У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.)
б) Волк и лиса.
- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?
- Чем они питаются зимой?
в) Медведь и ёж.
- Как готовятся к зиме эти животные?
(Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы.)
- Как они проводят зиму?
Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят?
(Показать картинку барсука).
- А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось).
- Почему трудно лосю зимой?
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место?
(Заповедник) - слово на доске.
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
В книге законов нашей страны есть статья, в которой говорится об охране животных.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую сибирскую зиму.
4. Работа с предложениями:
а) Игра «Закончи предложения».
- Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать? (Индивидуальная карточка).
Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …
б) Таблица «Кто, где живёт?» (Вместо вопроса поставить картинку или слово).
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
Немного отдохнём. Ребята приготовили нам небольшие сценки из жизни диких животных. (Дети надевают маски зверей и воспроизводят диалоги).
5. Работа с деформированным текстом.
Как звери зиму проводят.
Холодно зимой в лесу. Метель заметает дорожки. Всю осень звери готовятся к зиме. Они не боятся морозов. Колючий ёж устраивает себе гнёздышко под сухими листьями. Бурый медведь делает берлогу в глубокой яме. Рыжая лиса тоже мастерит постель из листьев и веток. Холодная ночь не страшна зверям.
Но не все звери любят спать зимой. Бегает по лесу быстроногий заяц. Серый волк бродит всю ночь, ищет добычу. Лось осторожно пробирается через лесную чащу, чтобы найти себе пищу. У запасливой белочки много еды в дупле, ей не страшен мороз.
а) Самое трудное и главное задание вам прислала «Красавица зима» в конвертах.
Достаньте карточку.
Задание: переставить слова каждой строчки так, чтобы получилось связанное предложение.
б) Пересказ составленного рассказа.
VI. Домашнее задание.
а) Найти объяснения названий остальным диким животным.
б) Пересказать близко к тексту рассказ.
VII. Итог урока.
- О ком мы говорили, вы сумеете рассказать, если правильно на ощупь определите предмет. Дети закрытыми глазами достают из сундучка «Зимушки - красавицы» фигурки диких животных. За правильный ответ предоставляется право открыть изображение снежинки с определённой буквой. Должно открыться слово: молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....
Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.
Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...