Эссе "Первый учитель"
статья на тему
Эссе было опубликано на сайте Pedsovet.su (http://pedsovet.su/publ/82-1-0-5139)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_uchitel_esse.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыканцева Ольга Васильевна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 586
Эссе "Первый учитель"
Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.
Дж.П. Лауренс
В жизни каждого из нас был свой первый учитель. Человек, который открыл для нас новый мир, проводил с нами много времени, который значим для нас в той или степени.
Вот и я стала для кого-то его первым учителем. Сегодня моя очередь отвечать на вопрос: в чем мое предназначение как учителя, учителя в современной школе?
Кто же он школьный Учитель? Это не тот, кто имеет полученную квалификацию , и даже не тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки… Учитель – в буквальном смысле - «ведущий дитя» (paidagogos). Тот, кто сможет повести за собой велением и щедростью души, добротой сердца, силой таланта. Ко многому обязывает…
У меня был свой путь между педагогом по диплому и учителем, по сути, путь непростой. И не каждому его дается осилить. Но я стараюсь. Только через несколько лет, пройдя через излишнюю самонадеянность, сделав ошибки, а вслед за этим и неуверенность в своих силах, возможностях, переоценке смыслов в этой профессии, только тогда начинаешь сознавать, что «не многие пусть делаются учителями» (библейская мудрость).
На мой взгляд, самое страшное в этой профессии – отсутствие призвание, истинного призвания. И как непреложная истина: первое в нашей профессии - это любовь к детям, к любым: ленивым и старательным, внимательным и рассеянным, серьезным и взбалмошным. Ведь дети остро чувствуют невнимание к его внутреннему миру. Ребенка обмануть нельзя.
Я убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, что каждый ребенок талантлив по-своему. Необходимо помнить, что ребенок – это, прежде всего личность, у которого есть свой опыт, мнение, чувства, свои представления о мире. Нужно уметь расслышать ребенка, уловить, что ему важно, быть внимательным к его мнению, поддерживать ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний, чтобы учеба была для не безрадостным заучиванием, а процессом самовыражения, творчества.
Я пытаюсь дотянуться «подняться до чувств ребенка» (Я.Корчак) разглядеть, не пропустить его неповторимость, уникальность. Неверно оценивать ребенка по каким-то шаблонам, трафаретам, выведенным кем-то, применяя к «среднему ученику».
Понимая, что научить ребенка по - иному взглянуть на какие-то уже привычные вещи, научить думать в иной плоскости (а порой, чтобы вообще научить думать), не бояться поиска, необходимо постоянно пропускать через себя все, что ты хочешь дать ребенку в этот день, на каждом уроке. И отсюда: постоянный поиск, каждодневная работа и сомнения: сработает ли, удастся ли, получится ли… Ведь главным становится не просто научить ребенка, а научить учиться.
Искусство учителя состоит и в том, чтобы сделать урок для ребенка увлекательным, познавательным. Но это невозможно, если ты не работаешь в диалоге, в контакте, в содружестве со своими детьми. Это сотрудничество позволяет совершать ребенку его первые открытия, рассказать что-то интересное своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания становятся новыми и для меня. Я учусь у своих детей и всегда говорю им за это «спасибо»!
Но, все же главный труд учителя не только в том, чтобы дать ребенку образование, а в том, чтобы развивать душу, формировать характер, воспитывать Человека. Я осознаю ту огромную ответственность, которая лежит на мне, как учителе, за каждое прикосновение к душе ребенка. И что будет записано в их неокрепших душах, доброе или злое, светлое и темное, зависит и от меня.
Детям нужно чувствовать свою востребованность, интересность, твое неравнодушие – и если ты даешь это, то связь между твоим маленьким учеником и тобою, учителем, не обрывается.
Мне важно, когда на каждом уроке удается заинтересовать ребенка настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, чтобы захотелось задавать вопросы и искать ответы.
Мы вместе радуемся нашим победам и делаем выводы из наших неудач. А самое главное – я учу их удивляться и, конечно, мечтать!
Вспоминается притча о крылатом ученике, где мудрец говорит учителю: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым». Именно мы, учителя, учим летать, неокрепшие души наших детей. И я очень хочу, чтобы мои маленькие ученики не боялись отрываться от земли, «вставали на крыло», чтобы могли познать радость полета. И в этом я вижу свое предназначение, как учителя.
Завтра опять рабочий день и мне хочется идти в школу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...