урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока на тему

Миняйленко Марина Николаевна

Тема урока: М. Пришвин «Лягушонок».

Цель урока: формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.

Задачи: формировать навык сравнения и анализа; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_lyagushki.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Серо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Средняя школа №3 города Тайынша»

Миняйленко Марина Николаевна

Учитель начальных классов

Литературное чтение  3 класс     УРОК № 95

Тема урока: М. Пришвин «Лягушонок».

Цель урока: формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.

Задачи: формировать навык сравнения и анализа; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;

 системно-деятелъностные: применять умение анализировать текст, Наделять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации лягушек, видеофильм «Лягушки», ватман, маркеры, листы оценивания.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира.

Ход урока

Эпиграф: «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других».

                                                          А. Рубакин (русский учёный)

I.1.Эмоциональный настрой.

На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все читай, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать.

2.Разучим скороговорку.

Слышен шорох в камышах,

От чего шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат,

Цаплю шепотом страшат.

3.Актуализация опорных знаний.

1,2 группа отгадывает загадки

1.Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

Зеленые мы, как трава, Наша песенка: "Ква-ква".

Летом, в болоте, вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это?

2.Скачет завирушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

3.Скачет в траве, - Глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее -...

4.На лугу по кочкам Прыгают листочки! Выпуклые глазки И кривые лапки. Только где же ушки?! Кто это?  

3 группа читает текст, догадывается о ком идёт речь в тексте

Это животное относится к семейству бесхвостых земноводных. Длина тела от 8,5 мм до 32 см, а его масса может достигать 3-4 кг. Глаза выпученные. Окраска от зеленоватого до жёлтого и чёрного. Его личинки – головастики. Обитает поблизости водоёмов. На задних конечностях имеются перепонки. Может плавать, бегать, прыгать, даже лазать по деревьям. Это хищник, он питается насекомыми, мелкими животными иногда фруктами. В давние времена их запускали в сосуд с молоком, чтобы оно не скисало.

4 группа складывает разрезанную картинку «лягушки»

Приём «Верите ли вы?»

Сейчас я предлагаю каждой группе выслушать мои высказывания и ответить на вопрос: Верите ли вы, что…

1 группа: Верите ли вы, что существует более 4800 видов лягушек?

2 группа: Верите ли вы, что реальные лягушки - те, которые имеют влажную кожу и живут в воде, а жабы - обладательницы бородавчатых наростов и сухой кожи, которые держатся подальше от воды?

3 группа: Верите ли вы, что лягушки могут получать кислород через легкие, а также растворенный в воде кислород через кожу?

4 группа: Верите ли вы, что гигантская лягушка может весить более трех килограммов, ее длина составляет около 90 см?

Верите ли вы, что самые маленькие лягушки имеют длину тела от 8,5 мм до 12 мм?

 (Каждая группа отвечает на вопрос без приведения доказательств согласна или нет.)

Просмотр презентации.

Просмотр видеофрагмента «Лягушки».

-Прочитайте эпиграф урока. Какой смысл заложен в данную фразу?

-Определите тему и цель урока.

-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Лягушонок».

-Как вы думаете, о чём или о ком будет идти речь в данном тексте?

Автор текста - М.М.Пришвин.

Составление критериев успеха.

II. Усвоение новых знаний и способов действий.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», - Константин Паустовский.

1.Слово о писателе (подготовка учащимися) 

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954) - прозаик, писатель. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской Губернии. Получив хорошее образование, Михаил Михайлович работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, после того как много путешествовал по северным краям. Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Герои его рассказов любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

-Какие рассказы этого автора вы читали?

Чтение рассказа

Осмысление.

Работа в группах.

Группа №1

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В полднях от горячих лучей солнца стал ____________________снег. Пройдёт два дня, много три – и весна______________________. В полднях солнце так __________________________, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то ______________________________.

Мы думали, где-то угли жгли. Приблизил я ладонь к грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало серое пятно: это мельчайшие _______________________________________ разлетелись в разные стороны.

2.Подберите синонимы к глаголу

Стал плавиться –

Распаривает –

(Весна) загудит –

3.Ответь на вопросы:

-О чём прочитали?

-Что вас особенно заинтересовало в этом отрывке. Почему?

-Почему на снегу образовалось белое пятно?

-Как автор называет жучков?

Группа №2

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В __________________ лучах на какой-нибудь час ли два оживают на снегу разные ________________________, блошки, даже комарики перелетают. Случилось, талая вода проникла вглубь снега и ________________________спящего на земле под снежным одеялом маленького ________________________________________.

Он выполз из-под снега наверх, решил ____________________________, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ________________________, к _____________________.

2.Ответь на вопросы:

-Какие чувства испытали, когда читали отрывок?

-Что вас удивило?

-Почему?

-Откуда появились ранней  весной жучки?

-Что значит оживают?

-Почему лягушонок проснулся?

-Какие чувства испытываете по отношению к лягушонку?

Группа №3

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

Случилось, в эту ночь как раз хорошо ___________________, и след путешественника легко было разобрать. След вначале был _______________, лапка за лапкой к ближайшему болотцу…  Вдруг почему-то след _________________________, дальше больше и больше. Потом лягушонок ________________________ туда и сюда, вперёд и назад, след становится похож на ________________________________ ниток.

Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болотцу и пытался вернуться назад?

         Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, __________________________, ______________________________________ лапки.

Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал ____________________________, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой _________________ весну.

Словарь: Вожжи – часть упряжи, ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью.

2.Подберите синонимы к глаголу

Припорошило –

Мечется –

Взялся за вожжи –

Подхлёстывать –

Почуял –

Сунулся -

3.Ответь на вопросы:

-Какие чувства вы испытываете?

-Почему лягушонок так поступил?

-Что же случилось?

-Почему же так себя вёл лягушонок?

-Какие чувства он испытывал? Докажите.

-О каком клубке идёт речь?

-О каких вожжах говорит автор?

-В прямом значении употребляется это выражение?

-Как называется этот приём?  (Олицетворение)

-Сможет ли лягушонок встретить настоящую весну?

 Группа №4

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В этот день мороз ещё крепче натянул свои ___________________, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали ______________________ весне.

Мы долго ______________________лягушонка свои горячим ________________________ – он всё не оживал. Но мы __________________: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда ______________________________________ с растопыренными лапками.

 Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше _____________________________! Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова _________________________своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он _____________________.

         Когда грянул гром, и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника в то самое ________________________, куда он хотел попасть раньше времени. И сказали ему в напутствие: «Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду».

2.Объясните смысл выражения «мы стали помогать весне».

-Какое чувство испытали читая фрагмент текста?

-Какое у вас настроение в данный момент?

-Какое напутствие сказали лягушонку?

Физкультминутка (интерактивная музыкальная)

Закрепление знаний и способов действий.

Викторина «Все о лягушках».

Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка.)

Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).

Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой.)

Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов.)

III. Подведение итогов урока.

-Какое произведение читали на уроке?

-Кто его автор?

-Определите стиль речи, жанр и тип текста.

-Кто является героями этого рассказа?

-Чему учит нас произведение М. Пришвина?

 -Какой урок вынесли из прочитанного произведения?  

-Удалось ли вам увидеть и услышать те чудеса, которые писатель хотел донести до читателя?

-Что для вас стало открытием?

-Почему лягушонок в тексте назван розовым?

-Бывает ли лягушонок розовым и когда?

-Оцените поступок детей. Смогли бы вы поступить также?

-Чтобы вы посоветовали маленькому лягушонку?

- Захотелось ли вам прочитать другие произведения Пришвина?

-Что вы делали, чтобы получить новую информацию?

Рефлексия урока.

Игра «Горячий попкорн». Учащиеся по очереди встают и говорят о том, что они узнали на уроке. Учащиеся не должны говорить одновременно и более одного предложения.

(Письменно) Продолжи предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал...

На уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

На уроке я работал...        активно / пассивно

Своей работой на уроке я...        доволен / недоволен

Мое настроение...        стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был...        понятен / непонятен

Прошу вас выразить чувства с помощью синквейна.

Составление синквейна в группах.

1.Понятие.

2.Прилагательное и прилагательное.

3.Глагол, глагол, глагол.

4.Предложение.

5.Эмоциональная оценка.

Например:

«Лягушонок.

Маленький и несчастный

Мечется, ищет, не понимает

И чуть ли не умирает.

Глупышка!»

Домашнее задание.

Прочитать рассказ и подготовить его к пересказу от лица лягушонка.

Лист самооценивания

Знаком с биографией писателя

Могу определить идею произведения

Могу правильно и выразительно читать

Могу размышлять по тексту и эмоционально воспринимать текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...