Самообразование
статья на тему
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Зурбаева Соелма Сергеевна
МБОУ «СОСОШ №2»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
Цель: Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО
Объект исследования: процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.
- Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.
- Начальный этап в формировании читательской самостоятельности
- Основной и заключительный этапы формирования
читательской самостоятельности
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).
Вместе с тем, в общем рейтинге стран-участниц Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA- 2009) средний балл российских учащихся по уровню грамотности чтения составил 459 по 1000 балльной шкале, что ниже среднестатистического по странам ОЭСР (493). По уровню функциональной грамотности Россия заняла 41-43 место среди 65 государств участников. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения», рассчитанной на 14 лет, до 2020г. Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и интереса к чтению, и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового информационного сообщества и возможности самоопределиться в жизни.
К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.
Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.
В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе - развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности. Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека:
- высокий уровень его интеллектуальных способностей,
- самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).
Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать:
степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников, не разработана технология продуктивного чтения и структура уроков самостоятельной читательской деятельности.
Формы самообразования:
1. индивидуальная
- групповая
Виды работы по самообразованию:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий\
Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.
Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он» [14; 7]. Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.
В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведения коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.
Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других; б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.
Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Они (задачи) состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам и 2) формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.
Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».
Табл.3 Этапы читательской деятельности
| Этапы | ||
до чтения | в процессе чтения | после чтения | |
Цель | прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах | на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активной включаться в освоение литературного произведения | достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации |
Способы читательской деятельности | прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…) | - запоминание - воссоздание картин - анализ-перечитывание - творческая интерпретация - восприятие художественного слова (речи) - смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее) | -обобщение -оценка -выразительное чтение -творческие задания - обращение к новым книгам - проектная деятельность |
В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:
- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;
- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;
- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).
Общая характеристика подготовительного этапа формирования читательской самостоятельности.
Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети.
Табл.4 Этапы обучения читательской самостоятельности
№ п/п | Этапы обучения | Годы обучения | Виды уроков чтения |
1. | Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности | 1 класс | обучение грамоте и занятия внеклассным чтением |
2. | Начальный этап обучения читательской самостоятельности | 2 класс | уроки классного и уроки внеклассного чтения |
3. | Основной этап обучения читательской самостоятельности | 3 класс | уроки классного и уроки внеклассного чтения |
4. | Заключительный этап обучения читательской самостоятельности | 4 класс | уроки классного и уроки внеклассного чтения |
Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.
Задачи подготовительного этапа:
1. Изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы.
2. Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное – видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения.
3. Сформировать интерес к детской книге, представив книги из доступного круга чтения.
Основной учебный материал для данного этапа – это детские книги объемом 8-30 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр. Это могут быть книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки-игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники.
На одно занятие берется одна новая книга. Чтобы дети действовали с книгой практически, можно использовать «коллективки» (раздавать детям одинаковые книги). Все книжки должны быть в типовом оформлении, т.е. основные надписи на обложке расположены на привычных местах, выполнены четким шрифтом, иллюстрации на обложке и в тексте раскрывают смысл заглавия, помогают предугадать содержание. Книги изданы с соблюдением гигиенических норм: шрифт 3,5-4,5 мм. и более; бумага плотная, белая; текст занимает 50-60% площади страницы; длина строки 80-120 мм.
На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:
- восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;
- освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;
- узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.
Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что в качестве инструмента для чтения книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это метод их чтения – рассматривания, который является основой структуры урока.
Структура занятия помогает решать главную задачу – заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.
Структура занятия включает пять компонентов:
1. Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия эмоциональный настрой (2-3 мин.)
2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3-7 мин.).
3. Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).
4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)
5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.
Обратим внимание на особенности структуры занятия на подготовительном этапе. Поскольку не все дети умеют читать, учитель, подготовив учащихся к восприятию произведения, читает им вслух сам, затем проверяет, как дети поняли и запомнили прослушанное, после этого показывает им книгу. Именно с этого момента начинается приучение учеников к самостоятельной читательской деятельности, которая выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания, осваивая связь между содержанием и внешними приметами (иллюстрациями, заглавием и фамилией автора). Вначале учитель помогает справиться с сопоставлением усвоенного детьми содержания с внешними приметами, далее дети выполняют эту деятельность самостоятельно. Книга «начинает разговаривать», отвечать на вопросы, т.е. постепенно становится собеседником. Рассматривание иллюстраций дает возможность размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, перепроверять свои представления.
Итак, путь от усвоения содержания книги к рассматриванию ее – и есть главная особенность структуры занятия, которая должна оставаться неизменной, стабильной, т.к. она работает на закрепление читательских умений, приобретение навыков читательской самостоятельности.
Главным методом на уроке является чтение – рассматривание книги как собеседника, в связи с чем учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данного этапа при работе с детской книгой:
1. Рассматривание книги с первой страницы обложки: выделение и разграничение иллюстрации и надписи. Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надписи? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? Почему именно эта картинка и эта надпись на обложке? Как они связаны? На какие мысли наводят?
2. Рассматривание четвертой страницы обложки: сопоставление того, что нарисовано и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны.
3. Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге.
4. Перелистывание книги с целью уточнения предположения о ее содержании. Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения.
5. Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страшно, грустно); вывод о том, нравится ли книга-собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время.
Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие методические условия: а) отбирать книги в соответствии с требованиями; б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересованность в общении с книгами, анализировать результат обучения.
Начальный этап в формировании читательской самостоятельности
Задача нового этапа – «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».
Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Учитель наблюдает (в отличие от его роли в подготовительный период), за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения. Однако учитель по-прежнему осуществляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, продолжая активно участвовать в продвижении детей к самостоятельной читательской деятельности, совершенствовании техники чтения.
На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения – детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям – сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140-400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.
Основное место на занятии внеклассным чтением на начальном этапе занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Чтобы она была эффективной, методика рекомендует:
а) Выставлять книги у доски и приучать детей рассматривать их до урока.
б) На уроке для индивидуального самостоятельного чтения – рассматривания предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение. Для этого учитель использует «коллективки», т.е. книги одинакового названия, содержания и оформления из расчета одна книга на одного ученика.
в) Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот прием позволяет ребенку подтвердить доказательность своих соображений.
г) Перечитывание всего текста вслух следует осуществлять по желанию детей после его обсуждения.
д) На каждом занятии учитель приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, сначала сам на доске, а затем дети – самостоятельно. Образец записи: Осеева. Три сына. Подчеркнем: роль учителя на данном этапе – внимательно наблюдать за работой класса и отдельных детей, свои замечания сообщать только после завершения самостоятельной деятельности их с книгой и текстом.
Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.
Первая часть:
1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).
На этом этапе используются следующие упражнения:
- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить
- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам
- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.
2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).
3. Беседа – рассуждение о прочитанном.
Вторая часть:
4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).
5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).
6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).
7. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)
Части урока можно менять местами.
Основной и заключительный этапы формирования
читательской самостоятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...