уроки развития речи для учащихся СКОУ VIIIвида. 1 класс.
план-конспект урока (1 класс) на тему
Уроки по развитию устной речи на основе ознакомления с домашними животными: кошкой и собакой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koshka._sobaka.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Домашние животные. Кошка.
Цель: Выявить знания детей по теме;
расширить их представление о домашних животных.
Оборудование: Опорный план, серия картинок «Мышка и рваный ботинок»,картинка кошки,
Ход урока.
/ Организационный момент.
а) Составление осколочных картинок домашних животных и их определение (корова, лошадь, кошка, собака, свинья, коза).
б) Упражнение на внимание. Учащимся предлагается таблица (5x5) из картинок с изображением различных животных; кошка там встречается 4-5 раз.
Задание: определить, какое животное встречается чаще всего?
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) — Сегодня мы поговорим о домашнем животном. А о каком, вы должны угадать! Загадка:
«Отворилась тихо дверь —
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род —
На охоту вышел ...» (кот)
б) Рассматривание кошки, выделяя отдельные части её тела и описывая их.
- Какая кошка по размеру?
- Чем покрыто тело кошки?
- Какая шерсть?
- Есть ли хвост?
- Какой?
- Сколько лап?
- Как ходит кошка?
- Какая мордочка? Круглая, маленькая.
- Что на мордочке у кошки? Усы.
- Какие? Длинные, черные.
- Зачем человеку нужна кошка? Кошка ловит мышей. Она приносит пользу.
- Что еще любит кошка? Молоко, рыбу.
III. Физминутка.
Используются упражнения на имитацию движений кошки.
Словарь: кошка лижет лапки, умывается, прыгает, выгибает спинку, лакает, сидит и т.д.
IV. Изучение нового.
а) Составление рассказа по серии картин. («Мышка и рваный ботинок».)
Сначала детям даётся 3 картинки, и они ставят картинки в определённой последовательности.
б) Затем, используя вопросы учителя, дети составляют по каждой картинке предложения:
- Кого увидела кошка?
- Что она хотела сделать?
- Куда спряталась мышка?
- Поймала кошка мышку или нет?
- Почему?..
После этого дети придумывают название к рассказу.
Наиболее сильным детям предлагается изложить этот рассказ у доски.
Примерный рассказ: «Кошка увидела мышку и хотела её поймать. Мышка спряталась в ботинок. Кошка сунула в ботинок лапу. Но мышка убежала — ботинок был дырявый. Кошка не смогла поймать мышку».
в) В конце урока детям можно предложить стихотворение
«Кот — разбойник» для заучивания наизусть.
Из окна увидел я
Кот напал на воробья.
Чуть он бедного не съел.
Я на помощь подоспел.
Жать, что не было кнута —
Наказал бы я кота,
Чтоб он птичек не губил,
А мышей и крыс ловил.
V. Итог.
Тема: Домашние животные. Собака.
Цель: Уточнить представления учащихся о домашних животных.
Формировать умение сравнивать на примере кошки и собаки.
Оборудование. Карточка № 1,2, 3; пособия для составления предложений, картинки домашних животных.
Ход урока.
/ Организационный момент.
а) Упражнение на развитие словаря.
Задание: «Сядет тот, кто скажет, какую пользу приносит человеку данное животное».
Учитель показывает, чередуя картинки, домашних животных: кошку, корову, лошадь, собаку.
б) Упражнение на внимание. «Запомни как можно больше деталей».
Учитель показывает сюжетную картинку.
II Повторение пройденного материала.
а) Беседа: «О ком мы говорили на прошлом уроке?
Покажите в воздухе контур тела кошки.
Опишите кошку.
Какая она?» (На доску выставляется несколько карточек № 1, по которым учащиеся подбирают словарь прилагательных: серая, пушистая, ловкая, ласковая...)
б) «Что умеет делать кошка?». Использовать карточки № 2 (прыгать, ласкаться, лазить, лакать...).
Какую пользу приносит кошка?
III. Сообщение темы урока.
а) Составление разрезной картинки (собака). По составленной картинке дети делают заключение, о ком пойдет речь на уроке.
б) Вводная беседа.
Рассматривание разных картинок собак и выделение общих признаков: морда, пасть, шерсть, 4 лапы, хвост...
Нахождение отличий: цвет, размер, назначение...
в) «Как называется дом, в котором живёт собака?» (Конура, будка.)
ГУ. Физминутка.
Проводится игра в мяч «Назови ласково»
кошка — кошечка,
собака — собачка,
лошадь — лошадка,
корова — коровка,
коза — козочка.
V. Изучение нового.
Рассказ учителя о собаке (с показом картинок).
— Человек издавна приручил собаку, т.к. она была ему помощником.
Собаки бывают разные: и большие и маленькие: и с длинной шерстью, лохматые, и с короткой гладкой шерстью. Но все они очень преданы своему хозяину, всегда его защищают.
Обычно у собак есть ошейник, и водят их на поводке, а злым и большим собакам надевают намордники.
Питаются собаки мясом и очень любят грызть кости, потому что у собак крепкие зубы и сильные клыки.
VI. Закрепление.
а) Составление предложений по специальным картинкам с использованием карточек.
Учитель выставляет на доску картинку с изображением собаки, а рядом карточку № 2. После этого, показывая разные картинки, учитель просит учащихся составить предложения из двух слов, где первым словом будет слово «собака».
Например: «Собака лежит. Собака лает. Собака грызет».
После этого показываются 2 картинки, одна из которых закрыта.
Дети составляют по ним предложения: «Собака бежит...»
После этого открывается закрытая картинка и на доску выставляется карточка № 4, и учитель спрашивает ребят: «Кто может дополнить предложение о собаке?» И дети добавляют, как умеют.
В результате с помощью учителя составляется предложение: «Собака бежит за зайцем.»
Затем составляются предложения по другим аналогичным картинкам.
После этого предлагаются детям обычные картинки и общая схема предложения:
б) Сравнение собаки и кошки. (Для сравнения используется опорный план.)
Задание: «Найти общее в строении, поведении кошки и собаки. (Животные, домашние, 4 лапы, тело покрыто шерстью, бегают, прыгают.)
Чем отличаются эти животные? (Размером, лазает по деревьям, лает, мяукает.)»
В это время учитель на доске в таблице «Общие и различные признаки» фиксирует названные учебниками отличительные признаки, выставляя треугольники, а общие отмечая кружком. Затем учащиеся по этим опорам повторяют выделенные ими отличия.
в) Приблизительный рассказ: «Это кошка и собака. Они домашние животные. Они живут с человеком. У собаки шерсть длинная и жёсткая, а у кошки короткая и
мягкая. У собаки есть щенята, а у кошки — котята. Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей».
Для более слабого уровня по картинкам «Кошка с котятами» и «Собака со щенятами» просто набирается словарь по вопросам:
- Кто это? (Собака — щенята — щенок.)
- Какие они? Что они делают?
VII Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"
Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - слово...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли контрольные дик...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3-4 классов коррекционной школы 8 вида...
Творческие работы по развитию речи для учащихся 1х -2х классов.
В папке размещены разноуровневые задания по русскому языку....
Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...
Сборник упражнений "Развитие речи" для учащихся 1-4 классов.
Данный материал представляет страницы для сборки тетради. В сборнике представлены упражнения на порядок слов в предложении, на установление связи в предложении, на формирование умения осознавать тему ...