Содержание
№ | Название разделов | Стр. | Упр. |
1
2
3
4 5
6 7
8
9
10 11
12 13 |
Упражнения на порядок слов в предложении: Упражнения на установление связи предложений: Упражнения по формированию умения осознавать тему высказывания и развивать его основную мысль. Упражнения над понятием «текст» Упражнения на умения озаглавливать текст - Контрольные задания. Упражнения над понятием «абзац» Упражнения на нахождение ошибок в сочинениях Упражнения с деформированным текстом: - Определение последовательности; - Выведение способа действий при работе с деформированным текстом Речевые ошибки: - Классификация речевых ошибок; - Упражнения на нахождение речевых ошибок младших школьников Упражнение «Подбор слов» Упражнения на нахождение образных выражений Словарь эпитетов Словарь Проверь себя |
2 |
1 – 12 13– 14
15 –22
23-24 25-29 30-32 33-36 37-48
49 50
51-61
62 63-66
|
Литература - Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение, 1993.
- М.С.Соловейчик Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I , Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994.
- Речь.Речь,Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
- «Воспитываем внимание к слову» статья ж»Начальная школа». – 1994. - № 8
5. Детские работы из собственного опыта
|
| ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛОВАРЬ
Дят..л, с..н..тар, жен?щ..на, нет..ропливо, кр..сивый, …нт..нация, ..р..мат, пр..крас?но, п..щера, ск..мья, комн..та, учит..ль, сах..р, с..годня, ..рех, косм..на..т, п..ртрет, авт..р, в..р..ант, б..дон, буду?щий, пр..дыду?щий, следу?щий, скульпт..р, ф..нарь, сев..р, М..сква, ст..лица, трансп..рт, п..р..(лл,л)ель п..след..вательность, н..блюдение, праз?ник, ..гонь, ..пять, в..зде, выр..зительность, пр..мышленность, ст..новиться, ситуация , пр..рода, ул..ца, п..р..мида, а(кк,к)уратно, к..рабль, м..ст..имение, с..нон..мы, ок..ло, ..нализ, т..рмометр, .об..зательно, в..рт..каль, прим..нение, стекля(нн,н)ый, эмоци..нально Пар..ш[у]т, с..ч..нение, ун..в..рс..тет, и(лл,л)юм..нация, вч..ра, кр..сивый, яг..да, интересно, б..рёза, ул..ца, сн..чала, ..соб..(нн,н)о, ..рган..зация, ж..вотные, тыс..ча, п..том, обл..ко, н..стр..ение, ..ктябрь, ф..нера, ящ..к, р..шётка, г..мнаст, др..(сс,с)..ровщик, б..зар, г..рань, с..мвол, н..род, пр..чина, г..рой, собств..нник Отсутствие, св..бода, кач..ство, за..ц, ..днажды, н..чальник, х..мяк, з..щита, к..нцерт, б..лет, пр..рода, сре[т]ство, л..т..ратура, морф..логия, мест..имение, слово..бр..зование, гл..гол, зн..чение, уп..требление, об..значение, б..гатство, соч..тается, в..зник, цел..сообразно, к..нструкция, свед..ния Ябл..ко, ..дежда, ов..щи, ч..ловек, кр..вать, м..локо, ..садки, барх..тный, б..гровый, с..лома, вн..мание, з..бота, м..газин, пш..ница, светл..чок, ..хотник, ж..лтый, к..ртоф..ль, л..донь, б..гряный, круж..во, ч..рёмуха, п..эт, выр..жение, ..сина, слов..соч..тание, фр..гмент, вмес?те
|
Упражнения Упр.5 Сделайте предложение более эмоциональным за счёт изменения порядка слов. а) Гнездо у белки устроено очень просто. б) Чай на костре получился удивительно ароматный. в) У нас вышел прекрасный снежный зоопарк.
Упр.6 Измените порядок слов в подчёркнутом предложении так, чтобы оно стало более эмоциональным. а) Вырыв пещерку, Никита влез в неё, втащил скамейку. Такой чудесной скамейки нет ни у кого из мальчишек. б) В комнату просунулась голова в очках с торчащими, рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Петрович. Этот Аркадий Петрович был удивительно расторопный и хитрый человек.
Упр.7 I вариант Возможен ли такой порядок слов в предложениях? а) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде, на самом краю. б) Миша подставил к буфету стул, залез на него и открыл дверцы. А сахарница стояла в буфете. II вариант Составить предложения. а) (Васька, и, мух, котёнок, возле, ловил, комода, сидел, полу, на) (комоде, самом, лежала, краю, на, шляпа, на) б) (залез, на, открыл, подставил, Миша, дверцы, буфету, него, стул, к, и) (а, стояла, сахарница, буфете, в)
Упр.8 Исправьте недочёты а) Передо мной картина «Клубника и белый кувшин». Главное здесь клубника. На простой сероватой скатерти разложена клубника. Она очень красива. б) На лето Серёжа и Илья приехали в деревню. Пошли проведать любимые места ребята. СЛОВАРЬ Запомни: дятел, санитар, женщина, неторопливо, красивый, интонация, аромат, прекрасно, пещера, скамья, комната, учитель, человек, сахар, комод, сегодня 3 |
| 11. УПРАЖНЕНИЯ НА НАХОЖДЕНИЕ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
Упр. 63 Прочитать фрагмент текста. (По К.Паустовскому) Начало быстро светать. Неожиданно над нашей головой, на огромной высоте, показалось розовое облачко. Какую картину вы представляете, прочитав текст? Какое необычное словосочетание помогало вам? Почему облачко розовое? Каким вы представляете это облачко?
Сочетание слов, с помощью которых можно увидеть картину из жизни, представить её, почувствовать или даже пережить, называется ОБРАЗНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ
Упр. 64 . Прочитать фрагмент текста. (И.Соколов-Микитов) Красив осиновый лес зимой. На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево оголённых осиновых ветвей. Приглядитесь хорошенько – как хорошо, как хороша. Красива осина. Приглядитесь к картине. Что вы видите? Расскажите. Какое образное выражение вы встретили в тексте? Что ещё можно сравнить с кружевом? Опишите этот предмет, используя образные выражения?
Упр. 65 Какие узоры увидел поэт? С.Веснин Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. В деревянные крылья окна Вместе с рамами в тонкие шторы Вяжет взбалмошная луна На полу кружевные узоры. Упр. 66 Все ли слова употреблены автором удачно? Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. (Н.Сладков)
Запомни: ладонь, багряный, кружево, черёмуха, поэт, выражение, осина, словосочетание, фрагмент, вместе
20 |
2. УПРАЖНЕНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Наблюдения за установлением связи предложений
Упр. 13 Удачно ли местоимение в таком контексте. Я видела детей с шарами. Они были красные, синие, зелёные. Нужно ли устранить повтор? На поляне зеленела травка. А из травки выглядывали золотые фонарики цветов. Выглядывали и светили нам, как маленькие солнышки.
Чаще оправданы повторы в научной речи. В художественных текстах повтор усиливает выразительность.
Упр.14
Предложения в тексте связываются с помощью «данных» (Д) последовательная Д 1----Н----Д2 связь Н1 параллельная Д 1,2.3 Н2 Н3 Определите, где связь последовательная, а где – параллельная. Д а) В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял Н Д Н на берегу реки. По ней плыли белые пароходы, грязно-бурые
баржи, длинные плоты. Д Н Д Н б) Москва – столица России. Это политический, культурный и Д Н промышленный центр страны. Москва – крупный транспортный узел.
СЛОВАРЬ Запомни: орех, космонавт, портрет, автор, вариант, бидон, будущий, предыдущий, следующий, скульптор, фонарь, север, Москва, столица, транспорт, параллель, последовательность, наблюдение, выразительность, промышленность, становиться, ситуация
5 |
| Упр.55 Исправьте речевые ошибки 1.Я с мамой ездили. 2. Небо заволоклось тучами. 3.Детвора готовились к празднику. 4. В саду собирают яблоки, фрукты, груши. 5. Ребята были празднично одетые, красиво причёсаны. 6. Сказки любят не только дети нашей страны, но и другие. 7. Все люди и дети идут на площадь.
Упр. 56 Исправьте речевые ошибки. 1. Мальчик прислонился к скирде соломы. И уснул. 2. Листья на деревьях бархатные. Золотые, багровые. 3. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в тёплые края. 4. Ёж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал под кровать. 5. Петя – он всегда заступается за маленьких.
Упр. 57 Исправьте речевые ошибки. 1. Я расскажу такой рассказ. 2. На рисунке нарисованы разные грибы. 3. Я видел тётенек с книгами. 4. Они были большие и маленькие, красивые, цветные. 5. Петя позвал Шарика. 6. Он замахнулся палкой. 7. Особенно очень сильно кричали вороны. 8. По ледяной дорожке гуси выплыли на берег. 9. Бежал молодой щенок.
Упр. 58 Исправьте речевые ошибки 1. Миша увидел ежа. Он испугался. 2. В гнезде жили пернатые птицы. 3. Мне понравился геройский поступок героя книги. 4. Во дворе много маленьких малышей. 5. Ночь переночевали в лесу. 6. Все люди празднуют этот праздник. 7. Пахнет запахом весны. 8. Журавль клювом клюнул мальчика. 9. Наступила осень. Деревья пожелтели. Трава засохла. Птицы улетают. 10. С наступлением осени стали чаще выпадать дожди, осадки и мокрый снег. 11. На полях началась жатва хлеба и овощей. 12. Мальчики разделились на кучи. 13. У зубра толстая шерсть. 14. Когда человек счастливый – это и есть счастье.
СЛОВАРЬ Запомни: яблоко, праздник, одежда, овощи, человек, герой, кровать, молоко, человек, осадки, бархатный, багровый, ворона, солома, внимание, забота, магазин
18 |
Упр. 19 Прочитай. Что интересного в построении текста? Медведица только проснулась. Закинула башку вверх, зевает. Зевает и лапой брюхо чешет. А брюхо толстое, мохнатое. (Н.Сладков) Каковы способы развития мысли, средства связи предложений? Оправдан ли во 2,3-м предложениях пропуск слова, называющего действующее лицо? Оправдан ли повтор слов? Каким приёмом можно воспользоваться, чтобы проверить это?
Упражнения на обдумывание темы и выражения мысли сочинения.
Упр.20По заголовкам определить тему и основную мысль текста - В осеннем лесу.
- Роняет лес багряный свой убор.
- Последние дары леса.
- Лесные жители готовятся к зиме.
- Осенние изменения в лесу.
Упр. 21 Сравните названия текстов, определите темы и основную мысль каждого текста. а) Как мы однажды убирали класс. Как надо убирать класс. б) Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенние изменения в природе. в) Скворцы прилетели Весна пришла. г) Весенние ручейки Как мы пускали кораблики д) Праздничный день в нашем городе Как я провёл праздник
Упр. 22 Какая основная мысль может быть высказана. Зимой в лесу
интересно красиво весело
СЛОВАРЬ Запомни: природа, пирамида, аккуратно, параллель, корабль, местоимение, синонимы, улица, однажды, багряный
7
|
| Упр. 50 Вывести СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ при работе с деформированным текстом.Расположить действия в нужной последовательности. 1. проверить развитие мысли; 2. выделить слова, содержащие новые сведения; 3. прочитать слова и найти те, в которых есть повторение сказанного; 4. вдуматься в контекст или вопрос; 5. составить предложения, поставив новые сведения в конец предложения. 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Классификация речевых ошибок
I Нарушение норм литературного языка (правильности) ОШИБКА: а). Лексическая (слово употреблено не в своём значении, т.е. словом сказано не то, что оно обозначает) б). Словообразовательная (такого слова в русском языке нет) в). Морфологическая (в образовании формы имён сущ., прил., местоимений, глагола)
II Нарушение коммуникативной целесообразности (точности, богатства, выразительности) - Неточный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости (словом сказано то, что хотел сказать автор, только неумело); - Употребление лишнего слова; - Неудачное употребление местоимения (возникает неясность, двусмысленность); - Неоправданное повторение однокоренных слов; - Неоправданное повторение одного и того же слова; - Однообразие синтаксических конструкций; - Нарушение стиля высказывания.
СЛОВАРЬ Запомни: литература, морфология, словообразование, глагол, местоимение, значение, язык, употребление, обозначение, богатство, выразительно, сочетается, возник, целесообразно, конструкция, сведения, способ
16 |
Упр. 26 Выберите подходящий заголовок: а). Белочка б).Молодая белочка в). Гостья г).Странный гость д). Любопытная белочка Вдруг в дверях молодая белочка села у порога на задние лапки, смотрит на нас, разглядывает. А потом прыг в комнату! (По Н.Забила) Какие ещё заголовки из данных подходят к тексту?
Упр.27 Выберите подходящий заголовок: а). Термометр б). Прибор для измерения температуры в). Для чего нужен термометр. г). Строение термометра д). Инструкция по применению Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды, почвы. У всех термометров обязательно имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. Какие ещё заголовки из данных подходят к тексту?
Упр. 28 Выберите подходящий заголовок: а). Радуга б). Радуга-дуга в). Далёкое чудо г). Радости чудесна дуга д). Цветные ворота (По Э.Шиму) Очень люблю радугу – радости чудесную дугу. Цветными воротами перекинется она над землёй, засверкает, заблестит – залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко-далеко. Близко не подойдёшь, рукой не дотронешься. Я так и назвал её – «далёкое чудо». Какие ещё заголовки из данных подходят к тексту?
Упр. 29 Озаглавьте текст Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацканье дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлых вертикальных побегах, и заливалась так забвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка. (Ю.М.Нагибин)
СЛОВАРЬ Запомни: термометр, термометр, обязательно, применение, опять, стеклянный, вертикаль, эмоционально
9 |
| Упр. 44 Герою книги Ю.Коринца «Там вдали за рекой» задали сочинение на свободную тему. Он в затруднении – не знает, о чём писать. Дядя, решив помочь племяннику, предлагает писать о герани, стоящей на окне, и произносит речь. Отсутствие какого качества не позволяет эту речь считать полноценным текстом?
Итак, что можно сказать об этой герани? Герань – это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растёт в горшке на окне. Считается, что герань – это символ мещанства. Потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ – это условный знак, выражающий какую-то идею. Считается, что герань символизирует идею мещанства. Мещанство! Это отвратительная штука! Это мерзость! Ты никогда не станешь мещанином, мой мальчик! Мещанин – это человек с мелкими куцыми интересами собственника! Максим Горький изобличал мещан! Вспомни его «Песню о Соколе»! Так «уж» - символ мещанства. «Рождённый ползать – летать не может!» Запомни, это крепко запомни, мой мальчик! Вот так! Так и пиши! (По Ю.Коринцу)
Упр. 45 Герои книги Ю.Коринца написал сочинение «Герань». Как бы вы объяснили ученику причины неудачи и как посоветовали действовать при обдумывании сочинения. Герань. У нас на окне герань. Она цветёт розовыми цветочками. Мы с дядей купили её на базаре, чтобы её оправдать. Потому что она ни в чём не виновата. Виноваты мещане. Они очень плохие люди. Они сделали герань своим символом, потому что думают только о себе. А надо думать о благе народа. И уж тоже не виноват. Потому что «рождённый ползать летать не может». Это сказал Максим Горький. Я поливаю свою герань каждый день. Она очень красивая. А скоро дядя купит мне ужа. Я буду за ним ухаживать. (Ю.Коринец) СЛОВАРЬ Запомни: базар, герань, символ, народ, красиво, сочинение, ученик, причина, герой, мальчик, человек, собственник, интерес, отсутствие, свобода, качество
14
|
6. УПРАЖНЕНИЯ НАД ПОНЯТИЕМ «АБЗАЦ»
Упр. 33 Абзац – часть текста зачин (начало) АБЗАЦ развитие мысли концовка (конец) Найдите в абзаце все его части Ему всё давалось легко. Запускали мальчики змея во дворе – выше и дальше всех взвивался в небо Петин змей. Он же был самым лучшим исполнителем в домашних спектаклях, сам превосходно делал декорации, пел, плясал, хорошо декламировал, но учился из рук вон плохо – не потому, что был не способен, а просто ленился. Однако с детства появилась у него страсть к рисованию. (Н.Кончаловская) Упр. 34 Могут ли эти предложения быть началом абзаца? Есть ли в каждом из них мысль, которую можно развить? В каких словах она заключена? - Ну и красавица моя кошка!
- Какой забавный мой Барсик!
- Какой дружный наш класс!
Упр. 35 Определите основную мысль фрагмента текста. Удалось ли автору провести её? Соответствует ли основная часть абзаца его началу? Какие исправления внесли бы в отрывок? Осенью эта поляна кажется сказочной. Листья начали менять свою окраску. Как осенний дождь, падают они, устилая землю. Земля стала разноцветной: где жёлтой, где зелёной, а где даже красной. Осенью часто тренируемся здесь. Бежать по золотистому ковру легко и приятно.
Упр. 36 Определите, какие части абзаца в нём есть, а какие отсутствуют? Она тотчас усвоила, что в холодильнике для неё хранится еда – её собственность, которую почему-то от неё незаконно спрятали. Мурка ложится на спину, просовывает голову под холодильник, передними лапами с силой открывает дверцу холодильника и начинает там хозяйничать. Если ей в этот момент мешают, она ворчит и кусается.
11 |
| 7. УПРАЖНЕНИЯ НА НАХОЖДЕНИЕ ОШИБОК В СОЧИНЕНИЯХ
Упр.37 Об отсутствии каких умений свидетельствуют эти сочинения учащихся? Парк осенью 1. Вчера мы были на прогулке в парке. Сначала мы собирали листья. Они все разные и очень красивые. Потом мы играли, бегали прыгали. Мне очень понравилась прогулка. 2 Вчера мы ходили в парк. Там мы нашли ягоды шиповника. Осенью всё поспевает. Было прохладно, все кофты надели. Около озера я видел иву. Мы пришли домой довольные и весёлые. 3. Вчера мы всем классом ходили в парк. Мы смотрели, как он выглядит осенью. Там было красиво. Хорошо осенью в парке! 4. Осень так красива! На деревьях листья точно золотые. Осень так прекрасна в своём наряде.
Упр. 38 Найдите ошибки в организации текста. Праздничный вечер мы провели очень интересно. Мы с мамой ездили по праздничной Москве. Везде хорошая иллюминация. Экскурсовод сказал, что высота университета имени Ломоносова тридцать семь этажей. Особенно красив был новый Арбат. В Измайлове тоже будут строить пятидесятиэтажные дома, а в центре Москвы даже шестидесятиэтажные. Понравилось мне, как была украшена Тверская улица.
Упр. 39 Проанализируйте сочинение. Отметьте встречающиеся речевые ошибки и недочёты. Золотая осень в лесу. Пришла в лес осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Падают листья как парашютисты. Красиво! Из листьев идёт золотой дождь. Меняют свою окраску не только деревья, но и животные. Я видела белку. Она уже не такая рыжая, как была летом. Всё напоминает, что пришла осень.
Словарь Проверь: парашют, осина, анализ, сочинение, университет, иллюминация, экскурсовод, вчера, красивый, ягода, праздничный, прекрасный, интересно, берёза, улица 12 |
Упр. 40 Проанализируйте сочинение. Есть ли ошибки? Праздник Поздним вечером Москва раскрасилась цветными огоньками. Улицы, площади, бульвары осветились тысячами разных огней. Звёздочки вспыхивали, мигали и гасли. А потом всё зажигалось снова. Люди радовались и кричали: «Ура!»
Упр.41 Проанализируйте сочинение. Отметьте встречающиеся речевые ошибки и недочёты. Весной в лесу. Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был тёплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко – редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны.Я люблю весну! Упр.42 Проанализируйте сочинение Попугай Гриша 29 октября мама купила попугая. Он был белый, с голубой грудкой. Сначала мы его посадили в фанерный ящик и загородили решёткой. На следующий день мы поехали на птичий рынок за клеткой. Но он был закрыт. Мы долго не могли купить клетку. Наконец мы её купили. Наш Гриша любит летать и ходить по полу. Упр. 43 Проанализируйте сочинение Как я был в цирке После школы я пришёл домой. Дома была мама. Она сказала, что мы идём в цирк, и чтобы я быстро переоделся. Мы с мамой оделись и пошли в цирк. В цирке мы сидели в последнем ряду. Там выступали клоуны, гимнасты, дрессировщики. Больше всех мне понравились выступления домашних животных. Потом мы пешком пошли домой. Дома я умылся и лёг спать.
СЛОВАРЬ Запомни: сначала, около, вечер, интерес, везде, класс, особенно, организация, осина, животные, огонь, тысяча, потом, облако, настроение, попугай, октябрь, фанера, ящик, решётка, следующий, гимнаст, дрессировщик
13 |
| Контрольные задания
Упр. 30 Оставьте строку для заголовка текста. Спишите текст, вставив орфограммы. Какой из заголовков – «Наступление утра» или «Радостное пробуждение»- более точно и ярко отражает содержание текста. Запиши его. В неб.. в…пыхнул первый луч? солнца. Ночная тьма т..хонько пряч..тся в густой листве деревьев. Из-под к..мней выб..гают ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко! Над цветами кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сла..кий мёд. Пр..снулись малиновки. Перья на их гру..ках окрашены в цвет утренней з..ри. В кустах порхают весёлые ч..жи. Мелькают ласточки и стр..жи и звенят радос?но и счас?ливо. Хорошо иметь лё..кие крылья.
Упр. 31 В упражнении два небольших текста. Докажите это. Озаглавьте тексты. Спишите их, ставя в конце предложений нужные знаки. Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звёздочки деревья сливались в одну тёмную массу стояла тишина в тихий зимний день вхожу в лес на лыжах чистые сугробы лежат под деревьями над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.
Упр. 32 Озаглавь текст: встреча в лесу или странная встреча в лесу. Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри т.нули воздух и выпускали две струйки морозного пара. Я почти не дышал, не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность! Сигнал сорвал с места оленя. Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям. Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг по этому крику знал: что-то случилось. 10 |
Упр. 46 Проанализируйте сочинение Поездка в Михнёво Мы поехали в Михнёво и взяли с собой хомяка. Когда мы приехали, я увидела мою подружку. Её звали Таня. Таня позвала свою сестру Лену. Мы позвали других девочек. Потом стали дрессировать моего хомячка. Вечером мы устроили концерт. А к концерту мы сделали пригласительные билеты.
Упр. 47 Найдите ошибки. Исправьте текст. Если бы я была начальницей ГИБДД, то оштрафовала бы тех водителей и заставила посадить деревья, у которых на выхлопной трубе нет фильтра, ведь этот дым загрязняет природу и им дышат люди. (Инга)
Упр. 48 Ученику нужно было написать рассказ на тему: «И вот он полетел» справился ли он с заданием? Раскрыта ли тема? Однажды я захотел сделать бумажный самолётик по-своему. Придумывал я его несколько дней, и вскоре придумал. Когда я его построил, он не летал, а падал вниз. Мне пришлось придумать новую форму крыльев. Я несколько раз изменял форму, в конце концов у меня разболелась голова. И вдруг меня осенило! Надо сделать шире крылья! Я его стал испытывать и.. и вот он полетел» (Дима) 8. УПРАЖНЕНИЯ С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
Упр.49 Верно ли ученик восстановил последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы». 1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять. 5. а у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы. Понаблюдать, как происходит развитие мысли, т.е.что нового каждые следующее предложение добавляют к предыдущему, как обеспечивается связь предложений, какие средства языка в этом участвуют. СЛОВАРЬ Запомни: заяц, наблюдение, однажды, начальник, хомяк, защита, концерт, билет, природа, средство
15 |
| 4. УПРАЖНЕНИЯ НАД ПОНЯТИЕМ «ТЕКСТ»
Упр. 23 Укажите, в каких словах этого определения скрыты следующие характеристики текста: 1. наличие нескольких предложений; 2. смысловая цельность; 3. завершённость Текстом называют законченную (или относительно законченную) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. .. Упр. 24 Какое из важных понятий теории текста в этом фрагменте выпущено? Какое небольшое дополнение в последнем предложении помогло бы восполнить недостаток? В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, то есть рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте «аукаются», «перекликаются» друг с другом и со всеми вместе. То, о чём рассказывает первое, подхватывается вторым и так далее. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Так все вместе предложения текста помогают понять, о чём хотел сказать автор.
5. УПРАЖНЕНИЯ НА УМЕНИЯ ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ
Учитывайте стиль: живой, яркий, эмоциональный текст требует эмоционального, иногда броского, загадочного или лирического заголовка. Такой заголовок не подходит к научно-деловому стилю
Упр.25 Выберите подходящий заголовок: а). Снег б). Плотный снег в). Снеговые шапки г). Черёмуха д). Черёмуховый снег е). Необычный снег ж). Странный снег По реке плывёт плотный снег. Кружит над омутами, нарастает сугробами у камней, в камышах, возле берегов. На круглых листьях кувшинок – снеговые шапки. Странный снег – тёплый, крупный, не тает. Его черёмуха рассыпала. (По Э.Шиму) Какие ещё заголовки из данных подходят к тексту?
8 |
Упражнения на НАХОЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК младших школьников
Упр. 51 Исправьте речевые ошибки 1. Мукает корова; вшёл в дом; я распечалился; тихота; учувствовали свежий воздух; волшебные слова удобряют людей; 2. разделили напополам; убольшить на три; меня совсем затолпили; ты грубый, невежда; за курами ухаживает курятница; мальчик взлез на дерево; заместо меня; текёт крыша; шёл взади; 3. красивше; не ложи на стол; у кошки на хвосту; около ух пятнышки; под листьями выглядывают грибы; грибы собирали в осиновике
Упр. 52 Исправьте речевые ошибки 1. Моё фамилие; для её; хочут; стулов; в пальте; самый прекраснейший; повидла; в угле; ездию; ихние; более красивее; 2. после кина; с ей; красная помидора; бежат; грабля; хотит; на пианине; новый полотенец; у ихово кота; зажглись иллюминации; 3. собирали ягоду и малину; надо быстро добежать к дереву; вся семья встретились.
Упр. 53 Исправьте речевые ошибки 1. У меня много делов; ждут каникулов; радовались красотой природы; преследовали за хищником; ходят без польт; смотрели 2. вслед грузовика; в окне выглянула девочка; на деревьях опали листья; шесть карандашов; подошли к прорубю; шишка на лбе; 3. вода такая холодная, что пальцев опустить страшно; урожай яблоков; пирожки с повидлой; игральная комната; с полей и лугов тает снег.
Упр. 54 Исправьте речевые ошибки 1. На берег трудно приблизиться; на параде принимали участие; притронулся до горячей плиты; застрял в лужу; добрались в лагерь; 2. не дождёмся до каникул; удостоена орденом; выделяется от других ребят; описывать о природе; 3. коснуться до проводов; любить и гордиться своей мамой; прийти со школы; проявить внимание и заботу к людям; принести с магазина.
17 |
| 3. УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ОСОЗНАВАТЬ ТЕМУ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И РАЗВИВАТЬ ЕГО ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ
Наблюдения за признаками текста.
Упр.15 В этих предложениях говорится об одном и том же или в каждом про своё? Есть ли здесь текст? 1. Ну и красив наш кот! 2. Ну и красив наш кот! Белый, пушистый. Усы торчком. ..Упр. 16 Связаны ли предложения по смыслу? Какова основная мысль? Как она развивается? а) Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. б) Всё было аккуратно в Валином уголке. Кукла сидела на маленьком стульчике. Кубики сложены пирамидкой. Лошадка стояла у стены. Котёнок был разбойник и забияка. Даже мячик знал своё место. в) А садовник позвал нас и дал слив. Полез Денис через забор. Увидели дети на дереве сливы.
Упр.17 Как развивается мысль в текстах: по цепочке, последовательно или как «пучок» мыслей, параллельно. Какие средства связи использованы повтор, местоимения, синонимы? - Ручей приносил к дому Светланы кораблики из толстой древесной коры. На них торчали спичечные мачты. Они гордо несли жёлтые флаги из сухих листьев. (И.Костырь)
- Заяц сидел у куста и тяжело дышал. Вдруг он вздрогнул. Миг – и беляк понёсся меж кустов. Потом метнулся к дереву и прыгнул на него. (По В.Максимову)
- У большого пня, свернувшись, лежала змея. Она грелась на солнышке. Почуяв опасность, змея зашипела и стала быстро разворачивать своё длинное тело.
Упр.18 Определи последовательность предложений. Это были первые звуки утра. Послышался плеск воды. Просыпалась тайга.
6 |
Упр.59 Исправьте речевые ошибки 1. Всегда и во всём нужно проявлять упорность. 2. Мальчик объяснил своё героичество так. 3. На обед нам давали варёную картофель. 4. Сидит мальчик и запевает себе под нос. 5. Ребята строят снежную бабу. 6. Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну. 7. Лосиха с лосёнком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. 8. Котёнок был такой маленький, такой тонкий. 9.Я стараюсь учиться во весь дух. 10. Друзья остались друг с другом наедине. 11. Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони. 12. Самый распространённый вид счастья – это летние каникулы.
Упр.60 Исправьте речевые ошибки 1. Мы посмотрели в рыбные глаза. 2. У бабушки перед дождём ломает коленки. 3. На полях появились восходы пшеницы. 4. Дым повалил чёрными клубнями. 5. Мальчик выдержал все допросы и попытки. 6. Луна и звёзды – небесные светлячки. 7. Нужно обратно переписывать работу. 8. Речка замёрзла льдом. 9. Приближается время года лето. 10. Мама купила мне белоснежное белое платье. 11. Ребята лепят снежного снеговика. 12. Хруст веток нарушал безмолвное молчание. 13. Мне поручили поручение. 14. Необходимо надо было принять срочные меры. 15. Заяц сидит на пне высокого дерева и сверху смотрит на охотника.
Упр. 61 Есть ли здесь ошибка? Кругом зеленеет молодая травка. А из травки выглядывают жёлтенькие цветочки. Выглядывают и качаются на ветерке. Всегда ли повтор слов является недочётом?
10. УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБОР СЛОВ»
Упр. 62 Подбери к словам ДОЖДЬ, НЕБО, СНЕГ, ВОДА как можно больше подходящих имён прилагательных и глаголов СЛОВАРЬ Запомни: Заяц, пшеница, светлячок, охотник, жёлтый, картофель
19 |
| Упр.9 Составьте из данных слов в скобках предложения так, чтобы оно развивало мысль, высказанную в предыдущем предложении. а) Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, рассказывали были и небылицы, щёлкали орехи. (Васютка, рыбаки, орехи, снабжать) б) Алина подошла к Лёве. И Лёва пошёл танцевать, хотя он танцевать не умел. (его, учить, Алина)
Упр.10 К каждому из предложений выберите его продолжение: а) В этой школе учился будущий космонавт. б) В этой школе будущий космонавт учился. 1. Вот небольшое здание, где когда-то размещалась школа. ….. 2. Возле небольшого здания, где когда-то размещалась школа, возвышается скульптурный портрет космонавта.
Упр.11 Исправьте детские погрешности и объясните их. а) Нина услышала плач. Малыш в кустах плакал.
б) Нина наткнулась на малыша. Красными, заплаканными глазами посмотрел он на неё.
в) Мы устанавливаем палатку на самом берегу. Папа устанавливает палатку. Мы с мамой помогаем.
г) Днём на даче все заняты своими делами. Я играю с друзьями. Копает огород папа. Еду готовит мама.
Упр.12 Выберите авторский вариант (писатель А. Цессарский), учитывая ту ситуацию, которую он описывает: В повозке стоял бидон с молоком, на дне которого была мина.
а) Въехали в город. Повозка запрыгала, затарахтела по разбитой булыжной мостовой. б) Въехали в город. По разбитой булыжной мостовой повозка запрыгала, затарахтела
4 |
12. СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ ЭПИТЕТ – троп, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета(явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий») (Советский энциклопедический словарь)
МЕЛОДИЯ ОБЛАКА ЛУЧ (солнца) задумчивая лилово-дымчатые задористый минорная продолговатая мажорный неторопливая тёмно-сизые резкий тусклый печальная седые острый яркий прекрасная чёрно-синие узкий прелестная пепельно-сизые робкий великолепная величавая ТУЧИ ЛЕБЕДЬ волшебная грустные белый гордый дивная пепельно-сизые белокрылый задушевная серые белогрудый красивая неподвижные белоснежный очаровательная тёмные благородный певучая осенние величавый плавная сердитые величественный пленительная плачущие гордый горделивый чарующая тяжёлые одинокий статный
ТИШИНА ШЕЯ ОСАНКА бездонная тонкая благородная голубая гибкая величавая необыкновенная длинная величественная неподвижная изящная гордая певучая белоснежная горделивая первозданная царственная покойная чуткая ОЧАРОВАТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДИВНЫЙ пленить изумительный чудный околдовать поразительный чудесный обворожить дивный волшебный заколдовать чудный сказочный заворожить восхитительный фантастический зачаровать
21 |
| 1. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Актуальное членение предложения Упр.1 Составьте предложения из слов: ДЯТЕЛ СЕСТЬ БЕРЁЗА Включите это предложение в 2 контекста: а) Лесной санитар искал больные деревья. И вот…. б). Заболела берёза, завелись в ней жучки. И вот… В каком случае пришлось перестроить предложение? Почему? От чего зависит порядок слов в предложении, входящем в состав текста?
Упр.2 Исправьте недочёт. Под берёзой в тени отдыхает девочка, женщина и пёс Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.
Наблюдения за построением предложений ДАННОЕ ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: НОВОЕ Упр.3. (Развитие мысли происходит за счёт «нового») Д Н Д а) Проснулся я от крика. Кричал дядя. Я увидел дядю. Дядя Н кричал, размахивал руками. Д Н Д б) «Я дежурная,» - объясняет Маруся. «Дежурная сегодня я,» - сердится Галя. в) Какие слова или словосочетания во 2-м предложении входят в состав «данного», а какие – «нового»? Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня тёмным круглым, как бусинка, глазом.
Упр. 4 В чём отличия двух предложений? Д Н Русские леса красивы. Красивы русские леса! В неэмоциональной речи «новое» стоит в конце предложения. В эмоциональной – может стоять в начале предложения. Меняется интонация.
2 |