Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа: 1, Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? ~ чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки? - не нравится - бывает по-разному - нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы - не хотел бы - не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? ~ не знаю - не хотел бы - хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям? - часто - редко - не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель? - точно не знаю - хотел бы - не хотел бы 9. У тебя много друзей в твоем классе? - мало -много -нет друзей 10. Тебе нравится твой класс? -нравится -не очень -не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы | Оценки за 1 ответ | Оценки за 2 ответ | Оценки за 3 ответ | 1 | 1 | 3 | 0 | 2 | 0 | 1 | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 4 | 3 | 1 | 0 | 5 | 0 | 3 | 1 | 6 | 1 | 3 | 0 | 7 | 3 | 1 | 0 | 8 | 1 | 0 | 3 | 9 | 1 | 3 | 0 | 10 | 3 | 1 | 0 |
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания. 20-24 балла- хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 19-11 баллов- положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения. |