Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы
статья на тему
Выступление на педсовете - уровень ОУ
ФГОУ - СОШ № 21 МО РФ
Педагогический совет 28 января 2011 года
Тема доклада: Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания
Один из авторов доклада: Чекирова Светлана Евгеньевна
Должность докладчика: учитель начальных классов
Проблема аттестации учащихся является чрезвычайно важной в работе учителя и, что еще важнее, чрезвычайно значимой для ученика.
Обязательным компонентом учебной деятельности является контроль и самоконтроль, а главным средством этого звена является педагогическая оценка. Роль оценки сложна и многопланова.
Для начала определим два понятия: «оценка» и «отметка».
Что такое оценка? Это, по-видимому, всегда мнение о ценности и качестве чего-либо или кого-либо.
Что такое отметка? Это установленное обозначение степени значений ученика.
На практике в силу ряда причин происходит состыковка этих двух понятий. Говоря о педагогической оценке имеют ввиду и отметку как таковую, и устное суждение, которым эта отметка часто сопровождается, т.е. оценку. В чем же функция оценки? В силу чего она становится для ученика явлением привычным, банальным?
Попытаемся проследить те функции, которые фактически исполняет отметка, те разнообразные последствия, к которым она может приводить.
Совершенно очевидно, что оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика.
В первую очередь и главным образом это мотивация. Наверное мы плохо представляем себе, насколько глубокое и многоплановое воздействие оказывает оценка на мотивационную сферу ребенка. Давайте проанализируем его переживания при получении им различных отметок.
«Торжествующая пятерка».
Прежде всего, это радостное переживание успеха, то торжество, которое упоминается в самом названии. Это эмоция прямая и непосредственная. Далее более глубокий и личностный пласт, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее позиционный пласт – отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем – другой пласт, может быть, социально-психологический: родители и родственники переживают чувство гордости, делятся им с другими. Происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно и за короткий срок становится у многих потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей может стать чертой личности ребенка.
«Обнадеживающая четверка».
Переживания ученика зависят в данном случае от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является его достижением и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это может восприниматься как снижение результата. Ученик испытывает чувство ущемленного престижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но уже с отрицательным знаком.
Совсем другая картина имеет место в случае тройки.
«Равнодушная тройка».
Прежде всего, здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха. Нет, правда, и отрицательных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. Появляется ли при этом чувство полноценности или неполноценности, по-видимому, зависит от уровня притязаний ученика. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, не будет ощущения своей ущербности, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учится. При высоком уровне притязаний может появиться чувство неполноценности. Может это проявится в различных неврастенических явлениях – начиная от депрессии и кончая агрессивностью, может привести к поискам признания на стороне (дурные компании). Позиция в семье часто, в основном, нейтральная. Хвалить или поощрять не за что, ругать тоже. Равнодушие. Происходит сложное, многослойное воздействие, но положительным его не назовешь. Правда, и отрицательным тоже. Со временем это перерастет в привычку, а затем и потребность заниматься учебой настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.
«Уничтожающая двойка».
Без труда можно себе представить все негативные переживания, связанные с нею, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности, иногда угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышения требований.
Школа становится для ученика источником почти исключительно неприятных переживаний.
Таким образом, мы видим, какую роль играет учительская оценка. Стимулирующую роль оценки мы никак не должны сбрасывать со счетов... Более того, использование этой стимулирующей функции оценки – мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при условии, если она используется психологически грамотно. Что это значит?
Во-первых, оценка должна быть справедлива. Оправдана как с точки зрения качества ответа, так и понятности ее для ученика.
Психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности ученика при основании оценки. Можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждением.
Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания оценки. Выбранный тон дожжен быть ситуативно оправдан. Один из признаков психологической грамотности учителя – учет правила Песталоцци: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой». Педагогическая оценка – это не только выраженная в баллах отметка. Это еще и высказываемое учителем суждение. Педагогическое суждение и отметка в баллах выполняют несколько разные психологические функции и поэтому заменить одна другую не может.
Первая фиксирует достижения (или отставание) ученика по отношению к самому себе. Вторая – настолько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других ребят класса.
Между тем нередко учителя, оценивая ответы, ограничиваются отметками, а если иногда высказывают какие-либо суждения, то лишь как некоторый «довесок» к отметке. На самом деле все должно быть наоборот.
Умело применяемое одобрение является значительно более мощным средством воздействия, чем порицание.
Учителя часто обнаруживают тяготение к отрицательным оценкам.
Но еще хуже – это отсутствие оценки. Отсутствие оценки есть воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективных истолкований, намеков, поведения учителя и учащихся. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях.
Мы подошли к болевой точке – «накопление отметок». Оказывается для многих учителей накопить отметки, чтобы на их основе вывести итоговую оценку за определенный период, отражающую реальный уровень подготовки ученика, не так просто.
В чем здесь проблемы.
Одна из проблем – проблема устного опроса. Опрос большинством учителей не планируется, т.е. учитель не намечает себе, кого он будет опрашивать. Опрос складывается спонтанно, на основе поднятых рук и отвечают одни и те же дети.
Вечная проблема – проблема развернутого, монологического ответа ученика. Не так часто можно услышать такой ответ.
Д.С. Лихачев высказывая такую мысль: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Сейчас ребята меньше говорят, а больше пишут (самостоятельные, контрольные, тесты и другие работы).
Главным образом за счет этого накапливаются оценки.
А устные ответы – односложные ответы на поставленные учителем вопросы.
Пусть каждый выбирает свои пути, вырабатывает свои способы оценивания учебной деятельности детей, которое объективно отражало бы и знание ребенка, и затраченное усилие в овладении им. Мы просто должны помнить, что каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей. Ребята 5-7-х классов нуждаются в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради оценки или хотя бы не только ради нее?
Как сделать, чтобы отметка перестала быть инструментом манипулирования детьми?
Тут возникает вопрос: может ли быть безотметочное оценивание работы ученика?
Конечно, может. Но при условии – высочайшей культуре оценивания, опирающейся на выработанную у ученика способность к самооценке и безоговорочное доверие к нему.
Это большой и сложный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.
Директор ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ Сошников П.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая оценка | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете - уровень ОУ
ФГОУ - СОШ № 21 МО РФ
Педагогический совет 28 января 2011 года
Тема доклада: Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оценивания
Один из авторов доклада: Чекирова Светлана Евгеньевна
Должность докладчика: учитель начальных классов
Проблема аттестации учащихся является чрезвычайно важной в работе учителя и, что еще важнее, чрезвычайно значимой для ученика.
Обязательным компонентом учебной деятельности является контроль и самоконтроль, а главным средством этого звена является педагогическая оценка. Роль оценки сложна и многопланова.
Для начала определим два понятия: «оценка» и «отметка».
Что такое оценка? Это, по-видимому, всегда мнение о ценности и качестве чего-либо или кого-либо.
Что такое отметка? Это установленное обозначение степени значений ученика.
На практике в силу ряда причин происходит состыковка этих двух понятий. Говоря о педагогической оценке имеют ввиду и отметку как таковую, и устное суждение, которым эта отметка часто сопровождается, т.е. оценку. В чем же функция оценки? В силу чего она становится для ученика явлением привычным, банальным?
Попытаемся проследить те функции, которые фактически исполняет отметка, те разнообразные последствия, к которым она может приводить.
Совершенно очевидно, что оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика.
В первую очередь и главным образом это мотивация. Наверное мы плохо представляем себе, насколько глубокое и многоплановое воздействие оказывает оценка на мотивационную сферу ребенка. Давайте проанализируем его переживания при получении им различных отметок.
«Торжествующая пятерка».
Прежде всего, это радостное переживание успеха, то торжество, которое упоминается в самом названии. Это эмоция прямая и непосредственная. Далее более глубокий и личностный пласт, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее позиционный пласт – отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем – другой пласт, может быть, социально-психологический: родители и родственники переживают чувство гордости, делятся им с другими. Происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно и за короткий срок становится у многих потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей может стать чертой личности ребенка.
«Обнадеживающая четверка».
Переживания ученика зависят в данном случае от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является его достижением и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки примерно такие же, как и при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это может восприниматься как снижение результата. Ученик испытывает чувство ущемленного престижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но уже с отрицательным знаком.
Совсем другая картина имеет место в случае тройки.
«Равнодушная тройка».
Прежде всего, здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха. Нет, правда, и отрицательных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. Появляется ли при этом чувство полноценности или неполноценности, по-видимому, зависит от уровня притязаний ученика. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, не будет ощущения своей ущербности, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учится. При высоком уровне притязаний может появиться чувство неполноценности. Может это проявится в различных неврастенических явлениях – начиная от депрессии и кончая агрессивностью, может привести к поискам признания на стороне (дурные компании). Позиция в семье часто, в основном, нейтральная. Хвалить или поощрять не за что, ругать тоже. Равнодушие. Происходит сложное, многослойное воздействие, но положительным его не назовешь. Правда, и отрицательным тоже. Со временем это перерастет в привычку, а затем и потребность заниматься учебой настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.
«Уничтожающая двойка».
Без труда можно себе представить все негативные переживания, связанные с нею, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности, иногда угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышения требований.
Школа становится для ученика источником почти исключительно неприятных переживаний.
Таким образом, мы видим, какую роль играет учительская оценка. Стимулирующую роль оценки мы никак не должны сбрасывать со счетов... Более того, использование этой стимулирующей функции оценки – мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого, но при условии, если она используется психологически грамотно. Что это значит?
Во-первых, оценка должна быть справедлива. Оправдана как с точки зрения качества ответа, так и понятности ее для ученика.
Психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности ученика при основании оценки. Можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждением.
Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания оценки. Выбранный тон дожжен быть ситуативно оправдан. Один из признаков психологической грамотности учителя – учет правила Песталоцци: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим; сравнивать следует каждого ребенка с самим собой». Педагогическая оценка – это не только выраженная в баллах отметка. Это еще и высказываемое учителем суждение. Педагогическое суждение и отметка в баллах выполняют несколько разные психологические функции и поэтому заменить одна другую не может.
Первая фиксирует достижения (или отставание) ученика по отношению к самому себе. Вторая – настолько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других ребят класса.
Между тем нередко учителя, оценивая ответы, ограничиваются отметками, а если иногда высказывают какие-либо суждения, то лишь как некоторый «довесок» к отметке. На самом деле все должно быть наоборот.
Умело применяемое одобрение является значительно более мощным средством воздействия, чем порицание.
Учителя часто обнаруживают тяготение к отрицательным оценкам.
Но еще хуже – это отсутствие оценки. Отсутствие оценки есть воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективных истолкований, намеков, поведения учителя и учащихся. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях.
Мы подошли к болевой точке – «накопление отметок». Оказывается для многих учителей накопить отметки, чтобы на их основе вывести итоговую оценку за определенный период, отражающую реальный уровень подготовки ученика, не так просто.
В чем здесь проблемы.
Одна из проблем – проблема устного опроса. Опрос большинством учителей не планируется, т.е. учитель не намечает себе, кого он будет опрашивать. Опрос складывается спонтанно, на основе поднятых рук и отвечают одни и те же дети.
Вечная проблема – проблема развернутого, монологического ответа ученика. Не так часто можно услышать такой ответ.
Д.С. Лихачев высказывая такую мысль: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Сейчас ребята меньше говорят, а больше пишут (самостоятельные, контрольные, тесты и другие работы).
Главным образом за счет этого накапливаются оценки.
А устные ответы – односложные ответы на поставленные учителем вопросы.
Пусть каждый выбирает свои пути, вырабатывает свои способы оценивания учебной деятельности детей, которое объективно отражало бы и знание ребенка, и затраченное усилие в овладении им. Мы просто должны помнить, что каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Причем, чем ниже возраст ученика, тем эта потребность острей. Ребята 5-7-х классов нуждаются в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради оценки или хотя бы не только ради нее?
Как сделать, чтобы отметка перестала быть инструментом манипулирования детьми?
Тут возникает вопрос: может ли быть безотметочное оценивание работы ученика?
Конечно, может. Но при условии – высочайшей культуре оценивания, опирающейся на выработанную у ученика способность к самооценке и безоговорочное доверие к нему.
Это большой и сложный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.
Директор ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ Сошников П.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая оценка и ее влияние на тревожность младшего школьника
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойство,неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, колич...
Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.
«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....
Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе
Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к школе...
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Работа по самообразованию....
Статья " Методические функции педагогической оценки"
Выступление на педагогическом совете по теме" Методические функции педагогической оценки."...
Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...