Статья " Методические функции педагогической оценки"
статья (3 класс)
Выступление на педагогическом совете по теме" Методические функции педагогической оценки."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические функции педагогической оценки. Формы опроса и механизмы оценивания с учетом сохранения нравственного и психического здоровья.
Что такое оценка? Это, по-видимому, всегда мнение о ценности и качестве чего-либо или кого-либо.
Что такое отметка? Это установленное обозначение степени знаний учащихся.
Говоря о педагогической оценке, я имею ввиду и отметку как таковую, и устное суждение, которым эта отметка часто сопровождается. Совершенно очевидно, что оценка задевает весьма различные и подчас глубокие психологические пласты ученика, о чем мы мало думаем.
Это мотивация. Глубокое и многоплановое воздействие оказывает оценка на мотивационную сферу ребенка.
Давайте проанализируем его переживания при получении им разных отметок.
«Торжествующая пятерка». Это радостное переживание успеха. Далее – глубокий, личностный пласт: чувство личностной полноценности. Далее позиционный пласт – отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенности в глазах одноклассников и учителя. Далее - социально-психологический – родители и родственники переживают чувство гордости. В кругу взрослых к нему относятся с уважением. У него появляется позиция в семье, расширяются его права.
Как видим, происходит сложное положительное воздействие. Возникает желание испытать его повторно и за короткий срок это становится потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы, чтобы получить пятерку. Так постепенно работа с полной отдачей может стать чертой личности ребенка.
«Обнадеживающая четверка». Переживания учащихся зависят от того, действительно ли это твердая четверка, то есть, является ли она заявкой на дальнейшие успехи. А если эта четверка следует за пятеркой, то это будет восприниматься как снижение результата. Ученик испытывает чувство ущемленного престижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но с отрицательным знаком.
Совсем другая картина личностного восприятия имеет место в случае тройки.
«Равнодушная тройка». Здесь нет окрыляющей радости. Нет переживания успеха. Нет и отрицательных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. Появляется ли в этом случае чувство полноценности или неполноценности. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, у него нет ощущения ущербности, но и потребность хорошо учиться у него вряд ли сформируется. При высоком уровне притязаний может появиться чувство неполноценности, но оно может появиться где-то на стороне или ребенок может уйти в депрессию или агрессию. В семье часто позиция нейтральная. Равнодушие. Положительными такие отношения не назовешь. И отрицательными тоже. И с течением времени потребность заниматься учебой ровно настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.
«Уничтожающая двойка». Без труда можно себе представить все негативные переживания, связанные с нею, собственная несостоятельность, угнетенное положение в классе, конфликты в семье, жесткое наблюдение со стороны родителей, повышение требований. Или полное их отсутствие. Школа становится источником исключительно неприятных переживаний. А какие последствия – вы знаете. Порой, самые ужасные, вплоть до суицида.
Стимулирующую роль оценки мы не должны забывать. Это мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться много, но при одном условии: если она используется психологически грамотно.
Что это значит?
- Оценка должна быть справедлива!
- Психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности ученика, представить его психо-эмоциональное состояние и степень воздействия на ребенка.
Таким образом, мы видим, какую роль играет учительская оценка, начиная от сиюминутных переживаний и заканчивая отсроченно во времени влиянием на черты личности, его положения в классе и т.д. Вот эту стимулирующую роль оценки мы не должны сбрасывать со счетов.
Стимулирующая роль оценки – это мощное средство в руках учителя. Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти тон для высказывания своей оценки. Одному лучше сказать строгим, несколько официальным и внушительным тоном, другому – с ноткой сожаления, третьему – с некоторым удивлением, четвертому – с упреком. Важно, чтобы тон был ситуативно оправдан. Песталоцци сказал: «Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивать надо каждого ребенка с ним самим». Учет этого правила – это психологическая грамотность учителя. (Похвала, одобрение, ситуация успеха, совет, поддержка, сотрудничество, иногда кивок головой, выражение удивления, огорчения, беседа наедине – все это подбадривает, стимулирует ребят.)
И так, оценивать необходимо, но объективно грамотно, с сопереживанием, огорчением и радостью. Должна быть накопляемость оценок, чтобы была возможность вывести итоговую отметку справедливо.
Есть уроки, в ходе которых трудно, а иногда и необязательно оценивать работу детей. Но как понять учителя, если у него при 3х часах в неделю за 3 месяца у учащихся нет оценок?! Как же был организован учебный процесс?! Некоторые учителя приходят без учебных планов и с записной книжкой. Так кому тогда нужна оценка? Учителю или все же ученику? Она не должна быть спрятана от него даже на какое-то время. Малое количество оценок - свидетельство проблемы устного опроса. А ведь опрос – это важнейшая составляющая многих уроков. Часто он проходит стихийно, на основе поднятых рук.
Вечная проблема – проблема развернутого монологического ответа ученика. Услышать такие ответы – большая редкость даже на таких предметах, которые мы называем устными: литература, история, география и т.д. Практически мы не учим их говорить, а это должны делать все учителя, и в первую очередь – словесники. Умение хорошо говорить, строить свою речь правильно, логично, в речи быть убедительным – одно из универсальных умений человека. При существующей системе организации опроса, если ее можно назвать системой, мы никогда не научим ребят говорить, ибо они, как правило, пишут, пишут, пишут: самостоятельные, контрольные ответы на тестовые вопросы, индивидуальные задания. Устные ответы – это односложные ответы, которые не выявляют реальный уровень знаний. Надо учить детей говорить.
Мы должны помнить, что каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. Чем ниже возраст ученика, тем эта потребность выше, острее. Так, ученики 5-7 классов нуждаются в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать так, чтобы это усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Как сделать так, чтобы оценка перестала быть инструментом манипулирования детьми? Ведь это тоже имеет место у нас. И это грустно! И невольно возникает вопрос: может ли быть безотметочное оценивание работы ученика? Конечно, да! Но при одном условии – высочайшей культуре оценивания, опирающейся на способность ученика к самооценке, и, конечно, начиная с младших классов.
Подсчитано, что только на одном уроке учитель высказывает в среднем 40-50 оценочных суждений, а не выраженных в слове оценок (взглядов, жестов) значительно больше. И это вполне оправданно. В оценке педагог выражает свое отношение к тому или иному действию, поступку ребенка, показывает ему, что хорошо, а что плохо, направляет, корректирует его учебные шаги, помогает освоиться в школьной обстановке.
Поэтому педагогическая оценка – это составная часть процесса обучения. Это очень тонкий и сложный инструмент. И учитель должен всегда помнить, какое воздействие она, оценка, оказывает на ученика, на формирование его личности, на самосознание ребенка.
Дети, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своими наставниками, стараются не привлекать к себе внимание, предпочитают пассивные формы работы. Разве можно в таком случае наставника назвать учителем?! Недальновидная политика такого горе-работника оборачивается не только частичным, но и полным выключением ребенка из учебной работы, серьезной деформацией его характера, формированием в нем таких черт, как робость, скрытность, пассивность и враждебное отношение и к учителю, и к школе в целом.
И если сама учебная деятельность приносит ребенку удовольствие, удовлетворение, сопровождается переживанием успеха, то создается благоприятная почва для формирования познавательных мотивов учения.
Педагоги иногда недооценивают всю сложность и тонкость психической жизни детей. Мир чувств у детей, особенно с неустойчивой эмоционально-психической сферой, значительно преобладает над разумом.
Чтобы обеспечить комфортную, благоприятную атмосферу учебных занятий, не отвлекать детей ненужными переживаниями по поводу занятий, в оценочную деятельность учителя вносятся определенные изменения. В текущей работе всем детям не выставляются оценки. Изменяется само основание, на котором строится педагогическая оценка. Таким основанием становится критерий относительной успешности. Это значит, что оцениваться будет сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Оценочная деятельность педагога становится в этом случае индивидуализирована. В ней учитываются реальные возможности ребенка, конкретный уровень его достижений, мера старательности и труда. В этом случае внутреннее принятие оценки учеником помогает ребенку учиться, изменяться к лучшему (прилежание, активность, старательность появляются как бы сами по себе, а не под давлением).
Помнить надо одно: главная функция оценки, и особенно у младших школьников – стимулирующая, побуждающая детей к учению. Ситуация успеха становится добрым и обязательным спутником учения ребенка, делает это учение победным, тем самым превращает учебную деятельность детей в фактор, который культивирует у ребенка преимущественно положительные эмоции, сглаживает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, способствует формированию настойчивости, целеустремленности.
Начальный этап обучения – это этап очень важный в развитии, становлении личности человека. Психологи, характеризуя его специфику, отмечают, что именно в этом возрастном периоде, на этом этапе индивидуального развития человека созревают те объективные предпосылки, которые позволяют целенаправленно работать над формированием осознанности его деятельности. И эти предпосылки автоматически не реализуются. Их надо превратить в устойчивые качества личности.
В I классе исключается система балльного оценивания, недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т.д.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
При неправильном ответе ученика нельзя говорить «не думал», «не старался», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других».
Никакому оцениванию не подлежат личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)
Для учителей законом должно стать правило: прежде чем перейти к оценке результатов учебной деятельности, надо научить детей учиться. И надо их сначала научить, а затем оценивать. И в 1-ом, и в 5-ом, и в 11-ом классах. Если учитель не умеет или не хочет рационально организовать учебный процесс, не работает над его формированием, а пускает это дело на самотек, стихийно, то стихийно овладеют им лишь ребята с наиболее высоким уровнем развития. Остальная же часть детей, вплоть до окончания ими средней школы, оказываются в самостоятельной работе совершенно беспомощными. Положительных результатов в учении они, как правило, не достигают, а если и достигают, то за счет огромного перенапряжения. Проблемы, допущенные в этот наиболее благоприятный для формирования учебной деятельности период, наверстать бывает очень трудно без учета мотивационной роли отметки.
Мотивация достижения – это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
На вопрос о том, какие функции в себе несет оценка, были получены следующие результаты. Более 20% учителей отметили, что оценка достижений каждого ученика – это сигнал для самого ребенка, для его родителей, администрации школы. Лишь 40% обратили внимание на то, что оценка достижений каждого ученика связана с учетом индивидуальных способностей ребенка и отслеживанием личного роста знаний учащихся и выполняет развивающую функцию.
Что же оценивают учителя в деятельности учащихся.
- Знания, умения, навыки – 38 %
- Трудолюбие, прилежание – 36%
- Интерес, мотивация – 19%
- Умение мыслить и анализировать – 26%
- Желание работать – 17%
- Способность к развитию – 17%
- Активность на уроке – 14%
- Нестандартность ответа, творчество – 10%
- Личные качества – 7%
- Другое – 21%
- Затрудняюсь ответить – 17%.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что пятая часть учителей затруднилась ответить, что же они оценивают в деятельности учащихся. Не имея возможности останавливаться более подробно, отмечу только как вывод – безусловное предпочтение развитию внутренней мотивации как наиболее эффективного для интеллектуального формирования и развития личности.
Справка к сведению.
Итоговый контроль – оценка результатов за большой промежуток времени (четверть, полугодие, год).
Итог к\р – «4» , а текущие были в пользу «3». Это не дает права снизить итоговую оценку, он должен получить «4».
Другой ученик имел «4» в течение всего года. Итог- «3». Оценка его предыдущих успехов была «4». Учитель имеет право поставить итоговую отметку «4».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Разграничение функций групповых форм работы
Определённость целей и условий эффективности каждой формы групповой работы позволяет учителю оптимально организовать учебный процесс. При этом происходит активизация познавательной деятельности ученик...
Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы
Выступление на педсовете - уровень ОУФГОУ - СОШ № 21 МО РФ Педагогический совет 28 января 2011 годаТема доклада: Педагогическая оценка: мотивационная функция, механизмы оцениванияОдин из а...
Статья "Терапевтическая функция музыкального искусства"
Материалы межрегинальной научно-практической конференции. Кострома, 21 февраля 2013 года...
Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...
Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...
3.2 Оценка предметных и методических компетенций педагогических работников (банк данных из ЦНППМ)
3.2 Оценка предметных и методических компетенций педагогических работников (банк данных из ЦНППМ)...