ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + ОБЖ»
рабочая программа на тему

Шубенко Ольга Михайловна

 

В настоящей программе по факультативному курсу реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_po_okruzhayushchemu_miru_obzh.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ  КУРСУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР +  ОБЖ»

Авторы

Шубенко Ольга Михайловна

Черникова Оксана Викторовна

Харисова Юлия Сергеевна

учителя начальных классов МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри РС(Я)

Пояснительная записка

В настоящей программе по факультативному курсу реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  1. обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
  2. оказание первой медицинской помощи;
  3. основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на первой ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения курса обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели курса

  1. Освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.
  2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
  3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи курса

  1. Ознакомление обучающихся с ближним и дальним природным окружением, формирование у них целостного взгляда на мир, как единое взаимосвязанное целое, обогащение их социального опыта, а также опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.
  2. Формировать у обучающихся ответственное отношение к жизни и здоровью, как своего, так и окружающих.
  3. Формировать привычки к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому развитию.
  4. Добиваться понимания смысла, предъявляемых к ним требований безопасного поведения, знакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье.
  5. Давать представление об источниках угрозы жизни и здоровью через формирование простейших сведений о терроризме.

Данная программа реализуется через систему факультативных занятий в количестве -  34 часов.

Тематическое планирование

в 1-2-ом классах (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Если хочешь быть здоров

1.

Режим дня. Правила личной гигиены. Как ухаживать за зубами.

1

2.

Беседа-экспериментирование. Почему говорят «Дороже алмаза мои два глаза»?

1

3.

Как правильно питаться? Витамины на нашем столе.

1

4.

Поговорим о болезнях: простуда, грипп, боли в животе.

1

5.

Занятие-практикум «Меры защиты от инфекции»

1

6.

Игра-путешествие «Куда пойти лечиться, если…?»

1

Берегись автомобиля

7.

Игровое занятие-практикум на площадке ГАИ. Как переходить улицу, если движением командует регулировщик.

1

8.

Тестирование «Знаем ли мы дорожные знаки?»

1

9.

Практикум по организации личной безопасности на улице.

1

10.

Безопасность в общественном транспорте.

1

11.

Алгоритм действий, если произошла авария.

1

12.

М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»

1

Домашние опасности

13.

Путешествие по квартире.

1

14.

Викторина «Один дома». Обращение с электрическими приборами.

1

15.

В. Волков «Как избежать беды»

1

16.

Огонь – друг и враг человека.

1

17.

Что делать при пожаре?

1

18.

Если горит у соседей.

1

19.

Оказание первой помощи.

1

20.

КВН «От маленькой искры, большой пожар бывает»

1

На водоеме и в лесу

21.

Безопасность на воде. Оказание первой помощи.

1

22.

Безопасность на льду. Оказание первой помощи.

1

23.

Безопасность на природе. Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это?

1

24.

Тренинг «Если я заблудился в лесу»

1

25.

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Оказание первой помощи.

1

26.

Тренинг «Не всякий гриб в корзину!»

1

27.

Безопасность при общении с животными.

1

28.

Как ухаживать за собакой и кошкой.

1

Общение

29.

Можно ли узнать террориста среди людей, и чем они опасны для человека.

1

30-31

Занятие-практикум «Как вести себя в нестандартных ситуациях и при встрече с незнакомыми людьми

2

32.

В школе: правила поведения в школе.

1

33.

Ты и твои друзья.

1

34.

Мы – зрители пассажиры.

1

Тематическое планирование

в 3-4-ых класса (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Наша безопасность

1.

Мой путь от школы до дома.

1

2.

Огонь, вода и газ.

1

3.

Чтобы путь был счастливым.

1

4.

Я по улице шагаю.

1

Мы и наше здоровье

5.

«Знай правила движения – заслужишь уважение!»

1

6.

Террористы. Где они появляются чаще всего.

1

7.

О молниях, змеях, собаках и прочем.

1

8.

Экологическая безопасность.

1

9.

Как разрушаются камни?

1

10.

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест.

1

11.

О вреде курения (губительная сигарета).

1

12.

Солнце, растения и мы с вами.

1

13.

Организм человека.

1

14-15

Органы чувств.

2

16-17

Надёжная защита организма.

2

18.

Опора тела и движение.

1

19.

Наше питание.

1

20-21

Дыхание и кровообращение.

2

22.

Умей предупреждать болезни.

1

23.

 Хорошее здоровье превыше всего.

1

24.

Экономика и экология.

1

25-26.

Первая помощь при несчастных случаях.

1

27.

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье». Тест.

1

28.

Наши ближайшие соседи.

1

29.

Что такое Бенилюкс?

1

30-31

Новое об улицах, дорогах, дорожных знаках и о светофорах.

2

32.

Наша наблюдательность в предупреждении террористических актов.

1

33.

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

1

34.

Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения.

1

Основные  умения, навыки

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для факультативного курса  «Окружающий мир + ОБЖ» на этапе начального общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

 Результат изучения курса направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

По итогам освоения программы обучающиеся должны знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни;
  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.

уметь:

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)  
  • средствами коллективной защиты;  
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.

Литература

  1. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч./ А.А. Плешаков.
  2. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас»/ А.А. Плешаков.
  3. Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Окружающий мир»: 3 класс: к учебнику А.А. Плешакова  «Окружающий мир» в 2-х частях. 3 класс/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
  4. Тесты к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков и др.
  5. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс / О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова.
  6. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы.
  7. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс.
  8. Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...