ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + ОБЖ»
рабочая программа на тему
В настоящей программе по факультативному курсу реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_po_okruzhayushchemu_miru_obzh.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + ОБЖ»
Авторы
Шубенко Ольга Михайловна
Черникова Оксана Викторовна
Харисова Юлия Сергеевна
учителя начальных классов МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри РС(Я)
Пояснительная записка
В настоящей программе по факультативному курсу реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- оказание первой медицинской помощи;
- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на первой ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения курса обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса
- Освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.
- Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи курса
- Ознакомление обучающихся с ближним и дальним природным окружением, формирование у них целостного взгляда на мир, как единое взаимосвязанное целое, обогащение их социального опыта, а также опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.
- Формировать у обучающихся ответственное отношение к жизни и здоровью, как своего, так и окружающих.
- Формировать привычки к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому развитию.
- Добиваться понимания смысла, предъявляемых к ним требований безопасного поведения, знакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье.
- Давать представление об источниках угрозы жизни и здоровью через формирование простейших сведений о терроризме.
Данная программа реализуется через систему факультативных занятий в количестве - 34 часов.
Тематическое планирование
в 1-2-ом классах (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Если хочешь быть здоров | |||
1. | Режим дня. Правила личной гигиены. Как ухаживать за зубами. | 1 | |
2. | Беседа-экспериментирование. Почему говорят «Дороже алмаза мои два глаза»? | 1 | |
3. | Как правильно питаться? Витамины на нашем столе. | 1 | |
4. | Поговорим о болезнях: простуда, грипп, боли в животе. | 1 | |
5. | Занятие-практикум «Меры защиты от инфекции» | 1 | |
6. | Игра-путешествие «Куда пойти лечиться, если…?» | 1 | |
Берегись автомобиля | |||
7. | Игровое занятие-практикум на площадке ГАИ. Как переходить улицу, если движением командует регулировщик. | 1 | |
8. | Тестирование «Знаем ли мы дорожные знаки?» | 1 | |
9. | Практикум по организации личной безопасности на улице. | 1 | |
10. | Безопасность в общественном транспорте. | 1 | |
11. | Алгоритм действий, если произошла авария. | 1 | |
12. | М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода» | 1 | |
Домашние опасности | |||
13. | Путешествие по квартире. | 1 | |
14. | Викторина «Один дома». Обращение с электрическими приборами. | 1 | |
15. | В. Волков «Как избежать беды» | 1 | |
16. | Огонь – друг и враг человека. | 1 | |
17. | Что делать при пожаре? | 1 | |
18. | Если горит у соседей. | 1 | |
19. | Оказание первой помощи. | 1 | |
20. | КВН «От маленькой искры, большой пожар бывает» | 1 | |
На водоеме и в лесу | |||
21. | Безопасность на воде. Оказание первой помощи. | 1 | |
22. | Безопасность на льду. Оказание первой помощи. | 1 | |
23. | Безопасность на природе. Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это? | 1 | |
24. | Тренинг «Если я заблудился в лесу» | 1 | |
25. | Ядовитые растения, грибы, ягоды. Оказание первой помощи. | 1 | |
26. | Тренинг «Не всякий гриб в корзину!» | 1 | |
27. | Безопасность при общении с животными. | 1 | |
28. | Как ухаживать за собакой и кошкой. | 1 | |
Общение | |||
29. | Можно ли узнать террориста среди людей, и чем они опасны для человека. | 1 | |
30-31 | Занятие-практикум «Как вести себя в нестандартных ситуациях и при встрече с незнакомыми людьми | 2 | |
32. | В школе: правила поведения в школе. | 1 | |
33. | Ты и твои друзья. | 1 | |
34. | Мы – зрители пассажиры. | 1 |
Тематическое планирование
в 3-4-ых класса (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Наша безопасность | |||
1. | Мой путь от школы до дома. | 1 | |
2. | Огонь, вода и газ. | 1 | |
3. | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
4. | Я по улице шагаю. | 1 | |
Мы и наше здоровье | |||
5. | «Знай правила движения – заслужишь уважение!» | 1 | |
6. | Террористы. Где они появляются чаще всего. | 1 | |
7. | О молниях, змеях, собаках и прочем. | 1 | |
8. | Экологическая безопасность. | 1 | |
9. | Как разрушаются камни? | 1 | |
10. | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест. | 1 | |
11. | О вреде курения (губительная сигарета). | 1 | |
12. | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
13. | Организм человека. | 1 | |
14-15 | Органы чувств. | 2 | |
16-17 | Надёжная защита организма. | 2 | |
18. | Опора тела и движение. | 1 | |
19. | Наше питание. | 1 | |
20-21 | Дыхание и кровообращение. | 2 | |
22. | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
23. | Хорошее здоровье превыше всего. | 1 | |
24. | Экономика и экология. | 1 | |
25-26. | Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | |
27. | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье». Тест. | 1 | |
28. | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
29. | Что такое Бенилюкс? | 1 | |
30-31 | Новое об улицах, дорогах, дорожных знаках и о светофорах. | 2 | |
32. | Наша наблюдательность в предупреждении террористических актов. | 1 | |
33. | Инсценировка «Здоровый образ жизни» | 1 | |
34. | Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения. | 1 |
Основные умения, навыки
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для факультативного курса «Окружающий мир + ОБЖ» на этапе начального общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результат изучения курса направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
По итогам освоения программы обучающиеся должны знать/понимать:
- основы здорового образа жизни;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.
уметь:
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
- средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Литература
- Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч./ А.А. Плешаков.
- Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас»/ А.А. Плешаков.
- Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Окружающий мир»: 3 класс: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» в 2-х частях. 3 класс/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
- Тесты к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков и др.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс / О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова.
- Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы.
- Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс.
- Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...