Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений
статья на тему

Труфанова Людмила Борисовна

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному поведению. Но многие родители испытывают трудности в установлении контактов с ребенком, не могут понять причин недовольства собственными детьми. Характер взаимоотношений  между детьми младшего школьного возраста и их родителями зависит от воздействующих фактороф. Первый шаг учителя начальных классов - диагностика трудностей детско-родительских отношений. Этот процесс требует включения в диагностическое исследование и ребенка, и его родителей. Система  работы учителя начальных классов по проблемам детско-родительских отношений включает три этапа. Результатом такой работы  должно стать осознание и принятие родителями некоторых принципов, которые должны быть положены в основу их общения с детьми. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному поведению.  Дети, растущие  в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Но многие родители испытывают трудности в установлении контактов с ребенком, не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятельно решить возникшие проблемы.  Как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию неврозов, различных психологических проблем и комплексов.

Характер взаимоотношений  между детьми младшего школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов: 

— от особенностей личности родителя (уверенные — неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);

— от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и форм его поведения

—  от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

— от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

— от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье;

— от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей   и др.

Министерство образования Российской Федерации  разработало ряд нормативных документов, направленных на повышение педагогической культуры родителей.

В разделе «Функциональные обязанности классных руководителей» даны нормативно-правовые аспекты классного руководителя, где также в обязанности рекомендуется внести пункт «Психолого-педагогическое просвещение родителей» (Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе).

Прежде всего  родителям необходимы психологические знания. Это прежде всего психологическое просвещение – самое первое приобщение родителей к психологическим знаниям о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

 Также важна психологическая профилактика - это постоянная работа, направленная на предупреждение возникновения неблагополучия в детско-родительских отношениях. Желательно  сформировать у мам и пап образ «Идеального родителя». Родителям необходимы педагогические знания о путях, формах, способах и средствах эффективного взаимодействия с ребенком.

Первый шаг учителя начальных классов - диагностика трудностей детско-родительских отношений. Этот процесс требует включения в диагностическое исследование и ребенка, и его родителей, причем требуется активность и заинтересованность самих испытуемых. Все диагностические процедуры должны превращаться в самодиагностику, когда родители ставят перед собой задачу самоизучения, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, путей самосовершенствования. Консультации и рекомендации нужны не только проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития, чтобы предупредить возникновение трудностей в отношениях «ребенок – родитель».

  При работе с детьми можно использовать следующие методы и методики:

1. Проективный рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С. Кауфмана (этот тест есть во многих пособиях по психологии).     На основе выполнения изображения, ответов на вопросы можно выявить особенности восприятия ребёнком значимости членов семьи, своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. Родители  получают информацию на тему «Семья глазами ребенка» (о восприятии семейной ситуации, своих родителей ребенком). Ведь многие родители даже не догадываются о том, что сложившийся в семье тип отношений является психотравмирующим для ребенка.

 Первичное предположение о существовании определенного неблагополучия внутрисемейных отношений требует подтверждения. Для сбора дополнительной информации детям предлагается методика «Неоконченные предложения» Д.Сакса, которая дает возможность выявить характер взаимоотношений с родителями. Перед проведением теста с младшими школьниками проводится беседа, в которой обращается внимание на необходимость давать искренние, естественные ответы. Затем каждому ребенку дается бланк и  предлагается закончить предложения:

1. Думаю, что мой папа редко…    

2. Наступит тот день, когда

3.  Если бы мой папа только захотел …….

4.  Моя семья обращается со мной как

5.  Моя мама …

6.  Я хотел бы, чтобы мой папа …

7. Считаю, что большинство мам …..

8. Я всегда хотел …

9. Когда я был маленьким, моя семья …

10. Я люблю свою маму, но ….

11. Когда я вырасту, своих детей… …

Все  предложения можно использовать как в один этап диагностирования, так и в несколько, разделенных по времени, этапов, чтобы выявить устойчивость позитивного или негативного отношения ребенка к родителям и членам семьи.

Большинство ребят предпочитают отображать  хорошие, радостные моменты своей жизни. Тем не менее, находятся дети, описывающие неприятные события. Именно анализ таких предложений помогает выделить проблемы ребенка, связанные с внутрисемейными отношениями.  

Родителям можно предложить Тест – опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин), который также можно найти в пособиях по психодиагностике.

На основе анализа учитель разрабатывает программу психолого-педагогического просвещения родителей. Для детей составляется комплекс игр и упражнений, направленных на улучшение детско-родительских отношений.

Итак, система  работы учителя начальных классов по проблемам детско-родительских отношений включает три этапа.

1 этап. Диагностика учеников с целью изучения и  выявления трудностей взаимоотношений детей и родителей. Диагностика родителей с целью привлечения их  внимания к существующим проблемам.

2 этап. После проведения первичной психодиагностики и анализа результатов педагог должен сначала определить, может ли он сам в данной ситуации оказать помощь ребенку и родителям или необходимо направить их к определенным специалистам (психологу, невропатологу, психоневрологу). Затем разрабатывается  программа психолого-педагогического просвещения родителей.

3 этап. Проведение занятий с детьми и родителями  с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей и профилактики  трудностей детско-родительских отношений. Обсуждение результатов проделанной работы (схема 1).

Результатом такой работы  должно стать осознание и принятие родителями некоторых принципов, которые должны быть положены в основу их общения с детьми.

После проведения всех мероприятий, которые входят в систему работы учителя по проблемам детско-родительских отношений, мы предложили родителям написать небольшое сочинение на тему «Что мне дали занятия по программе «Родительство»?».  85 % взрослых отметили позитивные изменения в отношениях между родителями и детьми. Существенной причиной этого улучшения являются изменения, появившиеся в самих родителях.

Таким образом, детско-родительские отношения будут благоприятными для ребенка, если:

- нарушения в детско-родительских отношениях будут осознаваться родителями,

- работа учителя по повышению педагогической культуры родителей будет проводиться систематически и планомерно.

Разработанная система мероприятий и практических рекомендаций способствует  позитивному изменению характера взаимодействия ребенка и родителей, позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия в семейном коллективе. Существенной причиной этого улучшения становятся изменения, появившиеся в самих родителях.

Использованная литература

  1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 1999. – 240 с.
  2. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? – М.: Просвещение:АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. -  Популярное пособие для родителей и педагогов \ Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  4. Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. – 2002.- №2. – с.48-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".

Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....

Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны

Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....

Описание системы работы учителя начальных классов.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...

Система работы учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов.Представленный материал является обобщением системы методов и приемов по развитию одаренности младших школьников...