Экологическое воспитание учеников начальных классов, путем социально –педагогического партнерства
статья на тему
В данной статье приведено описание экологического воспитания учеников начальных классов, путём социально-педагогического партнёрства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_uchenikov_nachalnykh_klassov_putem_sotsialno.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание учеников начальных классов путем социально –педагогического партнерства
Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон.
Социальное партнерство в сфере образования – это особый тип организации совместной деятельности для решения педагогических задач, участники которого имеют общие цели и интересы. Такое взаимодействие становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально – экономическим условиям.
Итогом становления социально – педагогического партнерства, как явления, будет считаться:
*интеграция усилий всех социально – педагогических партнеров с целью развития образовательной среды учреждения,
*оптимизация совместной деятельности с представителями различных социальных структур,
*разработка инновационных методических материалов и образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта,
* привлечение в образовательный процесс большого количества социально – педагогических партнеров для расширения социально – культурного пространства образовательной среды.
Организацию социально – педагогического партнерства в экологическом воспитании школьников мы представляем как триединство основных образовательных компонентов, формирующих эколого – социальное сознание: научно – исследовательских, игровых, познавательных, социально – значимых.
Научно – исследовательские факторы социального партнерства:
*Привлечение научного сообщества района для выполнения учащимися научно – исследовательских работ, посвященных проблемам орнитологического, ботанического, экологического и синэкологического описания города.
*Представление и защита работ в рамках районных и городских научно – практических конференций с привлечением специалистов профильных сообществ.
Итогом внедрения данных факторов в процесс экологического воспитания стало активное социо – экологическое поведение детей.
Для реализации научно – исследовательского направления педагог должен иметь соответствующую мотивацию и инструментарий: самостоятельно вести социально – педагогическую исследовательскую деятельностью Образовательное пространство может формироваться лишь при условии повышения квалификации педагога, управляющего им.
Игровые познавательные факторы социального пространства:
*Формирование активной гражданской позиции юных граждан происходит при непрерывном включении их в такие игровые деятельности, которые способствуют развитию и укреплению значимой для них социальной роли.
Мной используются в работе игровые технологии, позволяющие в интересной интерактивной форме формировать значимые качества личности.
Мы создали экологическую тропу и птичью аллею в Александровском парке, провели комплексный мониторинг парковых экосистем; актуализировали основные экологические проблемы района и города через цикл уличных акций.
Высокая результативность проводимых игровых познавательных мероприятий
Виды деятельности | Уровень |
Научно – практические конференции | Районный, городской |
Игровые программы | Районный, городской |
Посещение тематических выставок в музеях | Районный, городской |
Тематические акции | Районный, городской, Всероссийский |
Творческие мастерские (декоративно – прикладное искусство) | Районный, городской |
Эколого – туристские марафоны | Районный, городской |
Конкурсы экологической и эколого – краеведческой тематики | Районный, городской, Всероссийский |
заключается в том, что они являются цикличными, системными и объединяют младших школьников в рамках функционирования созданного «Клуба любителей природы» (Таблица1) Данное объединение учащихся способствует формированию социального компонента сознания. То есть закрепляет важнейшие социально – культурные понятия, необходимые для успешной адаптации в городской среде.
Таблица 1.Основные виды деятельности «Клуба любителей природы»
В рамках заседания Клуба проводятся игровые мастерские, социальные акции (мониторинг экологического состояния городской среды с представлением результатов в Центр экологического образования района), театрализованные представления (для детей с ограниченными возможностями и детей, попавших в сложную жизненную ситуацию).
Развитие эмоциональной среды ребенка способствует формированию успешного, самодостаточного человека.
Социально – значимые факторы. Включение школьников в социально-значимую деятельность является важнейшим фактором развития личности. Мы посещаем детей, находящихся в лечебных учреждениях (создали детскую агитбригаду для выступлений с театральными композициями экологической тематики), участвуем в городских акциях по сбору подарков для нуждающихся детей из детских домов и интернатов, проводим внутри - школьный мониторинг по формированию основ здорового образа жизни (праздники « День бутерброда», « Мы состоим из того, что едим» и т.д.).
Основой социального партнерства в области экологии считаю активное взаимодействие школьников, ученых, педагогов, методистов района и жителей города через сферу эмоционально – чувственного восприятия городской среды(таблица2).
Социально –педагогическое партнерство, при реализации ведущих потребностей ребенка в образовании и воспитании, является важнейшим элементом формирования успешной личности гражданина будущего и от того, как мы организуем его, будет зависеть и структура нашего общества.
Таблица2.Основные социальные партнеры «Клуба любителей природы»
Учреждение | Сфера сотрудничества |
ВНИИЗР,СПбГАУ, ЛГУ | Научно - исследовательская деятельность |
ГДТЮ (ЭБЦ «Крестовский остров»), ДДЮТ Пушкинского района, ДДТЮ Г. Павловска, ДТДМ Колпинского района, ДДЮТ « У Вознесенского моста», ДДЮТ Фрунзенского района, Экологический центр « Водоканал СПб» | Игровая познавательная деятельность |
Балтийский фонд Природы, всероссийское экологическое движение « Зеленая планета», Экологические фонды, библиотеки, музеи | Акции, посещение тематических мероприятий и выставок. |
Хочется надеяться, что воспитание гражданина, настоящего патриота своей страны, в том числе и через экологический компонент, будет способствовать раскрытию социального потенциала и реализации социального заказа нашего социума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в начальных классах лицея №35 ОАО "РЖД"
Материал предназначен для проведения педагогического совета. Есть презентация....
Экологическое воспитание в начальных классах Лицея №35 ОАО "РЖД"
Материал предназначан для педагогического совета....
Как узнать уровень воспитанности ученика начальных классов
Подобрала материал по оценке уровня воспитанности для учащихся начальных классов, который использую....
Экологическое воспитание в начальных классах
Маленький человек должен любить всё живое,ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания ...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2020 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...