Экологическое воспитание в начальных классах Лицея №35 ОАО "РЖД"
статья (3 класс) по теме

Материал предназначан для педагогического совета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогический совет лицея.

 Экологическое образование в начальных   классах  Лицея №35.

21 век ознаменовал собой переход к гуманистической парадигме – теории, признанной всеми науками, ставящей во главу угла личность, способную к непрерывному самоизменению и развитию.

Сегодня появилось понимание того, что приобретённые учеником знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми.

Проблема личностного развития школьника, как единого целостностного процесса, может быть реализована, когда учитель будет иметь целостную картину основных линий  развития экологической культуры. Думаю, что сейчас это высказывание очень важно.

« Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного  образовательного процесса – уникаль-

ного средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации ».

                                                  Г. Ягодин, Л.Третьякова.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.

Детям свойственны доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Поэтому перед нами, учителями стоят следующие задачи:

-  понимание современных проблем окружающей среды;

- развитие у учащихся критического отношения к результатам      деятельности человека;

-умение анализировать собственное поведение в природе. формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;

 Я не случайно упоминаю о непрерывном экологическом образовании и воспитании.

Поскольку ответственное отношение к природе – это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без единой системы экологического образования и  воспитания  в начальных классах, осуществляя далее непрерывность образования   в средних и старших классах.

Поэтому, лично я, именно так представляю систему экологического воспитания детей.

                                                       

                               Урок

       межпредметные  связи                           экскурсия     заочное путешествие

проект      исследование

                              Внеклассная работа

игры                      праздники              олимпиады     проект         исследование

конкурсы

викторины

                                             внешкольная работа

экологические                                                                     детское  экологическое

экспедиции                                                                                движение

                                     Экологические лагеря

Образовательная задача осуществляется на уроке. Вместе с нею на уроке решаются воспитательные и развивающие задачи. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов.

 Задания с экологическим содержанием по учебным предметам ( математике, русскому языку, чтению и внеклассному чтению, природоведению) должны разрабатываться с учётом принципов межпредметности и интеграции, вовлекать детей в самостоятельный поиск, обучать прогнозированию последствий поведения и деятельности в окружающей среде, помогать овладевать практическими умениями и навыками, развивать творческие способности школьников.

      Целевое назначение большинства уроков  определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать  с разными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию, с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями.

Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается с первого

 класса. Основные представления об окружающем мире , о связях между предметами и явлениями в природе, формируются на уроках ознакомления с окружающим миром.

Здесь, на доступном учащимся уровне , рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы(растениями, животными), между природой и человеком. Через понимание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико- материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету, изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе, без знания экологических связей. трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание.Сюда же относятся и знания об охране окружающей среды:

растений, животных, воды, воздуха, почвы.

На уроках по окружающему миру  решаются основные образовательные задачи.

Здесь идёт процесс познания окружающего мира. Работа начинается уже с первого класса.

  В учебниках А.А.Плешакова много методических находок. Прежде всего-это задания, которые предлагаются учащимся со второго года обучения; вспомни, продолжи мысль, подумай, проверь себя.

  Рубрику « на следующем уроке» я часто использую для того, чтобы вызвать потребность у учащихся заранее найти дополнительный материал, поработать с научной литературой, поделиться своими знаниями с одноклассниками.

   Очень нравится детям работать в рабочих тетрадях, проводить различные наблюдения,  делать опыты, обобщать и систематизировать материал, делать выводы.

   Работая с атласом – определителем « От земли до неба», дети могут найти ответ на любой вопрос, который может возникнуть при изучении окружающего мира.

  Работая с атласом, у учащихся вырабатывается привычка более внимательного отношения к окружающей природе, способность задавать осмысленные вопросы     и находить ответы, используя справочную литературу.

На уроках дети составляют схемы по охране растений, животных и т.д. Рисуют цепи питания  в природе, составляют сеть питания, экологическую пирамиду, строят экологически чистый город, выполняют рефераты по темам, оформляют странички в Красную книгу, делают книжки – малышки,

 составляют рассказы о жизни животных, о разнообразии растений и т. д.

 С помощью нарисованных знаков моделируют различные схемы.

Уже в  букварный период педагоги рассказывают детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных. Дети классифицируют их по определённым признакам, учатся описывать внешний вид, повадки.

  В период изучения букв и звуков  дети получают сведения о животных: зверях, птицах, насекомых. Знакомятся с разными  растениями, грибами. Учитель подводит их знания к тому, что в природе не всё вечно, что она беззащитна перед человеком.

 Основы экологического воспитания мы формируем и на уроках математики.

 На уроках математики дети решают проблемные экологические задачи

Например: На стебельке сидело два комара .Одного комара съела лягушка .Сколько комаров осталось на стебельке? Прежде, чем решить задачу, проводится беседа о том, почему лягушка ест комаров, зачем нужны лягушки, какую пользу они приносят.

Далее во втором ,третьем, четвёртом классах используем различные данные о продолжительности жизни растений, животных, их росте, весе и т. д. для составления условий задач.

Часто используются эти данные на математических диктантах:

Ежегодно на планете исчезает лес на площади в 120000 кв.м. Сколько потребуется лет ,чтобы вырастить новый лес, если за год высаживать по 120 кв.м. леса.

Применение межпредметных текстовых задач  способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы.

Занимательные задания на экологические темы используем  и в устном счёте.

Элементы экологического образования могут быть включены в любой этап урока русского языка. Можно написать сочинение о природе, разделить на группы словарные слова : растения. звери, птицы и т. д. Тексты для списывания. диктантов и др. можно подобрать так, чтобы они помогали ребенку понять и прочувствовать взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство красоты природы.

На уроках русского языка дети учатся классифицировать предметы природы, объединяя их по сходным признакам и наоборот.

 Например: на одном из уроков  во втором классе по теме :« Слова, отвечающие на вопросы кто? что?» , можно взять словарные слова: за..ц, в..рона, л…сица, с…рока, м…дведь, в…робей.

Дети  не только вставляют  пропущенные гласные, но и делят слова на две группы.

На уроках по развитию речи дети учатся описывать внешний вид, повадки животных и т.д.  пишут сочинения на различные темы о природе:

« Унылая пора…Очей очарованье!», «Зимой в парке », «Первые признаки весны» и др.

Часто дети получают задание дополнить текст.

 На уроке русского языка в 3 классе дети дописывают отрывок из текста: Возвращался охотник с охоты. Впереди бежала собака Трезор. Вдруг на дорожку упал воробышек. ( Подумай, что было дальше ? Как бы ты закончил рассказ?)

 Так дети учатся оценивать ситуации в природе и жизни, высказывают своё мнение, учатся сочувствовать и сопереживать.

.

Большие возможности для экологического образования заложены в уроках чтения, внеклассного чтения и в самих  учебниках по чтению.Произведения многих авторов рассказывают об объектах природы, их разнообразии,о связях между ними. Это произведения Ю.Дмитриева, В.Бианки, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, А.Майкова, З.Александровой и др.

На уроках чтения  и внеклассного чтения  мы стараемся с помощью произведений разных авторов (Ю.Дмитриева, М.Пришвина, В. Бианки, Н.Сладкова, Л.Толстого, А.Пушкина, С.Есенина,Н.Некрасова и многих других) сформировать чувство красоты природы (М,Пришвин. «Золотой луг»), показать взаимосвязь всего живого , гуманного отношения к природе( С.Михалков «Будь человеком», «К.Паустовский «Заячьи лапы» и др.), о мерах по охране природы (В.Бианки «Птичья столовая».

Именно стихотворные произведения  развивают у детей умения сравнивать состояние природы в разные времена года, видеть и открывать для себя её красоту, находить необычное в обычных предметах, формируют отношение к окружающему миру. А какой богатый материал для экологического воспитания дают пословицы, поговорки, загадки- всё устное народное творчество! Дети в маленьких песенках, потешках, постигают процессы труда людей, их отношение к природе (землица-матушка, красное солнышко, солнышко-вёдрышко, полосонька, полюшко), ласковое обращение к предметам природы говорит о значении природы в жизни человека.

Часто, обращаясь к творчеству авторов , на уроках чтения дети получают задания нарисовать устную картину, при этом получают дополнительное задание. Например: какие краски ты бы взял, чтобы передать эту картину? На уроках русского языка очень часто использую пословицы и поговорки о природе на каллиграфических минутках. А также рисуют иллюстрации к рассказам и сказкам.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных ресурсов, материалов в жизни человека, рассказывают о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

  На уроках трудового обучения, начиная с сентября, дети собирают природный материал для поделок, которые сами изготавливают на уроках. Это шишки, жёлуди, каштаны, пух тополя и  камыша, крылатки клёнов, ракушки и др. Очень часто на уроках использую всевозможный подручный материал из отходов: пластиковые упаковки, пакеты, фольгу, фантики, пенопласт, скорлупу яиц, банки бутылки , коробки из-под конфет и др. Изготавливая такие поделки, дети учатся рационально использовать материал, видеть красоту, созданную своими руками,. При этом проводятся беседы о рациональности использования отходов производства, прививаются навыки бережного отношения к природным ресурсам , развивается эстетический вкус, творческие способности.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с природой в её многообразии красок, форм, звуков, ароматов. Это способствует развитию нравственно- эстетических чувств.

На уроках изобразительного искусства дети рисуют времена года, растения. животных, при этом проводятся беседы об изменениях в природе, о ее красоте, о необходимости сохранять и оберегать всё живое. Например, ландыши и подснежники дети рисуют только по памяти, так как я провожу беседу о том, что эти растения занесены в « Красную книгу», что их осталось очень мало, что лучше просто полюбоваться ими в природе, чем нарвать огромный букет, который на следующий день завянет.

   Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют идеи, традиции и обычаи народа. Народная  педагогика располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своего воспитательного потенциала.

   Поэтому педагоги строят свою работу  на основе эколого- краеведческой деятельности.

     Проведение всевозможных ролевых игр, КВНов, прессконференций, экскурсий в природу, праздников в школе, конкурсов сочинений, экологических сказок, стихов, рисунков о природе, проведение экологических недель, олимпиад -все это способствует экологическому воспитанию школьников.

 Воспитатель строит свою работу также через игру, сказку, экскурсию, путешествия, проведение опытов, чтение и анализ художественной литературы, практическую деятельность по посадке растений, проведение праздников.

Немаловажную роль играет проведение различных : конкурсов знатоков природы, конкурсы чтецов стихотворений о природе, конкурсы сочинений и сказок о природе. Дети любят соревнования, поэтому логично проведение различных турниров.Издание устных журналов помогает узнавать новое о природе и её обитателях.

Игра- путешествие отражает реальные факты, события, обычное раскрывается через необычное, простое- через загадочное, трудное- через преодолимое, необходимое- через интересное.

 

Считаю,что важным звеном в системе экологического воспитания младших школьников является участие детей во внешкольных экологических кружках, экспедициях,   профильных экологических лагерях, в детском экологическом движении, в различных конкурсах.

  Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности    и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования, которые будут являться показателями воспитанной личности.                          

 В «Концепции модернизации российского образования» определены  важнейшие задачи воспитания: формирование ответственности за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды.

     В государственном стандарте начального образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности

« В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации.

Известно,что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм в организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно- урочной системы не решаются.

Не столь уже новой, но востребованной в обучении является научно- исследовательская деятельность школьников, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

 Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс в начальной школе. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети.Просто уровень исследования будет другим.  

    Педагог играет немаловажную роль, он контролирует, направляет, помогает.

В приобщении детей к исследовательской деятельности, мы должны быть нацелены не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.»

[4]. Результатом данной деятельности стало участие ребят в прошлом году во всероссийском конкурсе  « Я – исследователь», а в нынешнем учебном году

6-го декабря 2007 года были подведены итоги конкурса в рамках областной общественной программы « Поможем Волге». Три ученика приняли участие в конкурсе. Были направлены  исследовательские работы: «Почему нельзя пить воду из водопроводного крана?»-Баранова Кирилла,- 2 «Б», «О чём журчит Ржевская вода?»- Ковалёва Константина-3 «Б», «Водоёмы нашего края»-Пешкова Ильи-3 «Б». Все участники получили грамоты  Тверского областного отделения Всероссийского общества охраны природы. Гориченко Глеб занял 2 место в сетевом экологическом конкурсе по теме: « Экология железных дорог»

  В прошедшем учебном году в начальных классах была проведена экологическая неделя. Здесь были задействованы все начальные классы нашего лицея. Дети готовили сценарии на каждый день по параллелям.

Ребята совершили заочные путешествия и побывали в гостях .  

1-ый день:

1) Сценарий :« Шаги по Земле.» В гостях у царя Берендея.

2)Выставка рисунков « Окно в природу.»

2-ой день:

1) Сценарий: « В гостях у старичка-Лесовичка.»

2) Выставка поделок :

« Интересные подходы к отходам»

3-ий день:

1) Сценарий: « В гостях у царя Нептуна»

2) Конкурс сочинений и сказок о растениях и животных.

4-ый день:

1) Сценарий: « В гости к доктору Айболиту»

2) Мероприятия по классам.

5-ый день:

1) Подведение итогов недели. Награждение победителей конкурсов.

 

Завершили мы проведение недели   акцией  «Украсим школьный двор».

Мои ребята принесли саженцы сирени и посадили их на школьной площадке.

 Приятно, что все саженцы прижились, а в мае некоторые из них даже зацвели.

Думаю, что дети моего класса уже не сломают просто так ветку дерева, что они задумаются, прежде чем нанести вред природе.[ приложение  ]

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в начальных классах лицея №35 ОАО "РЖД"

Материал предназначен для проведения педагогического совета. Есть презентация....

Экологическое воспитание учеников начальных классов, путем социально –педагогического партнерства

В данной статье приведено описание экологического воспитания учеников начальных классов, путём социально-педагогического партнёрства....

Экологическое воспитание в начальных классах

Маленький человек должен любить всё живое,ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания ...

Экологическое воспитание в начальных классах

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и челове...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...