Выступление на конференции по теме "Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом ФГОС второго поколения на 1 ступени образования".
статья на тему
Предварительный просмотр:
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом ФГОС второго поколения на 1 ступени образования.
С.В.Юркина, г. Нижневартовск, МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля.
Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования.
Основным направлением работы по реализации ФГОС является формирование метапредметных умений и навыков (к метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях), духовно – нравственное воспитание и красной нитью остается формирование основ здорового образа жизни. И все – таки, новые стандарты, вносят четкость в работу по данному направлению: это осознанное формирование навыков здоровьесбережения.
Представляю разработанную программу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, в основу которой положены требования ФГОС второго поколения и накопленный опыт работы школы, который систематизировался и обобщался на протяжении многих лет, поскольку всегда и во все времена здоровьесбережение являлось приоритетным направлением в работе школы. В основу программ других школ, безусловно, будет положен ваш опыт работы, в том числе эффективные приемы, формы и методы работы, которые вы определили для себя.
Позволю себе процитировать содержание новых стандартов, чтобы четко понимать целевые установки и ориентиры по формированию основ здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика - это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья обучающихся!
Одна из базовых национальных ценностей российского общества: здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни).
Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни - это:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Безусловно, в каждой школе накоплен богатейший опыт работы в области здоровьесбережения учащихся и за каждой школой остается право индивидуализации программы с учетом особенностей школы и совершенствования ее содержания и форм работы.
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни составлена на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся, предложенная ФГОС.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по 6 направлениям. Одно из направлений это:
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности направления: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
ФГОС предлагает следующую структуру системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни |
Здоровье сберегающая структура | Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы | Реализация дополнительных образовательных программ | Просветительская работа с родителями |
Все эти направления отражены в нашей программе:
Введение. Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий.
- Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
- Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.
- Типы и классификация здоровьесберегающих технологий.
- Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
- Программа здоровьесберегающей организации учебного процесса в школе.
- Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе.
4.1. Просветительская работа с родителями.
4.2. Направления организации физкультурно - оздоровительной работы:
4.3. Система мер, включающая предотвращения факторов риска здоровья.
4.4. Критерии здоровьесбережения на уроке.
4.5.Направление здоровьесберегающей деятельности через самоуправление детского объединения «Радуга» на 1 ступени образования.
4.6. Критерии оценки эффективности реализации программы
4.7. Направления методической работы учителей по охране здоровья.
В целях программы отражены основные требования положения ФГОС второго поколения: создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.
В задачах все основные направления в соответствии с ФГОСом:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Что такое задача? Задача – это маленькая цель. Ставя перед собой задачу, мы должны определить для себя механизм её достижения. А это уже содержание и формы работы. Определяя механизмы реализации программы, мы должны выбирать не только нестандартные формы работы, но и новое яркое содержание. Предпочтение в соответствии ФГОС отдается тем формам работы, которые способны вызвать интерес учащихся к новым знаниям и осознанное желание вести здоровый образ жизни, что является ценностным ориентиром данной программы.
Этапы реализации программы: Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению. Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.
Важно представлять и планировать конечный результат по реализации программы с учетом стандартов второго поколения. Это должно быть:
- улучшение орагнизации и повышение качества оказания психологической помощи детям и зврослым;
- формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
- эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.
Наиболее эффективными формами работы по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении это:
- Медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
- Эффективные формы организации УВП с учетом психолого-физиологического воздействия на учащихся.
- Разработка и реализация программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.
- Организация в школе оздоровительных и медицинских мероприятий для коррекции нарушений здоровья.
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
- Психологическая помощь учителям и учащимся.
- Организация сбалансированного школьного питания, двигательная активность, соблюдение режима дня и профилактика всех форм зависимостей.
Выбор видов деятельности и форм занятий с учащимися начальной школы с учетом предложений из примерной программы воспитания и социализации обучающихся:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Работая в этом направление, мы понимаем, что работу необходимо выстраивать не только с учащимися, но и с родительской общественностью. Только эффективно выстроенная система работы с родителями позволит объединить усилия в создании здоровьесберегающей среды в школе и дома.
Во ФГОС сказано, что просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Актуальными сейчас стали вопросы:
- Как сформировать представление у учащихся начальной школы об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни?
- Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью?
- Как добиться того, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Чтобы ответить на эти вопрсы, нужно четко понимать принципы работы программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Принципы нашей пограммы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:
- Системный подход.
- Деятельностный подход.
- Принцип «не навреди!».
- Принцип гуманизма.
- Принцип альтруизма.
- Принцип меры.
Как мы организуем работу по формированию здорового образа жизни? Работа в данном направлении проходит через урочную и внеурочную деятельность, в том числе через школьное самоуправление. Это деятельность детского обединения «Радуга», где работу ведет педагог дополнительного образования вместе с детьми в министерстве здравоохранения. Одно из направлений работы детского объединения приобщение к спорту и пропаганда здорового образа жизни, через санитарно – просветительскую работу, обучение оказания первой помощи, С-витаминизацию, экскурсии, выходы в природу, дни здоровья, разучивание народных игр и состязаний, конкурсы «Безопасность на улицах и дорогах», «Безопасное колесо». Цикл мероприятий по ПДД, ППБ, это организация труда и отдыха.
Направление | Средства | Ожидаемый результат |
Приобщение к спорту и пропаганда здорового образа жизни. | Санитарно – просветительская работа, обучение оказанию первой помощи, С-витаминизация, экскурсии, выходы в природу, Дни здоровья. Разучивание народных игр и состязаний, Конкурсы «Безопасность на улицах и дорогах», «Безопасное колесо». Цикл мероприятий по ПДД, ППБ, организация труда и отдыха. | Укрепление Здоровья, формирование здорового образа жизни. Применение в повседневной жизни полученных знаний по сбережению своего здоровья. |
Министерство здравоохранения ученического самоуправления по формированию ЗОЖ
работает в следующем направлении:
Название | Направления работы | Ответственный | Куратор |
Министерство здравоохранения | Внеклассная и воспитательная спортивно - оздоровительная работа. Беседы, утренники, кл. часы по пропаганде ЗОЖ, дни здоровья, уроки по ПДД, ППБ. Конкурсы: «Самый здоровый класс», «Самый здоровый ученик». | Министр здравохранения | Учитель-валеолог. Учитель – психолог. Физ. работник. Медик |
Одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Выявление и развитие физического уровня учащихся в начальной школе осуществляется через количественное участие учащихся в спортивных секциях и массовых мероприятиях школы и города, через диагностики. Показателем мониторинга является развитость физических качеств, уровень участия в индивидуальных и массовых спортивно – оздоровительных мероприятиях.
Направления мониторинга | Критерии | Показатели | Диагностики |
Выявление и развитие физического уровня учащихся. | Сформированность физического потенциала учащихся. | Развитость физических качеств. Уровень участия в индивидуальных и массовых спортивно – оздоровительных мероприятиях. | Количественное участие учащихся в спортивных секциях и массовых мероприятиях школы и города. «Куда идешь?», «Участие в спортивных мероприятиях», «Зоотерапия. Флоротерапия», «Домашняя валеологизация», «Цветотерапия», «Суждения детей о ЗОЖ», «Кто вы?», «Насколько вы общительны? Робки? Контактны? |
Воспитательные результаты формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни это:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Мы рассмотрели внеурочную деятельность.
Что касается урочной системы работы, то в каждой школе есть свои традиции, опыт, рекомендации для коллектива. Все мы соблюдаем нормы СанПина при проведении урочных и внеурочных мероприятиях, индивидуальность домашнего задания, проводим перед первыми уроками зарядку, в момент утомления проводим физ. паузы, гимнастику для глаз, организовываем физкультурные паузы, динамические часы, организовываем достаточно не травмоопасную двигательную актвиность, проводим смену деятельности на уроках, развиваем мелкую моторику руки, строим учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка, гуляем на свежем воздухе, с включением подвижных игр. Вот это в принципе обязательный минимум для организации образовательного процесса в школе.
Каковы критерии оценки эффективности реализации программы в учебной деятельности?
Направления мониторинга | Критерии | Показатели |
Здоровьесберегающие образовательные технологии: Личностно – ориентированное обучение. Педагогика сотрудничества. Технологии развивающего обучения. Дифференцированное обучение. Игровые технологии. | возрастные особенности познавательной деятельности детей; обучение на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативность методов и форм обучения; оптимальное сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); | объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы); занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий). |
ФГОС предлагает модель выпускника начальной школы, где говорится, что ученик должен уметь выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Разработанная программа сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся.
Данная модель программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
ФГОС: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Цель – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...
Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"
В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....
Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"
Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....