Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Ямато - страна восходящего солнца».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Золотарева Екатерина Константиновна

По программе Неменского Б.М..

Тема урока: «Ямато - страна восходящего солнца».

Цели урока:

·    - узнать особенности выражения японского образа природы через японскую культуру (сад камней, икебана);

- научиться интерпретировать явления японской культуры на основе актуализации личного эмоционального эстетического и социокультурного опыта;

- развивать память и воображение,  мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению культурного наследия Японии;

- развивать навыки работы в композиции с цветной бумагой и природными материалами;

· развивать воображение.

Задача урока: познакомить обучающихся с разнообразием форм и способами изготовления икебаны, а также научить композиционно составлять и изготавливать различными способами .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок (1) ИЗО в 4 классе 3 четверть

 

Разработала Золотарева Е.К. учитель ИЗО в МОУ СОШ № 23

По программе Неменского Б.М..

Тема урока: «Ямато - страна восходящего солнца». 

Цели урока:

  • узнать особенности выражения японского образа природы через японскую культуру (сад камней, икебана);
  • научиться интерпретировать явления японской культуры на основе актуализации личного эмоционального эстетического и социокультурного опыта;
  • развивать память и воображение,  мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению культурного наследия Японии;
  • развивать навыки работы в композиции с цветной бумагой и природными материалами;
  • развивать воображение.

Задача урока: познакомить обучающихся с разнообразием форм и способами изготовления икебаны, а также научить композиционно составлять и изготавливать различными способами .

Форма обучения: сочетание коллективной и групповой форм обучения.

Время занятия: 40 мин.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, поэтапное выполнение (различных по строению цветов, листьев), экибана (примерная работа), национальная традиционная музыка.

Оборудование для ученика: веточки (кустарника или ёлки), ленточки, цветная бумага, вазочка или баночка, проволока, клей ПВА, ножницы.

Структура урока:

  1. Организационный момент:
  2. Вступительная беседа;
  • тема урока;
  • объяснение нового материала (компьютерная презентация);
  • мини итог;
  1. Инструктаж к практической работе;
  2. Практическая работа;
  3. Анализ работ;
  4. Организационное завершение урока.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительная беседа.

–  (1 слайд) Сегодня на нашем уроке мы обратимся туда, где зарождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца!

(2 слайд) Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как "путь гор". А сегодня все называют эту страну Япония.

(3 слайд) Её быстрые горные речки мчатся с вершин к морю. Они рассыпаются множеством ручьёв, пробивающих себе дорогу среди камней и цепких, сильных корней сосны. Стволы, ветви и корни причудливо извиваются, они корявы, но очень красивы.

(4 слайд) Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому учат всех японских детей. ( 5 слайд) В школе есть даже такой особый предмет - искусство любования. Там учат:

-всматриваться в привычное - и видеть неожиданное;

-всматриваться в простое - и видеть сложное;

- всматриваться в некрасивое - и видеть красивое;

- всматриваться в малое - и видеть великое!

Благодаря искусству любования появилось очень большое количество различных видов японского искусства.

 (5 слайд) Так например японцы создали разные сады. И самый необычный - сад камней. На площадке из белого гравия, уложенного волнистыми рядами, размещены разной величины камни. Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями. Самые большие сады делают вокруг храмов. Здание храма растворяется в этой сказочной красоте природы и становится её частью и украшением. Ведь для Японцев сама природа - храм.

И в этом храме очень большое значение играют цветы.

(6 слайд) Так как Япония – страна цветов. Обычай украшать свою жизнь цветами существовал у многих народов мира с древних времен. Но в Японии этот обычай воплотился в совершенно уникальное и прекрасное искусство аранжировки цветов, которое называется - икебана. Это целая наука. Обучают этому искусству детей с 6 лет, три раза в неделю.

В России икебана-это искусство составления букета.

На Западе – аранжировка цветов.

А точный перевод - помочь цветам проявить себя.

(7 слайд) Икебана строится на трех основных стеблях. Самый высокий и крепкий символизирует небо. Рядом с ним стебель пониже – символ человека. Третий стебель самый короткий означает Землю. При этом нужно избегать симметрии. Японцы считают, что истинная гармония – в асимметрии.

(8 слайд) В основном, для композиции икебана свойственна сезонность, которая подчеркивает изменчивость и непостоянность природной красоты. Каждому растению присущ «свой сезон», к примеру, для цветущих веток сакуры, персика, глициний, ирисов это весна, осенью же в композициях преобладают алые хризантемы и листья клена.

На протяжении более чем 500 лет истории икебана появилось множество различных стилей аранжировки цветов — этот процесс не прекращается и по сей день.

(9слайд видео "Танец лотосов")

3. Инструктаж к практической работе.

Предлагаю ученикам выполнить экибану. Показываю примерные работы (экибаны). Показываю и объясняю на таблицах примеры выполнения цветов и составления композиции цветов.

Задание: выполнить экибану из цветной бумаги и дополнительных принадлежностей, защитить свой проект (2-3 чел). Выполнение экибаны по 4 человека.

4. Практическая работа.

В течении практической работы допускается индивидуальная помощь.

Играет национальная традиционная японская музыка (флейта).

5. Анализ работ.

Экспресс- выставка работ (2-4 раб).

 Анализ работ:

- интересно выбранный сюжет,

- композиционное размещение цветов, травинок, листьев, веточек,

- цветовая гамма,

- аккуратность выполнения.

Оценка работ.

6. Организационное завершение урока.

Домашнее задание. Выставление оценок.

 

2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"

Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....

Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Паучок"

Урок можно интегрировать с окружающим миром, с уроком технологии. Работа не сложная, поэтому дети 2 класса тоже вполне смогут справиться....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс на тему: "Музей в жизни города"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему: «Музей в жизни города»...

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс УМК "ПНШ" «Сказочная страна»

Цели деятельности учителя:  формирование  творческого воображения при изображении сказочного мира; развитие фантазии, воображения  детей посредством выполнения творческого коллективного...

Открытый урок по изобразительному искусству 3 класс

Цели: ознакомить с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживат...