Рабочая программа "Бумага, ткань и фантазия"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного объединения "Бумага, ткань и фантазия" для 1 -4 классов, расчитана на 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bumaga_tkan_i._fantaziya.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
филиал в селе Спасское
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом школы Приказ № _
протокол № _____ от ___________ от________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕНО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖКА
(обучение элементам народных ремёсел)
НА 2012 -2014 г.
Возраст детей 6 – 8 лет Срок реализации - 2 года 1-2классы
Пояснительная записка
Направленность: Проблема создания программы по обучению детей элементам народных ремёсел современна и актуальна.
Актуальность: В младшем возрасте закладываются основы духовности личности ребёнка, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребёнком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Реализация такого направления в образовании, требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеграционного типа.
Цель: основной целью программы является формирование художественно-творческих способностей у младших школьников посредством декоративно-прикладного искусства. Программа строится на идеях личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения. В процессе занятий происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.
Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Форма проведения занятий позволяет не только создавать интересные поделки и использовать их в играх, оформлении образовательного учреждения или дома, но и продлить жизнь вышедших из употребления вещей.
Данная программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами дизайна. Она опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями народа.
Занятия по прикладному искусству помогают детям, знакомится с лучшими традициями народного искусства. Вышивка, вязание, кружевоплетение, лепка, аппликация – всё это приобщает ребят к культуре народа, открывает детям прекрасный мир народного искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.
Задачи:
- развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребёнка;
- знакомство с видами материалов и их свойствами;
- формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
- формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
- знакомство с народными ремёслами, видами декоративно-прикладного творчества.
Продолжительность программы:
Программа рассчитана на2 года обучения. Курс строится по определённому плану, состоящему из четырёх модулей.
- «Я учусь работать». Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов. Составление первых работ из готовых элементов.
- «Я уже что-то умею». Использование различных техник, позволяющих выполнять работы различной тематики, посвящённые праздникам: Новый год, Рождество, святки, Пасха и др.
- «Я знакомлюсь с рукоделием». Знакомство с различными материалами, умение художественно их обрабатывать, то есть плести, вышивать, вязать, шить, лепить. Рукоделие включает в себя все виды творчества, которые называются народными ремёслами.
- «Сам придумаю из…». Создание творческих комплексных работ. В этот период дети комбинируют ранее выполненные работы, развивая фантазию и получая в результате новые, более объёмные и сложные.
Режим обучения: объём программы 144 часа, которые распределяются следующим образом: первый год обучения – 72 часа (один раз в неделю по 2 часа) и второй год обучения 72 часа (один раз в неделю по 2 часа).
Организация занятий с детьми базируется на принципах:
● личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающихся, признание самобытности и уникальности каждого ученика);
● природосообразности (учитывается возраст обучающихся, а также уровень их интеллектуально подготовки, предполагающий выполнение заданий различной сложности);
● культуросообразности (приобщение обучающихся к современной культуре, ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
● свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
● сотрудничества и ответственности;
● сознательного освоения обучающими материала;
● систематичности, последовательности и наглядности обучения
Занятия членов студии организованы по принципу «от простого к сложному», от ознакомления детей с простейшими аппликациями до самостоятельного изготовления сложных творческих работ.
В процессе работы с детьми используются методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- деятельностный,
- эвристический,
- поисковый,
- исследовательский.
Программа предусматривает использование следующих форм учебной работы:
● фронтальная (предусматривает подачу материала всем обучающимся);
● индивидуальная (предполагает самостоятельную работу детей и оказание им такой помощи педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы);
● групповая (предоставляется возможность самостоятельно строить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, получать помощь от друзей, учитывая возможности каждого на конкретном этапе совместной деятельности).
В процессе работы используются следующие формы занятий:
- типовое (сочетающее объяснение с практическими упражнениями),
- собеседование,
- консультация,
- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков,
- самостоятельная творческая деятельность.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
● вводный (проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
● текущий (осуществляется в процессе занятия и закрепляющий знания по данной теме, позволяет усвоить последовательность работы);
● рубежный (проводится после изучения каждого блока и закрепляет полученные знания, умения и навыки);
● итоговый (проводится после завершения всей программы).
Для закрепления полученных знаний и умений важное значение имеют выставки творческих работ обучающихся, позволяющие выявить наиболее удачные решения и разобрать характерные ошибки. Контроль может осуществляться и в формах участия в конкурсах, защиты проекта (творческой работы).
Наполняемость групп – 10-15 человек
обусловлена с одной стороны, спецификой школы, с другой стороны, тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными становятся занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе таких занятий обучающиеся изучают общую тему, но выполняют разные по сложности и объёму задания.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники
Научатся:
● видам декоративно-прикладного искусства народов России;
● узнают общие сведения по плетению из бисера;
● условные знаки для схем плетения из бисера;
● условные знаки для вышивки;
● технологии изготовления аппликаций, плетения из бисера, ручной вышивки;
● требования ТБ, правила личной гигиены и правила пользования медицинской аптечкой.
Получат возможность научиться:
● самостоятельно составлять аппликации с использованием различных орнаментов;
● использовать различные формы народных орнаментов для украшения интерьера и одежды, делать эскизы к работам;
● составлять схемы для плетения из бисера, плести по схеме цветы и украшения;
● вышивать по схеме узоры.
Формы подведения итогов реализации программы:
● выставки творческих работ обучающихся;
● оформление школьных помещений, создание композиций;
● творческие проекты, отчёты и рефераты.
Учебно-тематический план I года обучения.
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Декоративно-прикладное искусство России | 1 | 1 | - |
3 | Рисование | 12 | 2 | 10 |
4 | Аппликация и мозаика | 24 | 6 | 18 |
5 | Лепка | 10 | 2 | 8 |
6 | Плетение | 20 | 4 | 16 |
7 | Экскурсии | 2 | - | 2 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего | 72 | 17 | 55 |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Цели и задачи программы обучения. Инструменты и материалы для работы. Правила ТБ и личной гигиены. Входной контроль «Что я знаю о народном искусстве»
Тема 2. Декоративно-прикладное искусство России (1 ч)
Народные промыслы и ремёсла. Декоративно-прикладное искусство, его влияние на современную культуру.
Тема 3. Рисование (12 ч)
История народного искусства мастеров Гжели, Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы. Практические работы (рисование в разной технике на альбомных листах).
Тема 4 . Аппликация (24 ч)
Понятие об аппликации. История возникновения аппликации как одного из приёмов декоративного оформления. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликаций. Виды аппликаций. Практические работы (аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, рельефная, объёмная, коллаж; творческий проект «Роспись деревянной доски»).
Тема 5. Лепка (пластилин, глина, солёное тесто, снег) (10 ч)
История возникновения гончарного искусства. Практические работы (сюжетная, плоскостная лепка; комбинирование в работе пластилина и семян; лепка по прозрачному материалу; лепка матрёшки, с дальнейшей росписью; лепка из снега, лепка посуды из глины с росписью в Городецком стиле; творческий проект).
Тема 6. Плетение (20 ч)
История возникновения плетения. Плетение изделий из различных материалов. Разновидности плетения. Практические работы (плетение из бисера по схеме простейших цепочек-фенечек, цветов; принципы сборки одного изделия из отдельных деталей; творческий проект «Цветы из бисера»).
Тема 7. Экскурсии (по сбору природных материалов) (2 ч)
Экскурсия на природу (сбор семян, плодов, листьев и других природных материалов), экскурсия в музей (знакомство с экспонатами)
Тема 8. Итоговое занятие (2 ч)
Итоговая диагностика. Выставка работ обучающихся.
Учебно-тематический план II года обучения.
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Материаловедение | 4 | 1 | 3 |
3 | Ручная вышивка | 16 | 3 | 13 |
4 | Комплект чайных салфеток | 16 | 2 | 14 |
5 | Декоративное панно | 32 | 6 | 26 |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
72 | 14 | 58 |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Цель, задачи и содержание программы обучения. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика.
Тема 2. Материаловедение (4 ч)
Инструменты и материалы для вышивки.
Тема 3. Ручная вышивка (16 ч)
История возникновения вышивки. Современная вышивка. Швы. Строчевые вышивки. Счётные вышивки. Гладьевые швы. Практическая работа: Составление альбома со швами.
Тема 4. Комплект чайных салфеток (16 ч)
Построение орнаментов. Узоры для салфетки. Практические работы (раскрой салфеток; перевод рисунка на ткань; запяливание ткани; вышивка швами «вперёд иголку», «роспись», «стебельчатый», «тамбурный», «крестик», «болгарский крест»; оформление края изделия; отделка)
Тема 5. Декоративное панно (32 ч)
История владимирской вышивки. Узоры для панно. Практические работы (перевод рисунка на ткань; вышивка владимирскими верхошвами в сочетании с аппликацией; оформление панно; отделка и утюжка).
Тема 6. Итоговое занятие (2 ч) Итоговая диагностика. Выставка работ обучающихся.
Литература для обучающихся:
- Кагакова И.И., Романина В.И., Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальных классах», М. «Просвещение» ,1993 год
- Петрова М.Е. «Узоры для вышивания», Санкт-Петербург,1990 год
- Журналы мод.
Литература для учителя:
- Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М.«Просвещение»,1992 год
- Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.«Просвещение»,1985 год
- Куликова Л.Г. «Цветы из бисера», М.: Изд-во «Дом МСП», 2004 год
- Молотобарова О.С., Сафонова Н.С. «Кружки художественной вышивки», М.«Просвещение»,1982 год
- Перевертень Г.И, «Самоделки из текстильных материалов», М.«Просвещение»,1990 год
- Перевертень Г.И, «Самоделки из разных материалов», М.«Просвещение», 1985 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Природа и фантазия"
Программа предусматривает обучение детей 7-10 лет основам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства через практическое применение знаний и навыков....
Рабочая программа курса "Мир фантазии"(1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Мир фантазии» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовате...
Ткань. Виды ткани.
Презентация поможет подготовиться к уроку технологии в 1 классе. В ней имеется материал о происхождении и видах натуральных и искусственных тканей. Также презентация познакомит учащихся с разнов...
Рабочая программа танцевального кружка "Фантазия".
Рабочая программа расчитана на 34 часа....
Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» составлена на основе и в соответствиями с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования ...
Проектная задача по технологии «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани»
Данная методическая разработка по теме «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» создана для обучающихся 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...