программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Общая характеристика курса.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Курс «занимательная математика» направлен на достижение следующих целей:
• развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования;
• освоение основ математических знаний,
формирование первоначальных представ о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания; в повседневной жизни.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Актуальность проблемы.
Курс «Занимательная математика» составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета — математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Значение Курса «Занимательная математика» с младшими школьниками состоит в следующем:
1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения «...Ни один наставник не должен забывать,— говорил К. Д. Ушинский,— что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
2. Курс «Занимательная математика» помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. При проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру и т. д.
3. Некоторые виды работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни: при отборе числовых данных при составлении задач на основе собранного числового материала, при непосредственном измерении площадей участков, и т.д.
4. Работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску газет, при организации командных соревнований на занятиях, в процессе клубной работы и т. д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
5. Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью,— так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости, гордости и огорчения и др.).
6. Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников. При этом надо учитывать, что понимается под математической способностью.
Форма организации занятий.
Математические игры.
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Работа с конструкторами.
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема, характеристика деятельности учащихся.
| Содержание. | Конечный результат. |
1. | Понятия «Много – мало». Относительность этих понятий. | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. | Усвоение понятия «Много – мало». Понимание того, что сравниваемые предметы, относительны друг, другу. |
2. | Ориентирование в пространстве и на плоскости. Относительность понятий (слева,справа, вверху, посередине, между ) | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. | Умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Понимание относительности понятий ( слева, справа, вверху, посередине, между) |
3. | Сравнение объектов по общему признаку. Классификация и группировка. | Ориентация в пространстве и на плоскости. | Уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости. |
4. | «Играя, сравниваем, ищем сходство и различия» | В процессе этой игры дети решают задачи по ориентированию в пространстве и на плоскости, Выделяют основные признаки различия предметов (цвет, размер, форма, расположение, количество) | Понимание относительности понятий ( слева, справа, вверху, посередине, между ) |
5. | Математические игры «На какой парте лежит сюрприз» | В процессе этой игры дети решают задачи по ориентированию в пространстве и на плоскости. | Уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости. |
6. | Математические игры: Соревнование «Веселый счет», «Задумай число». | В процессе этой игры дети открывают правило счета предметов (Нельзя пропускать предмет и нельзя называть его дважды). | Уметь считать в пределах 20 по правилам счета. |
7. | Математические игры: «На 1 больше и на 1 меньше», «Концовки» «Лесенка» | В процессе этой игры дети открывают правило: чтобы прибавить или отнять один, надо назвать следующее или предыдущее число при счете. | Уметь прибавлять и отнимать один. Уметь заканчивать логические предложения, фразы. |
8. | «Задачи – шутки» | Используя задачи – шутки, показать детям связь математики с жизнью. | Уметь отличать «Задачи – шутки» от других видов задач. |
9. | «Подумай, отгадай, задачи - загадки» | Используя, математические загадки, дать понятие математическим отношениям («равенства, больше, меньше») | Уметь различать математические отношения («равенство, больше, меньше») |
10. | «Задачи в стихах» | Используя, математические «Задачи в стихах», учить считать (Находить сумму нескольких чисел) | Развитие внимания, навыков быстрого устного счета умение складывать сразу несколько чисел. |
11. | Математические игры: «Чудесная таблица» | Используя, игру- соревнование учить детей считать по порядку | Развитие внимания, Умение соревноваться не ссорясь, умение радоваться победе товарищей и объективно оценивать свои результаты. |
12. | Математические ребусы. | Использовать математические ребусы, учить правильно находить ключ к их отгадке. | Умение отгадывать математические ребусы. |
13. | Занимательные упражнения в измерении фигур на глаз, оптические иллюзии. | Использовать различный геометрический материал, показать различные способы сравнения. Показать фигуры, с оптическими иллюзиями. | Уметь сравнивать геометрические фигуры, знать различные способы сравнения на «глаз». |
14. | Упражнения на сравнение фигур. | Использовать различный геометрический материал, показать различные способы сравнения при помощи линейки, циркуля. | Уметь сравнивать геометрические фигуры, знать различные способы сравнения при помощи линейки, циркуля. |
15. | Занимательные задачи на сложение. | Использовать задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей, учить находить сумму чисел, оформлять решение задач в тетрадях. | Уметь решать задачи на нахождение суммы чисел, оформлять решение задач в тетрадях. |
16. | Занимательные задачи на вычитание. | Использовать задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей, учить решать задачи на вычитание, оформлять решение задач в тетрадях разными способами: Рисунок, схема и т.д. | Уметь решать задачи на вычитание, оформлять решение задач в тетрадях. |
17. | Занимательные задачи на разностное сравнение. | Использовать задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей, учить решать задачи на разностное сравнение оформлять решение задач в тетрадях. | Уметь решать задачи на разностное сравнение, оформлять решение задач в тетрадях. |
18. | Занимательные задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Использовать задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей, учить решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, оформлять решение задач в тетрадях. | Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, оформлять решение задач в тетрадях. |
19. | Занимательные задачи на развитие логики. Логическая игра: «Какая фигура исчезла» | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов, фигур. | Уметь составить и продолжить логический ряд. |
20. | Занимательные задачи на развитие воображения. | На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального материала, развивать воображение. | Умение дополнить предлагаемый материал своими символами, фигурами, рисунками, развитие воображения. |
21. | Занимательные задачи на развитие памяти. | На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального 0материала, развивать память. | Развитие памяти. |
22. | Экономические задачи. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью. |
23. | Экологические задачи. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью. |
24. | Задачи о птицах. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью, развивать познавательный интерес к живой природе. |
25. | Задачи о насекомых. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью, развивать познавательный интерес к живой природе. |
26. | Задачи о животных. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью, развивать познавательный интерес к живой природе. |
27. | Задачи о спорте. | Использование обычных по типу построения математических задач с вкраплением любопытной, интересной информации, не относящейся к математической сути. Такие задачи выполняют двойyю функцию, ставят детей в нестандартную ситуацию, в которой они должны применить свои знания и расширяют кругозор ребенка. | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью, развитие кругозора, познавательного интереса, применение своих знаний в нестандартной ситуации. |
28. | Задачи о транспорте. | Использование обычных по типу построения математических задач с вкраплением любопытной, интересной информации, не относящейся к математической сути. Такие задачи выполняют двойyю функцию, ставят детей в нестандартную ситуацию, в которой они должны применить свои знания и расширяют кругозор ребенка | Умение решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью, развитие кругозора, познавательного интереса, применение своих знаний в нестандартной ситуации. |
29. | Задачи про динозавров. | На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. | Умение решать оформлять в тетради простейшие задачи, развивать познавательный интерес к живой природе. |
30. | Математические игры: «Веселый счет десятками» | Используя, игру- соревнование учить детей считать десятками. | Развитие внимания, навыков быстрого устного счета. Умение соревноваться не ссорясь, умение радоваться победе товарищей и объективно оценивать свои результаты. |
31. | «Задачи – смекалки» | Использование задач, не имеющих строгого построения математического текста, требующих от детей проявления нестандартного мышления. | Развитие смекалки, сообразительности, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, синтезировать. |
32. | Математический К В Н | Использование различного ранее предлагаемого математического материала по своему построению, | Развитие познавательного интереса, любви к математике. Умение соревноваться не ссорясь, умение радоваться победе товарищей и объективно оценивать свои результаты. |
33. | Выставка лучших тетрадей, выставка сборников задач, созданных детьми, задачи, которые дети не могут решать. Подведение итогов. | Использовать материал, созданный детьми, провести рефлексию, показать объем и уровень полученных знаний в течение года. Использовать задачи, которые дети не могут решать, с целью заинтересовать детей в дальнейшем изучении математики. | Развитие адекватной самооценки. Четкое разграничение границ своего знания и незнания. Развитие познавательного интереса к математике. |
Список литературы
Литература для учителя.
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Литература для учащихся
- Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
- Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
- Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
- Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
- Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...