Самоанализ учителя начальных классов
методическая разработка на тему

Самоанализ к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc157.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_vospitatelnoy_rabot1.doc108.5 КБ
Microsoft Office document icon bezopasnost_detey_v_seti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Участие в реализации программы развития образовательного учреждения.

Цели моей профессиональной деятельности напрямую зависят от стратегии развития образования в стране, области, от тех целей, которые ставит перед собой  образовательное учреждение. Наше образовательное учреждение работает над реализацией  Программы развития на 2012-2018 гг. При разработке Программы «Школа формирования успеха» коллектив ориентировался на вызовы завтрашнего дня.

Цель Программы – создать условия для перехода на новое качество образования, обеспечивающего учебную успешность и позитивную социализацию каждого  обучающегося,  определить перспективы школы в ситуации свободной конкуренции.

Концепция Программы включает в себя три основных вектора действий по развитию школы:

  • построение открытой образовательной системы за счет формирования ключевых компетенций школьников, использования нового поколения образовательных ресурсов, внешней оценки качества образовательных услуг;
  • успешную социализацию выпускников школы,  развитие их гражданских установок, воспитание лидерских компетенций, обеспечивающих способность отвечать на  вызовы завтрашнего дня;
  • внедрение современных стандартов образования, инструментов независимой  и прозрачной для общества оценки его качества, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной работы в инновационной экономике.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются  развитие пространства «инициативного образования».

В рамках реализации Программы развития школы я определила целью своей профессиональной деятельности формирование и развитие ключевых предметных компетенций  и универсальных учебных действий, определенных ФГОС, на уроках и в ходе внеклассной работы.

Именно на начальной ступени обучения закладываются основы  формирования коммуникативных, социокультурных и общеучебных  компетенций школьников. Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые определяют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  самовоспитание и другие качества, необходимые для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой. Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю, необходимо разжечь искру познания, поддерживать интерес к школе.

В своей работе успешно реализую одно из важнейших направлений программы развития школы «Равные возможности», цель которого - создание условий для выравнивания результатов обучающихся с низкими и средними учебными возможностями.

По результатам мониторинга в 2012 году из 26 детей моего класса 19% детей имели низкий уровень готовности к школе,  23% - недостатки речевого развития, только 15% детей были отнесены к 1 группе здоровья, 3 ребенка имели хронические заболевания, один ребенок является инвалидом (ДЦП).

Дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий привело к росту качества знаний по предметам. В данное время все обучающиеся являются успевающими, преодолели свои проблемы в учении.

2. Соответствие уровня учебных достижений обучающихся требованиям государственного стандарта общего образования

Цели начального образования - общее всестороннее развитие, сохранение и укрепление здоровья детей, освоение важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования II поколения, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнить их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения программы.

Образовательная программа I ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС II поколения обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности обучающихся, идет приобщение к отечественной и мировой культуре, приобретаются основные умения и навыки общения и учебного труда, создается база для последующего освоения образовательных программ основной школы. Научить ребенка учиться — значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.

Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:

- воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения,;

- развитие творческого потенциала,

- формирование высокого уровня общеучебных умений и навыков;

-  развитие самостоятельности, навыков исследовательской деятельности;

-  активное использование диагностики: мониторинг развития учебных умений и навыков, ключевых и предметных компетенций, развитие способности к рефлексии.

   Основа моего педагогического опыта - деятельностный подход, педагогика сотрудничества.

Результатом работы стали показатели качества обучения, соответствующие требованиям ФГОС  нового поколения.

3. Динамика качества обучения за последние три года.

Одним из главных результатов работы считаю динамику качества знаний учащихся.

Класс

Год

Успеваемость

Качество

Средний балл

Русский язык

1 класс

2012-2013 уч.год

Результаты мониторингов

2 класс

2013-2014 уч.год

100%

69,2%

3,8

3 класс

2014-2015 уч.год

100%

72%

3,92

Литературное чтение

1 класс

2012-2013 уч.год

Результаты мониторингов

2 класс

2013-2014 уч.год

100%

88,46%

4,19

3 класс

2014-2015 уч.год

100%

92,31%

4,23

Математика

1 класс

2012-2013 уч.год

Результаты мониторингов

2 класс

2013-2014 уч.год

100%

76,9%

4,04

3 класс

2014-2015 уч.год

100%

80%

4,08

Окружающий мир

1 класс

2012-2013 уч.год

Результаты мониторингов

2 класс

2013-2014 уч.год

100%

87, 5%

4,04

3 класс

2014-2015 уч.год

100%

92,31%

4,23

Таким образом, при стабильном 100% показателе успеваемости  динамика качества знаний составила 3,64 %.

4. Результаты независимых мониторинговых исследований качества образования обучающихся.

Показатели внешнего контроля (административные контрольные работы, внешний мониторинг в 1 классе) показывают позитивную динамику результатов. В 2013-2014 учебном году годовую оценку подтвердили 100% обучающихся, 11,5 %  при проверке по русскому языку показали результаты выше годовых, по математике - 15,38%

По результатам административного контроля в  1 полугодии 2014-2015 учебного года  средний балл по русскому языку при входном контроле  составил 3,72, за полугодие – 3,86. Таким образом, средняя динамика результатов составила 0,14 балла. По результатам административного контроля по окружающему миру процент качества составил 86%, средний балл 4,1.

5. Участие младших школьников в олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, областного, федерального уровня.

Создавать в коллективе атмосферу, способствующую развитию личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы и олимпиады, в которых участвуют учащиеся. Это школьные, всероссийские и федеральные конкурсы, например, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП», «Олимпусик», «Зелёная математика». На уроках, дополнительных занятиях, во внеурочной деятельности мы проводим подготовку, результатами которой являются призовые места в различных мероприятиях.

6. Результаты адаптации выпускников начальной школы на основной ступени образования.

Ранее я работала в МОУ Рассветовской СОШ Аксайского района Ростовской области, в 2009 году выпустила 4 класс, который успешно продолжил обучение в среднем звене. Данные отражены в таблице:

Класс

отличники

хорошисты

успевающие

неуспевающие

4 «А»

7,4%

44,4%

48,15%

нет

5 «А»

11,1%

48,15%

40,1%

нет

Сейчас ребята обучаются на старшей ступени, некоторые завершили обучение в школе и поступили в училища, колледжи. Со многими мы общаемся посредством электронной почты и в социальных сетях.

7. Доля учащихся, посещающих кружки, факультативы, спортивные секции, включенных в деятельность детских общественных организаций и объединений.

В нашей школе созданы  условия для реализации потенциала каждого ребенка во внеурочное время. Школьники имеют возможность выбрать кружки, секции, факультативы в соответствии со своими интересами и потребностями. Стараюсь заинтересовать ребят, показать им все возможности, эффективно спланировать время, провожу разъяснительную работу с родителями, оказываю помощь руководителям учреждений дополнительного образования, а также контролирую посещаемость кружков и секций своими учениками. 100%  детей моего класса заняты в  кружках  и секциях.

8. Организация педагогом внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь это достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен получить знания, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения, взаимодействовать с окружающими.

В 2013 году мною была разработана авторская программа факультативного курса «Экология и мы», рассчитанная на 2 года. Программа обсуждалась методическим объединением, была утверждена и предложена к распространению в начальной школе. По ней в настоящее время работает наша параллель 3-х классов.

9. Внедрение современных технологий, методов, средств обучения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся,  добиваться высоких результатов обученности. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

В своей работе я использую проблемные методы обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению способствует творческому овладению материалом, развиваются мыслительные способности. Разноуровневое обучение дает мне возможность помогать слабым ученикам, делать процесс познания для них посильным, доступным, повышать их успешность, а также способствовать реализации желания сильных учащихся быстрее продвигаться в обучении, изучать материал более глубоко. Таким образом, все учащиеся мотивированы и не теряют интереса к учебе.  
Несколько лет назад при прохождении очередных курсов я заинтересовалась
проектной технологией.  Начала работать в составе творческой группы, куда входили учителя из разных учебных заведений. Под руководством тьютора мы существенно расширили свои знания о данной технологии и научились ее применять. Сначала мы посещали занятия и уроки участников группы, обменивались опытом, подготовили публикации. Потом распространяли свой опыт на районном и областном уровне. Мой проект, посвященный здоровому питанию, занял второе место на областном конкурсе проектов. В основе обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа) лежит идея совместной развивающей деятельности. Мне нравятся принципы педагогики сотрудничества,  я базирую на них свою работу (гуманно-личностный подход, индивидуализация, учение без принуждения).

Обучение в начальной школе немыслимо без игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
В игре расширяется кругозор, формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки.
По мере взросления все чаще привлекаю ребят к
исследовательской деятельности. Использование ИКТ способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. Я использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации. Обеспечение безопасности здоровья, соблюдение норм СанПИНа является обязательным в организации образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа. Важен и полноценный отдых на перемене, я никогда не пускаю его на самотек, т.к. дети младшего возраста нуждаются в руководстве взрослого для эффективного использования времени отдыха. На родительских собраниях знакомлю родителей с принципами ЗОЖ. В том, что дети стали меньше болеть, укрепили здоровье, снизилось количество пропусков, я вижу и свою заслугу. В прошлом и текущем учебном году класс ни разу не был на карантине.
Формированию персонифицированного учета достижений учеников, определению траектории индивидуального развития личности способствует
система инновационной оценки, например, «портфолио». Построение уроков на основе современных технологий позволяет ликвидировать перегрузки, реализовать личностно-ориентированное обучение, внедрив системно-деятельностный подход, планировать и прогнозировать результаты обучения.

10. Наличие системы организации учебно-познавательной деятельности посредством ИКТ.

При подготовке к уроку планирую все возможные формы сотрудничества: в группах («работа в парах», «работа в малой группе сменного состава»), обучение в команде, дифференцированное обучение. В любой форме взаимодействия в центре находится ученик. Организовываю работу так, чтобы ученики сами находили решение проблемы урока, сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

ИКТ является новым техническим средством развития сотрудничества с учеником. Я регулярно повышаю свою ИКТ-компетентность, прохожу курсы повышения квалификации. Наиболее часто использую пакет продуктов Microsoft Office (текстовый редактор MS Word, настольная издательская система MS Publisher таблицы  MS Excel, редактор презентаций Power Point). Имею навыки работы в некоторых графических редакторах (Adobe Photoshop, Paint). Использую программу для создания и редактирования видео Windows Movie Maker. Полезны в моей работе обучающие и контролирующие учебные компьютерные программы, например, из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», медиазаписи фильмов, видеоролики, мультипликация, аудиозаписи. Часто пользуюсь поисковыми системами, быстро нахожу актуальную и достоверную информацию, чему учу и детей.

У меня большой опыт работы с интерактивной доской, в копилке десятки разработанных мною уроков, опыт распространялся на районном уровне (на прежнем месте работы), не раз приходилось давать открытые уроки, мастер-классы для коллег. Также мною разработана система презентаций по окружающему миру для 2-3 класса. Учащиеся моего класса активно используют он-лайн тренажер «Мат-Решка».

11. Участие в апробации и внедрение в образовательный процесс УМК нового поколения.

За время работы в начальной школе я использовала различные УМК: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний». С 2012 года работаю по программе «Школа 2100». Эта образовательная система соответствует основным принципам государственной политики российского образования, изложенным в Законе РФ об образовании и ФГОС. Теоретически Образовательная система «Школа 2100» опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно ориентированного образования. Главная задача Образовательной системы «Школа 2100»– помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Содержание программы привлекает новизной и доступностью освоения ее учителем, методическая оснащенность дает возможность достигать хороших результатов, используя деятельностный подход. Упражнения разнообразны и позволяют адаптировать систему для детей различных уровней подготовки. Одно из преимуществ – преемственность и непрерывность образования. По данной программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста до окончания общеобразовательной школы. В основе учебных пособий лежит принцип «минимакса», позволяющий построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, скорректировать работу в зависимости от особенностей класса.  Я никогда не удовлетворяюсь авторскими разработками, дополняю их, перерабатываю в соответствии с особенностями моего класса, потребностями отдельных учащихся. Создаю презентации, дидактические материалы, наглядные материалы, схемы, таблицы, карточки. Весь накопленный опыт систематизирую, делюсь наработками с коллегами, публикую свои материалы на различных сайтах. В 2012-2014 годах мною были проведены открытые уроки и мастер-классы, которые получили высокую оценку коллег. Данная программа вызывает немало вопросов у родителей, с которыми я  веду просветительскую работу. Мною разработан и реализован курс лекций «Школа 2100» –педагогика здравого смысла», из которого родители больше узнали об образовательной программе, по которой обучаются их дети, о ее концепции, особенностях содержания, технологиях, системе оценивания.

12. Наличие системы диагностики образовательных потребностей учащихся.

Одним из аналитических направлений работы учителя является формирование и грамотное использование системы диагностики.

Проверку и оценивание знаний, умений, навыков осуществляю постоянно (текущая, четвертная, годовая). Стараюсь быть объективной, всегда аргументирую выставление оценки. Считаю, что оценивать нужно любое действие, особенно успешное, а фиксировать отметкой только решение полноценной учебной задачи. Использую словесные методы оценивания, определенную систему поощрений. По возможности определяем оценку вместе с учеником, в диалоге, принимаем во внимание мнение о работе товарища других учеников, ученик может оспорить оценку. За некоторые виды заданий оценка выставляется по желанию учащегося. Считаю наиболее продуктивной работу по самооценке и коррекции ошибок, взаимопроверку и взаимооценку в парах, диагностику групповой работы (при работе в формате эффективной команды). Оценка определяется по универсальной шкале трех уровней сложности: необходимый, программный, максимальный, как того требует программа «Школа 2100». Использую также рейтинговую систему оценивания результатов обучения.

Регулярно провожу мониторинг индивидуальных достижений каждого в конце четверти, сравниваю результаты ученика только с его собственными. Вычисляю средний балл ученика по предмету или по итогам четверти по всем предметам.

У каждого ученика есть портфолио, отражающее его личностный рост и достижения. Для каждого веду индивидуальные карты, где отмечаются результаты проверочных и контрольных работ.  

Уже к третьему классу мои ученики умеют объективно оценивать себя и одноклассников, аргументировать оценки, определять, достигли ли они цели, что еще нужно сделать для улучшения результативности работы.

Родители отмечают, что им всегда понятно, за что выставлена оценка, считают, что дети оцениваются объективно. Для них важно, что оценки выставляются каждый день с указанием вида работы, за который выставлена оценка, есть возможность вовремя заметить успех или неудачу ребенка, оказать ему поддержку или поощрить. У нас никогда не возникало разногласий по поводу оценок.

13. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

В своей педагогической деятельности я использую дифференцированный подход. Особое внимание уделяю одаренным детям, Они обучаются на более высоком уровне сложности, выполняют индивидуальные проекты, посещают дополнительные занятия по русскому языку и математике, готовятся к олимпиадам и конкурсам. Для них я разрабатываю отдельные задания, которые они выполняют после обязательных на уроке, домашние задания носят  творческий характер и требуют большего уровня самостоятельности.

Дети с ослабленным здоровьем также требуют особого внимания. Они быстрее устают, часто пропускают занятия по болезни.   В их обучении я руководствуюсь рекомендациями медработника, психолога. На уроках определяю для каждого доступный уровень обучения, темп, использую разноуровневые задания. В классе обучается ребенок-инвалид с диагнозом ДЦП, образовательные возможности и потребности которого не всегда совпадают с возможностями других учеников. Для меня особенно важно, что этот ребенок успевает по всем предметам, хотя обучение дается ему с большим трудом. Он чувствует себя полноправным членом коллектива, дружит с одноклассниками, радуется своим маленьким успехам. Его родители очень рады, что мальчик обучается в общеобразовательной школе, где для него созданы все условия: безбарьерная среда, индивидуальное рабочее место, оборудованное компьютером со специальной клавиатурой, возможность получать психологическую помощь, дополнительные индивидуальные занятия.

В рамках  психолого-педгогической поддержки индивидуальности школьников использую следующие методики:

Аспекты изучения

Диагностические средства

1

Сформированность коллектива

Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

2

Уровень мотивации в учебной деятельности

Методика Г.Н. Казанцевой

3

Сформированность нравственного потенциала личности

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся

4

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей деятельностью школы

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Методики Е.Н. Степанова

По мнению родителей - внешних экспертов (по результатам анкетирования), степень удовлетворённости уроками – 4,8 балла (пятибалльная шкала).

14. Наличие системы современных способов оценивания в условиях ИКТ.

Системное оценивание учеников ведется в программе Дневник.ру. В электронном дневнике и электронном журнале ежедневно оцениваю учеников, прикрепляю домашние задания. Кроме того, размещаю творческие  упражнения для сильных детей, дополнительные задания для слабоуспевающих. Электронный дневник позволяет добавлять комментарии к оценкам, указывать вид работы, эти функции очень нравятся родителям. Обучающиеся, пропустившие уроки по болезни,  могут воспользоваться материалами урока (чаще в виде презентаций), представленными для самостоятельной работы. Детям нравится проверка знаний с помощью он-лайн тестирования. Мы используем различные сайты, которые предлагают интерактивные тренинги и оценивание, например, samsdam.net, nachalka.com, onlinetestpad.com.  Эти активные возможности сети Интернет дают уверенность ученикам в объективности и непредвзятости оценки, освобождают время на уроке для самостоятельной и творческой работы и значительно повышают мотивацию к работе в сети в рамках уроков.

15. Участие аттестуемого в мероприятиях, повышающих имидж образовательного учреждения (семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.)

Школьный уровень

  1. 2011г. МО учителей начальных классов. Выступление по теме «Возможности использования интерактивной доски в процессе обучения младших школьников»
  2. 2011г. Открытый урок русского языка по теме «Правописание суффиксов  -ик-ек» с использованием интерактивной доски
  3.  2013г. Открытый урок окружающего мира с использованием ИКТ  по теме «Погода и климат»
  4. 2013г. Участие в подготовке и выступление на педагогическом совете «Психологический климат в школе как фактор формирования успешной личности», мастер-класс
  5. 2014г. Открытый урок по окружающему миру «Аквариум – искусственная экосистема».

Муниципальный уровень

  1. 2011г. Участие в городском конкурсе рисунков «Школа глазами детей» в составе команды детей, родителей и педагогов ГБОУ СОШ №282 г.Москва.
  2. 2011г. Участие в конкурсе «Грант Префекта ЦАО для школьников» в качестве руководителя проекта.
  3. 2013г. Участие в научно-практическом семинаре «Тьюторское сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ».
  4. 2014г. Участие в семинаре «Актуальные задачи реализации ФГОС НОО и пути их решения средствами учебно-методического комплекта издательства «Просвещение» для начальной школы «Перспектива»
  5. 2014г. Участие в семинаре «Жизненный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его суверенность и психологическое здоровье»
  6. 2014г. Участие в работе информационно-методического модульного семинара «Инновационный учебно-методический комплект «Планета знаний» как средство обеспечения качества образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Региональный уровень

1. 2013г. Участие в региональном семинаре «Современные технологии инклюзивного образования»

Всероссийский уровень

1. 2012г. Участие в вебинаре АПК и ППРО г.Москва (заседание сетевого клуба «Внедрение ФГОС НОО: проблемы и перспективы»)

16. Наличие положительной оценки деятельности педагога по итогам аккредитации образовательного учреждения, внутришкольного контроля состояния преподавания предмета.

Для объективной оценки образовательных результатов важной составляющей является оценка знаний  школьников в ходе независимых проверок и административного контроля.

По результатам контроля на уровне администрации  отмечена положительная динамика качества знаний,  обученность составляет 100%. 

В ходе аккредитации, которую школа проходила в 2013 году, были представлены следующие материалы по предмету:

  • рабочие программы УМК «Школа2100»,
  • методические разработки к УМК«Школа2100».

К материалам в рамках аккредитации не было сделано ни одного замечания.

17. Наличие научно-методических публикаций, размещение материалов учителя в СМИ и на сайтах сети Интернет

Имею печатные статьи «Фразеологическая картина мира Марины Цветаевой», «Духовная традиция в русской литературе», «Функционирование обсценной лексики в молодежной среде» (помимо специальности учителя начальных классов имею квалификацию учителя русского языка и литературы), а также публикации на Интернет-сайтах.

На сайте openclass.ru размещены методические разработки уроков и классных часов для 1 и 2 класса.

На сайте prodlenka.org опубликованы сценарии праздников и сказок для постановки в начальной школе.

На сайте proshkolu.ru опубликованы разработки уроков, утренников, классных часов.

На сайте http://nayrok.ru опубликованы методические разработки уроков в начальной школе.

На сайте http://nsportal.ru размещены учебные материалы и сценарии для начальной школы.

18. Участие аттестуемого в сетевых профессиональных конкурсах, онлайн форумах, сетевых педсоветах.

Являюсь активным участником форумов на образовательном портале  «PRODLENKA», интернет-портале «ПроШколу», в образовательном сообществе «Открытый класс»,  в социальной сети работников
образования nsportal.ru. Общаюсь с коллегами и родителями учеников на образовательные и воспитательные темы, делюсь опытом.

19. Разработка комплексного дидактического обеспечения учебного процесса, авторских программ.

За 2012-2014 год мною был наработан банк дидактического материала, включающий разработки уроков с использованием интерактивной доски, презентации, таблицы и схемы, наглядные пособия, контрольно-измерительные материалы по предметам учебного плана, задания для подготовки и проведения школьных предметных олимпиад, памятки для родителей и учащихся, а также авторские программы: «Школа 2100» –педагогика здравого смысла» (лекции для родителей), «Экология и мы» (факультативный курс для использования во внеурочной деятельности), «Самый умный» (факультативный курс для внеурочной деятельности).

20. Участие аттестуемого в конкурсах профессионального мастерства.

В 2010-2011гг принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок" (г. Москва), где представила разработку урока окружающего мира по теме «Жизнь сада».

21. Наличие системы взаимодействия с родителями.

Достижение образовательных целей возможно только в тесном сотрудничестве с родителями. Формы, методы и средства моего взаимодействия с родителями: основной документ учащихся – дневник, в том числе его электронная версия, родительские собрания, консультации, беседы, посещение учащихся на дому, открытые уроки, внеклассные мероприятия с  приглашением и участием родителей.

Родители учащихся уважают меня как специалиста, доверяют, обращаются за советами и консультациями. За время работы с классом у нас не возникло ни одного конфликта. Проблемы мы решаем исключительно мирным путем, не делая их достоянием общественности.

Считаю, что оценка психологической атмосферы в классе может быть проведена лишь внешними экспертами (психологами, социальными партнерами, родителями). Результат изучения удовлетворённости родителей работой на уроках (по 5 бальной системе) оценен на 4,8 балла (степень удовлетворённости высокая). Тестирование проводилось совместно с психологом и администрацией школы. Уровень удовлетворенности родителей учебными достижениями по результатам анкетирования составляет 80%.

22. Наличие обобщения опыта работы педагога на школьном, муниципальном, областном уровне, распространение (тиражирование) инновационных практик, передового опыта аттестуемого в сетевых профессиональных сообществах, образовательных сайтах. 

Опыт моей педагогической деятельности обобщен на школьном уровне, представлен на открытых уроках с последующим обсуждением на МО учителей начальных классов, на родительских собраниях.

  1. 2011г. Выступление на МО учителей начальных классов по теме «Возможности использования интерактивной доски в процессе обучения младших школьников».
  2. 2011г. Открытый урок русского языка по теме «Правописание суффиксов  -ик-ек» с использованием интерактивной доски.
  3. 2013г. Открытый урок окружающего мира с использованием ИКТ «Погода и климат», проведенный в рамках Недели начальной школы.
  4. 2013г. Открытое внеклассное мероприятие «Откуда к нам приходит хлеб?»
  5. 2014г. Открытый урок окружающего мира по теме «Аквариум – искусственная экосистема».
  6. 2014г. «Проектная деятельность в начальной школе» (родительское собрание в форме «круглого стола»)
  7. 2014г. Теоретико-практический семинар «Роль интеллектуальной игры в формировании гражданской позиции и правовой культуры», проведение открытого внеклассного мероприятия патриотической направленности «Своя игра».

Своим опытом активно делюсь с коллегами, распространяю в сетевых профессиональных сообществах, на образовательных сайтах (п.17-18).

23. Наличие развитой личностной рефлексии.

Основой личной рефлексии считаю две взаимозависимые составляющие:

Основными проблемами своей работы: противоречие между необходимостью реальной успешной социализации   школьника и традиционной системой образования (с обезличенностью форм обучения, монологическим способом преподавания, низкой мотивацией, пассивными методами обучения).

В качестве собственного анализа возникших в практической деятельности педагога проблем предлагаю таблицу проблем и рисков и путей их минимизации.

№ п/п

Проблемы и риски

Пути минимизации

1.

Недостаточное использование потенциала новых образовательных технологий, современных методов работы

1.1 Развитие проектной деятельности на уровне ученических, педагогических и совместных с проектов

1.2 Апробация вариативных УМК и программ, использование  методов работ с малой группой

1.3 Активное использование ИКТ

2.

Снижение уровня здоровья, низкое внимание к вопросам укрепления здоровья в условиях повышающихся требований к качеству образования

2.1 Применение здоровьесберегающих технологий, методик и техник на уроках и во внеурочной деятельности

2.2 Снижение нагрузок на уроке за счет внедрения новых методик обучения

3.

Разрушение традиционных ценностей, нестабильность ситуации в обществе не дает возможности четкого определения ценностных ориентиров    учащихся

3.1 Повышение компетентности учителя в вопросах воспитательной работы

3.2 интеграция услуг дополнительного образования в работу со школьниками

3.3 Работа над привитием моральных ориентиров в рамках предметной и  внеучебной деятельности

4.

Снижение активности родителей, падение уровня их заинтересованности образовательными результатами

4.1. Включение в решение образовательных задач всех участников  образовательного процесса.

4.2. Проведение открытых родительских собраний по проблемам, инициированным самими родителями

4.3 Поощрение активности родителей

Основными перспективами саморазвития определила для себя следующие:

№ п/п

Задача

Планируемые пути решения

1.

Повышение собственной квалификации, организация непрерывного обучения

Определение траектории обучения, в том числе направлений самообразования и дистанционных форм профессионального общения

2.

Развитие надучебных компетенций  учащихся

Встраивание новых развивающих технологий и их элементов в систему классно-урочного обучения

3.

Расширение профессиональных контактов

Организация мастер-классов для педагогов своей школы. Включенность в методическое объединение учителей города, работу творческих групп. Поиск информации и единомышленников через сетевое сообщество учителей

Наше время ставит новые задачи, связанные с внедрением нового ФГОС. Механизм их решения вижу в стратегии моей школы, в Программе развития «Школа формирования успеха», в творческом отношении к своему делу.

Директор школы                                                                     И.С.Разуваева



Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

классного руководителя 2 «В» класса Кулешовой Е.В.

Во 2 «В» классе обучается 24 ребенка, из них 9 мальчиков и 15 девочек.  Ульихина Тамара воспитывается в многодетной семье, Волчихин Михаил является ребенком с ограниченными возможностями (ДЦП), 5 семей относятся к малообеспеченным. Только 12 детей воспитываются  родными отцами, остальные воспитываются при участии отчима или в неполных семьях. В 2013-2014 учебном году выбывших и прибывших учащихся не было.

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, творчества и самоуправления.

Целью воспитательной работы в 2013-2014 учебном году было построить воспитательную систему класса, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка, умеющего строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо было решить ряд задач:

  • создать классный коллектив как воспитывающую среду, обеспечивающую социализацию каждого ребенка,
  • организовать такие виды групповой и коллективной деятельности, которые вовлекали бы учащихся в общественно ценностные отношения,
  • корректировать индивидуальное развитие учащихся, способствовать раскрытию и формированию их способностей.

Наш коллектив начал формироваться в сентябре 2012 года. Дети пришли в класс из разных детских дошкольных учреждений, несколько человек воспитывались до школы в домашних условиях и не имели опыта общения в коллективе сверстников, 17 учащихся были единственными детьми в семье. Выяснилось, что даже между детьми, пришедшими из одной группы детского сада, нет устойчивых дружеских связей, преобладают индивидуалистские настроения. Многие дети, являющиеся сильными личностями, постоянно затевали ссоры и даже драки, не желая делить внимание учителя с одноклассниками и идти на компромисс. Таким образом, наш класс выглядел разобщенным.

В 1 классе началась работа по формированию детского коллектива, в этом учебном году она была продолжена.  За первый  год жизни в коллективе  ребята сдружились, больше узнали друг о друге, а от этого жизнь в одной «семье» становится легче и интереснее. Учащиеся учились слушать друг друга, понимать, помогать одноклассникам, договариваться, прощать, принимать недостатки и особенности других.  

Положительным моментом стало то, что образовательная программа «Школа 2100», по которой обучаются дети, направлена на формирование умения работать в группе, вести диалог. Дети могли практиковаться в конструктивном общении не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Путем вовлечения учащихся в совместную деятельность, поощрения дружеских проявлений, сглаживания острых углов, индивидуальной работы, нам удалось достигнуть неплохих результатов. Особенно полезными оказались совместная подготовка к праздникам и классным часам, участие в школьных мероприятиях и конкурсах, работа над проектами, посещение классом спектаклей, музеев, экскурсий.

В начале года были отредактирован и  помещен в уголок класса «Кодекс класса», который мы разработали в прошлом году. Этими правилами мы руководствуемся в школьной жизни, они также записаны на специальной страничке дневника каждого учащегося.

Ребята выбрали себе поручения, во втором полугодии у них была возможность поменять выбранную сферу ответственности. Дети уже могут успешно выполнять совместные действия, приводящие к поставленной цели, пока им требуется помощь учителя в организации процесса, но все чаще они проявляют самостоятельность. Психологический климат в классе в целом благоприятный.

В конце года с целью изучения уровня развития коллектива было проведено исследование по методике А.Н.Лутошкина, которое позволяет определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом,  считают ли его спаянным, крепким, единым. Любой коллектив  в своем развитии проходит ряд ступеней. Ребята были ознакомлены с образными описаниями различных стадий развития коллективов:

1 ступень «Песчаная россыпь»,  

2 ступень «Мягкая глина»,

3 ступень «Мерцающий маяк»,

4 ступень «Алый парус»,

5 ступень «Горящий факел».

 Их попросили определить, на какой стадии развития находится их коллектив, изобразив его с помощью условного значка.

На основании ответов учащихся была составлена диаграмма, которая показывает, что большинство учащихся считает, что коллектив находится на стадии «Мерцающий маяк». То есть в группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить Коллектив подает каждому сигналы «так держать» и готов прийти на помощь, выделяется своей «непохожестью», индивидуальностью. В классе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Но дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек.

Встречающиеся трудности отрицательно влияют на активность. Огонь иногда гаснет от конфликтов и непонимания. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в классе, но и во всей школе.

Есть ребята, которые переоценивают или недооценивают уровень развития коллективистических отношений по сравнению со средней оценкой, но в целом оценка адекватна ситуации. Мы договорились, что в следующем году обязательно станем «Алым парусом». Ребятам очень нравится этот символ и они чувствуют готовность перейти на следующую ступень развития коллектива.

Также было проведено анкетирование по выявлению наиболее интересных и запомнившихся мероприятий. Первые места были отданы большим классным праздникам: «Праздник осени», утренник «Пусть мама улыбнется», «Мы ловкие и смелые, сильные, умелые». Очень понравились ребятам театральные постановки в классе «Кнут-музыкант», «Алиса в стране чудес». Из общешкольных конкурсов и мероприятий запомнились следующие: акция «Накорми птиц зимой» (более половины ребят класса поучаствовали в этом полезном деле), конкурсы рисунков «Солнечные зайчики» и «Необычные обитатели нашей планеты», фотоконкурс «Тамбов в объективе», выпуск фотогазеты «Живой уголок» и листка «Лукошко здоровья». Большой интерес вызвали классные часы, посвященные олимпиаде и зимним видам спорта,  проект «Страна, в которой я хотел бы побывать». В этом году ребята посетили зоопарк, краеведческий музей, центр противопожарной безопасности. Данные экскурсии понравились всем без исключения, ученики в анкетах изъявили желание посетить другие города, мечтают отправиться в путешествие по «Золотому кольцу», больше всего им хочется посетить Москву, Санкт-Петербург, Великий Устюг и Кострому – родину Деда Мороза и Снегурочки, а также города Европы (Париж, Лондон, Рим). Из диаграммы (можно было выбирать несколько мероприятий, отражены набравшие наибольшее количество голосов) видно, что детей привлекли мероприятия экологического направления, их интересует мир природы и животных, они испытывают потребность больше узнавать об окружающем мире, заботиться о «братьях меньших».

Лучше всего идет воспитательная работа по направлениям «Я и семья», «Я и здоровье», слабее - по направлению «Я и общество». Ребята пока мало интересуются событиями и стране и мире, историей родного края, недостаточно знают о своих правах и обязанностях. Работу по данному направлению необходимо усилить в предстоящем учебном году.

В воспитательной работе использовались различные формы (словесные, творческие, предметно-практические) и методы (личный пример, беседа, разъяснение, поручение, убеждение, приучение, поощрение, наказание, соревнование, юмор, самооценка, ситуация успеха, игра).

Все ребята класса посещают учреждения дополнительного образования, занимаются в кружках и секциях, что способствует индивидуальному развитию, формированию и раскрытию их способностей.

Контроль успеваемости и дисциплины пока осуществляется силами классного руководителя и родителей. Часть этой работы уже по личной инициативе берут на себя дети. У нас есть ребята-консультанты, которые помогают проверять домашнее задание у одноклассников, оказывают им помощь в учебе. Это Лаврищева Т., Павлов Н., Белоусова Д.,  Емельянова Д. и Яцкова Е.

Большие успехи в учебной деятельности сделали Забровский А., Павлов Н., Яцкова Е., Белоусова Д., Емельянова Д. и Лаврищева Т. Низкие результаты у Дадонова Д., Волчихина М., Батрамеева И., Иванова М. С этими учениками были организованы дополнительные занятия в течение года, родители информированы о проблемах, определены меры по предотвращению неуспеваемости в будущем. Совместно с детьми мы составляем рейтинги результатов обучения, отслеживаем динамику, учимся производить взаимооценку и самооценку. Это служит хорошим стимулом для повышения результатов обучения.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.

 В основу работы были положены принципы сотрудничества родителей и классного руководителя, ответственности родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей, взаимного доверия.

Направления деятельности:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке  и проведении коллективных дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского комитета;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.    

  Эта работа дает результаты. Родители активно помогают в организации учебно-воспитательного процесса. Их силами к началу занятий был подготовлен кабинет класса: произведен косметический ремонт, закуплены наглядные пособия, проведено озеленение кабинета, установлены технические средства обучения, изготовлены стенды. Они участвовали при проведении классных мероприятий: разучивали с детьми стихи и сценки, шили костюмы, украшали кабинет, организовывали чаепития, посещали  праздники, открытые уроки, постановки, сопровождали детей во время экскурсий.  

Задачи, поставленные в 2013-2014 учебном году можно считать выполненными.

В следующем году следует:

 продолжить работу

  • над созданием условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий, для развития одаренных детей, для воспитания навыков здорового образа жизни,
  • над формированием дружного коллектива детей и родителей, укреплением положительной репутации класса,

добиваться  высокого уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью класса и школы.

Также необходимо повысить эффективность гражданского воспитания, больше уделять внимания воспитанию патриотизма.



Предварительный просмотр:

Советы родителям.

  1. Дружественно общайтесь с детьми, не игнорируйте их вопросы по пользованию компьютером. Говорите  об опасностях, которые могут подстерегать в сети. Побуждайте ребенка рассказывать вам о друзьях из сети, о посещаемых сайтах. Ребенок должен быть уверен, что в  любой ситуации вы его выслушаете, поможете.
  2. Составьте четкие правила использования компьютера: когда и сколько ребенок может находиться за компьютером, какие сайты он может посещать, в какие игры играть, с кем общаться и т.д.
  3. Используйте средства семейной безопасности для создания соответствующих профилей для каждого члена семьи, а также для обеспечения фильтрации интернет-содержимого. Защитите детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон.
  4. Установите компьютер в общей комнате. Так вы всегда сможете контролировать, что именно ребенок делает за компьютером.
  5. Настаивайте на том, чтобы дети не разглашали личной информации, например свое реальное имя, адрес, номер телефона или пароли. Если на сайте детей просят указать свое имя, чтобы персонифицировать веб-материалы, помогите детям придумать псевдоним для работы в Интернете, который бы не выдавал никакой личной информации.
  6. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Обмен файлами и использование текста, изображений или рисунков с веб-сайтов может привести к нарушению авторских прав и может быть незаконным.
  7. Проинструктируйте своих детей-подростков никогда не давать свой адрес электронной почты при общении в Интернете, не отвечать на нежелательные почтовые сообщения и пользоваться фильтром электронной почты.
  8. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок, просматривайте журнал. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети и их друзья.
  9. Учите своих детей правилам поведения в Интернете. Они не должны использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен, клеветы или запугивания других.
  10. Проследите за тем, чтобы дети спрашивали у вас, прежде чем совершать финансовые операции в Интернете, включая заказ, покупку или продажу товаров.
  11. Не разрешайте детям встречаться с друзьями из Интернета, они могут подвергаться серьезной опасности.

Советы детям.

  • Никогда не сообщай свои пароли другим, даже друзьям. Если ты записал пароль, то позаботься, чтобы он хранился в безопасном месте. Никогда не предоставляй свой пароль по электронной почте. Не вводи пароли на компьютерах, которые  не контролируешь. Пользуйся общедоступными компьютерами в школе, библиотеке, в интернет-кафе только для анонимного просмотра страниц в Интернете.
  • Рассказывай родителям, если в Интернете встретил то, что вызывает беспокойство, неудобство или страх. Они помогут разрешить сложившуюся ситуацию.
  • Старайся общаться только с теми людьми, которых  знаешь в реальности. Не встречайся с интернет-друзьями, они могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
  • Не указывай свое настоящее имя, фамилию, название города, номер школы, не сообщай адрес электронной почты, не рассказывай ничего личного в сети.
  • Следи за деталями на фотографиях. Они могут раскрывать личную информацию. Не публикуй фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде.
  • Общайся в сети точно так же, как общаешься лично. Относись к собеседникам с уважением, не оскорбляй, не используй нецензурную лексику, не угрожай.
  • Используй только безопасные сайты. Попроси родителей установить антивирусную защиту. Не отвечай на спам.
  • Помни, что у файлов в сети есть правообладатели. Не нарушай авторских прав. Не публикуй фотографии и видео, на которых запечатлены твои друзья, без их разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

На своих уроках применяю такие методы как наблюдение, сравнение, сопоставление сходных понятий и явлений, установление признаков общности и отличия, большое внимание уделяет практической направл...

самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов, в котором описаны достижения учителя и учеников, повышение педагогического мастерства и самообразования....

самоанализ учителя начальных классов

самоанализ учителя начальных классов за год...

Самоанализ учителя начальных классов

Примерный самоанализ деятельности учителя начальных классов...

самоанализ учителя начальных классов

Мой самоанализ  начальные классы...

Самоанализ учителя начальных классов

Я, Дачева Марзият Заурбечевна, 08.11.1976 года рождения, учитель начальных классов               высшей квалификационной категории...