Технологии | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
Технология дифференцированного обучения | В первый класс приходят ребята разного уровня готовности к школьному обучению. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Таким образом, и мой класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти. Дифференциация обучения позволяет присущими ей свойствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его отставание, углубить и расширить знания, исходя из интересов и специфических способностей учащихся, развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития, формировать учебно – познавательную мотивацию.
| Дифференциацию применяю в основном на уроках математики и русского языка. Ряд дифференцированных заданий использую в процессе изучения нового материала При подготовке к прохождению нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки учащихся различны. Некоторые учащиеся нуждаются в простых заданиях, другие – получают задания, которые, с точки зрения той или иной проблемы, входят в изучаемую тему, успешно интегрируется с наличным фондом предварительных знаний учащихся по данной теме. При прохождении новой темы учитываю различия между учащимися, в первую очередь в учебных умениях и умственных способностях. От этих свойств зависит в каком руководстве они нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной работы. При поднесении нового материала следует по возможности адресовываться к различным анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и т.д.), т.к. это благоприятствует лучшему осмыслению и закреплению. На отработку нового материала слабым ученикам стараюсь отводить достаточное количество времени, а сильным ученикам после объяснения темы даю для самостоятельного выполнения тренировочные упражнения. Процесс закрепление пройденного материала также требует дифференцированного подхода. Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. Именно в ходе выполнения учебных задач происходит усвоение теоретических знаний, формируются практические умения, поэтому на этапе закрепления должны быть сконцентрированы усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех Особенностью контроля и оценки деятельности учащегося в процессе использования технологии дифференцированного обучения является то, что её результаты рассматриваются только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевают сравнения с другими детьми. | Средствами внутриклассной дифференциации совершенствуются знания, умения и навыки учащихся, повышается уроровень сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности. Развивается логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития. Формируется учебно – познавательная мотивация. Создаются условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка |
Технология проблемного обучения
| Реализация ТПО обеспечивает развитие ребенка не только через накопление количественных изменений, но и, через изменение своей жизненной позиции, его переход в новое качество. Данная технология позволяет школьнику освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни. Использование технологии проблемного обучения даёт ребёнку «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы воспитываем творческую личность всегда способную к поиску.
| Использую в основном на этапе изучения нового материала на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. - I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
- II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
- III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
- IV этап - , появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
- V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
- VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
| -устойчивая мотивация к изучению математики; -сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно на длительный срок; -способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; -социальные компетентности; развитие социального опыта учащихся.
|
Технология критического мышления | Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
| Технологию критического мышления использую на уроках литературного чтения и русского языка. В этой технологии используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”. Учитель: - направляет усилия учеников в определенное русло; -сталкивает различные суждения; -создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; -даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы; -подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Ученик: -проявляет любознательность; -использует исследовательские методы; -ставит перед собой вопросы; -вскрывает причины и последствия фактов; -осуществляет планомерный поиск ответов; -сомневается в общепринятых истинах; -выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами; - внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Используемые приёмы: Приемы активного чтения: - Прием «Чтение с пометками»
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Прием «Чтение с остановками»
Приемы активизации ранее полученных знаний: - Прием «Ассоциация»
- Прием «Ключевые слова»
- Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.
Приемы графической организации учебного материала: - Прием «Составление кластера»
- Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы, требующие творчества учащихся: - Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
| -Развитие творческих способностей, умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; Интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс Критический мыслитель: Формирует собственное мнение; Совершает обдуманный выбор между различными мнениями; Решает проблемы; Аргументировано спорит; Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение; Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов. |
Технология игрового обучения (деловые, ролевые, имитационные игры)
| Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс
| Игровые технологии использую на уроках математики, русского языка, окружающего мира, на этапах актуализации знаний, закреплении изученного материала, при выполнении творческих работ, во внеурочной работе, при проведении конкурсов, турниров. Стараюсь использовать игры в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают. Придерживаюсь принципов: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
| -Выработка коммуникативных свойств личности. -использование игровых технологий в начальной школе способствует развитию познавательных УУД у детей младшего школьного возраста. -игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания. - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ; - тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; - стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - способствует усилению работоспособности учащихся.
|
Здоровье сберегающие технологии | Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны -Здоровье - одна из актуальнейших проблем современного общества. -снижение готовности учащихся к школе. -интенсификация процесса обучения; -перегрузка учащихся, снижение двигательной активности, -отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом; -несформированность навыков здорового образа жизни; -"плохая" экология;
. | Использую на всех типах и этапах урока, во внеурочной работе. - стараюсь создать и поддерживать благоприятный психологический и эмоциональный климат на уроке; -учитываю возрастные и физиологические особенности организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации; -пятиминутки оздоровительного характера по методике В.И. Ковалько, короткие беседы о здоровье, гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику; -использование здоровье сберегающей технологии В.Ф.Базарного; -контроль за соблюдением гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим); -исключение перегрузок; -проведение целенаправленной рефлексии в итоговой части урока; -проведение физкультминуток с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа; -контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом; - реализация программы «Разговор о правильном питании».
| Снижение уровня заболеваемости -активное участие обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровье сбережения, -постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, -становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитании -формируется ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
-воспитывается культура здоровья, личностные качества, представления, мотивацию на ведение здорового образа жизни |
Электронный образовательный ресурс Информационо-коммуникативные технологии | Снижение динамики качества знаний учащихся;
-Невысокая мотивация к изучению предметов;
-Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающихся;
-Отсутствие навыка работы с информационными ресурсами сети Интернет. | Компьютер присутствует на всех типах и этапах урока , по всем предметам, с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. Ноутбук и проектор использую как на уроках. так и на внеурочной деятельности. Ежедневно включаю для детей зарядку, на уроках окружающего мира, математики и русского языка всегда использую на этапе изучения нового материала или закрепления изученного. Детские ноутбуки использую раз в неделю на уроках закрепления изученного материала, для организации групповой или индивидуальной работы, для осуществления проектной деятельности младших школьников. В своей работе использую различные виды ресурсов учебного назначения - мультимедийные курсы; - презентации к урокам; - логические игры; - тестовые оболочки; - электронные энциклопедии; - ресурсы Интернет: Ресурс | Адрес | Сеть творческих учителей | http://it-n.ru | Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» | http://openclass.ru/ | Профессиональная социальная сеть педагогов «Два берега» | http://2berega.spb.ru/ | Школьный портал «ПроШколу.ру» | http://www.proshkolu.ru/ | Проект «Мир конкурсов» | http://www.mir-konkursov.ru/ | Сайт учителей начальной школы | http://www.nachalka.com/uchitel | ФЦИОР | http://www.fcior.edu.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | http://festival.1september.ru/artikles/subjects/15 | ЕК ЦОР | http://scool-collection.edu.ru |
- электронные приложения к учебникам УМК «Школа Россия» - программно-методический комплекс "Фантазеры. МУЛЬТИтворчество" - программно-методический комплекс "Академия младшего школьника: 1-4 класс - систему контроля и мониторинга качества знаний PROCLass - модульную систему экспериментов PROLog, | -Овладение учащимися ключевыми компетентностями; - Рост динамики качества знаний и эффективности урока; -Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. -Формируется активная учебная деятельность, самостоятельное мышление, познавательные интересы. -Повышается активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся -Углубляются межпредметных связей -Формируется устойчивый
познавательный интерес обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности, -Осуществляется индивидуализации и дифференциации Обучающиесястановятся активными субъектами учебной деятельности, овладевают практическими способами работы с информацией, -Развивается умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, |