Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
статья на тему


Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                             Использование новых образовательных  технологий в образовательном процессе

Ф.И.О.аттестуемого Титова Елена Петровна______________________________________

Технология

Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

1.Технология развивающего обучения

2.Педагогика сотрудничества

Создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Педагогика сотрудничества – элемент всех уроков, внеурочной деятельности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда он не получает готовых знаний. Во всем учебном процессе я стараюсь формировать у детей веру в свои силы, осуществляю права ребенка на собственную точку зрения, старюсь работать так, чтобы  права ребенка не были нарушены.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Мои ученики не боятся отвечать, задавать вопросы, вступать в диалог, в диспут. Это способствует развитию речи ребенка, формируют социально адаптированную личность.

2. Технология критического мышления

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

На уроке освоения новых знаний ученики составляют  список "известной информации", на этапе самоопределения к деятельности составляем рассказ - предположение по ключевым словам; на  систематизации материала составляем кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки , учимся писать сочинения-рассуждения на нравственные темы, провожу исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира (проект, решение проектной задачи)

Во внеклассной работе организую дискуссии, диспуты  по проблемным вопросам.

Формирование критического мышления создает базовое  отношение человека к себе и миру, подразумевает вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

3. Игровые технологии

Игровые педагогические технологии включают  в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, обладающих четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, обоснованных учебно-познавательной направленностью, активизируют и интенсифицируют учебный процесс, способствуют естественной адаптации младших школьников к разнообразным нагрузкам.

 Игровые технологии я использую, в качестве средства для достижения дидактической цели как на отдельных видах урока (урок-путешествие, урок-аукцион, урок-экспедиция, урок-игра и т.д.), так и на отдельных этапах урока., в устном счёте на математике например: «Молчанка», «День – ночь» на русском языке и т.д..

Реализация игровых приемов и ситуаций занятий происходит по следующим основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве игрового средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

4. Технология проблемного обучения

Технологии проблемного обучения способствуют развитию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, творческого и интеллектуального потенциала, активизация познавательных интересов

На уроках усвоения новых знаний, в проектной деятельности, при решении проектной задачи я часто использую следующие формы проблемного обучения:

- проблемная постановка темы урока;

 - проблемное изложение;

 - поисковая беседа;

 - постановка проблемных вопросов

 - постановка личностно-значимых проблем;

 - развертывание проблемной задачи в более частные проблемы;

 - организация поисковой познавательной деятельности;

 - создание мотивационно - проблемных ситуаций.

   В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение учебного материала, и развитие мыслительной деятельности.

Повышение умственной активности учащихся на уроках и в повседневной жизни, развитие способности  принимать оптимальные решения,  реализация  творческих способностей.

5. Здоровье -сберегающие технологии

 В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю современные образовательные технологии через призму здоровьесбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности.

 Здоровье сберегающие технологии я использую как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Я начинаю урок с психологического настроя класса. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на   уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (регулярное проветривание кабинета на переменах,  правильная расстановка парт в классе, соблюдение  правильной осанки).

Регулярно провожу физкультминутки, упражнения для рук, точечный массаж, упражнения на релаксацию.. Для снятия зрительного утомления использую гимнастику для глаз.

Я разработала комплекс упражнений «Пальчиковая гимнастика», который успешно применяю на  практике.

В целях здоровьесбережения внеурочная деятельность начинается через 60 минут после  уроков.  75 % внеурочной деятельности проходит вне аудитории, класса ( экскурсии, посещение Дворца Культуры, Детской школы искусств, Детской спортивной школы, театров и т.д.)

Внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, мне позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье  детей. За последние два года пропуск занятий по причине болезни  снизился на 25%.

6. Технология групповых форм обучения.

Групповая работа – наиболее эффективная альтернатива традиционным методам обучения. В процессе её уровень осмысления и усвоения учебного материала возрастает, у учащихся активируется познавательная деятельность, формируется культура общения

 Технологию групповых форм обучения я использую на этапах обобщения разделов, тем на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, при изучении новой темы на уроках технологии.

 Создаю  на уроке и внеклассном мероприятии ситуации, когда возникает групповой эффект совместной учебно-воспитательной деятельности, акцентируется работа по коллективной поддержке человека и дела, развиваются стремления к здоровому соперничеству и соревновательности.

 При решении проектной задачи  я предоставляю детям частичную самостоятельность на этапе решения усложняющейся задачи. На этапе подготовки проекта совместно с детьми обсуждаем проблему, дальше ведущую роль в создании проекта выполняют дети (группы). Я только помогаю, высказываю предположения, наблюдаю, советую.

Коллективное взаимообучение способствовало

развитию  коммуникативных компетенций;

расширению кругозора;

приобретению  общественно-полезного опыта;

созданию атмосферы эмоционального комфорта,

позитивной динамике качества знаний.

7. Технология уровневой дифференциации

Как педагогическая технология уровневая дифференциация обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику в школе, т.е. организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей.

Уровневая дифференциация позволяет  работать как с отдельными учениками  , так и группами на  уроках литературного  чтения, математики, русского языка, окружающего мира (это и работа по карточкам на повторение и закрепление, работа на откидной доске, индивидуальная и групповая работа с проектной задачей ).  

Например, на уроке окружающего мира детям предоставляется возможность самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

Осуществляя дифференцированный подход,  я создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, вступаю в

активное  общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

 Обучающимся различных уровней предлагаю усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания следующего уровня;

ситуация успеха и ощущение уверенности у обучающихся; возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

8. Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные  технологии направлены на усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы

Информационно-коммуникационные  технологии применяю при изучении нового материала на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии,  используя электронное приложение к учебнику; презентации. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций,интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии. Провела открытые уроки с использованием презентаций:по окружающему миру -«Разнообразие животных»,по русскому языку «Правописание мягкого знака  на конце существительных мужского и женского рода», по технологии– «Материалы,их происхождение и использование» и т.д.. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку,вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. На этапе закрепления темы, раздела использую тренажеры для фронтальной работы («Академия младшего школьника»),тесты PROklass(для индивидуальной работы). Информационные технологии мною используются при разработке и проведении внеклассных мероприятий, родительских собраний.

В результате информационно-коммуникационные технологии формируют информационные компетентности учащегося; способствуют овладению учащимися практическими способами работы с информацией; развитию умения, позволяющего обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

индивидуализации и дифференциации обучения;

повышению  познавательной активности и инициативности младших школьников на уроке;  осуществлению контроля с обратной связью; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.

9. Технологии проектирования

Формируют активную, самостоятельную.инициативную позицию ученика в обучении; развивают общеучебные  умения и навыки; исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания  проектов, которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную медиатеку.

Технологии проектирования используются мной на уроках проектной деятельности, при решении проектной задачи на уроках литературного чтения («Создание сборника сказок»), на уроках математики ( «Создай свою страницу учебника») «Математика вокруг нас»), окружающего мира («Создай буклет для игры-путешествия») и т.д..

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности и творческих конкурсах.

10. Технология «Портфолио»

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях

Портфолио моих учеников состоит из трёх обязательных  частей: 1 часть. «Мой мир» включает в себя: личные данные;

родословную; историю фамилии и имени и.т.д.

2 часть. «Портфолио документов» включает в себя:

результаты освоения тем по предметам, по классам в процентном соотношении; таблица роста техники чтения по классам и четвертям;отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Познание и творчество», «Старт», «Новый урок», “Кенгуру”,  в конкурсах сочинений и т.п.  тестовые рисунки, тестовые работы по предметам, самооценку школьника своей учебной деятельности.

3 часть. «Портфолио работ»

Включает в себя: творческие работы;сообщения к урокам и т.д.

Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над  узколичностными.

Учащиеся  моего класса систематически участвуют в школьных и Всероссийских предметных  олимпиадах  и занимают призовые места.

11. Личностно- ориентированные технологии

Я выбрала для использования данную технологию, во-первых, потому что динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

 Я  использую на всех уроках  разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

использую на уроке материал, позволяющий ученику проявить свой субъективный опыт;

оценка деятельности ученика дается  не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

создаю педагогическую ситуацию на уроке, позволяющую каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Я обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

  участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,

  переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением,       порицание относится только к отдельным действиям учащегося, не адресуется его

 личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у

 неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным  дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, если учащийся высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения

Технологии личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.

Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный  

интерес к учению.

Электронный образовательный ресурс

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://scool-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

http://fkior.edu.ru.

«Открытый класс»

«Учительский портал»

www.uchportal.ru

«Началка com»

www.nachalka.com

«Видео яндекс.ру»

video.yandex.ru

«Нс портал»

ns.portal.ru

 При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Провожу электронные физкультминутки; использую во внеурочной деятельности для создания презентаций, заочных экскурсий, для проведения видеоуроков.

Например, на этапе мотивации показываю научный фильм о применении знаний на практике. По окружающему миру на уроках «Разнообразие животных», «Разнообразие растений» и т.д. показываю учебный фильм «Удивительный мир природы»

При работе над  проектом используем нетбуки для создания электронной презентации, сведения берем на сайте video.yandex.ru и других перечисленных сайтах.

При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Провожу электронные физкультминутки; использую во внеурочной деятельности..

Использование ЭОР позволяет сделать урок более результативным,  современным, по-настоящему развивающим и познавательным.

                                                   Заместитель руководителя ОО________________________ /Парфенова И.Г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

    Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

СТАТЬЯ "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе"

В статье кратко описываются новые образовательные технологии , их плюсы и минусы...