Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
статья на тему
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_novyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Ф.И.О.аттестуемого Титова Елена Петровна______________________________________
Технология | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
1.Технология развивающего обучения | |||
2.Педагогика сотрудничества | Создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся и педагогов. | Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Педагогика сотрудничества – элемент всех уроков, внеурочной деятельности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда он не получает готовых знаний. Во всем учебном процессе я стараюсь формировать у детей веру в свои силы, осуществляю права ребенка на собственную точку зрения, старюсь работать так, чтобы права ребенка не были нарушены. | Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Мои ученики не боятся отвечать, задавать вопросы, вступать в диалог, в диспут. Это способствует развитию речи ребенка, формируют социально адаптированную личность. |
2. Технология критического мышления | Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. | На уроке освоения новых знаний ученики составляют список "известной информации", на этапе самоопределения к деятельности составляем рассказ - предположение по ключевым словам; на систематизации материала составляем кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки , учимся писать сочинения-рассуждения на нравственные темы, провожу исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира (проект, решение проектной задачи) Во внеклассной работе организую дискуссии, диспуты по проблемным вопросам. | Формирование критического мышления создает базовое отношение человека к себе и миру, подразумевает вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. |
3. Игровые технологии | Игровые педагогические технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, обладающих четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, обоснованных учебно-познавательной направленностью, активизируют и интенсифицируют учебный процесс, способствуют естественной адаптации младших школьников к разнообразным нагрузкам. | Игровые технологии я использую, в качестве средства для достижения дидактической цели как на отдельных видах урока (урок-путешествие, урок-аукцион, урок-экспедиция, урок-игра и т.д.), так и на отдельных этапах урока., в устном счёте на математике например: «Молчанка», «День – ночь» на русском языке и т.д.. Реализация игровых приемов и ситуаций занятий происходит по следующим основным направлениям: -дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -учебная деятельность подчиняется правилам игры; -учебный материал используется в качестве игрового средства; -в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
4. Технология проблемного обучения | Технологии проблемного обучения способствуют развитию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, творческого и интеллектуального потенциала, активизация познавательных интересов | На уроках усвоения новых знаний, в проектной деятельности, при решении проектной задачи я часто использую следующие формы проблемного обучения: - проблемная постановка темы урока; - проблемное изложение; - поисковая беседа; - постановка проблемных вопросов - постановка личностно-значимых проблем; - развертывание проблемной задачи в более частные проблемы; - организация поисковой познавательной деятельности; - создание мотивационно - проблемных ситуаций. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение учебного материала, и развитие мыслительной деятельности. | Повышение умственной активности учащихся на уроках и в повседневной жизни, развитие способности принимать оптимальные решения, реализация творческих способностей. |
5. Здоровье -сберегающие технологии | В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю современные образовательные технологии через призму здоровьесбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. | Здоровье сберегающие технологии я использую как в урочной, так и внеурочной деятельности. Я начинаю урок с психологического настроя класса. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (регулярное проветривание кабинета на переменах, правильная расстановка парт в классе, соблюдение правильной осанки). Регулярно провожу физкультминутки, упражнения для рук, точечный массаж, упражнения на релаксацию.. Для снятия зрительного утомления использую гимнастику для глаз. Я разработала комплекс упражнений «Пальчиковая гимнастика», который успешно применяю на практике. В целях здоровьесбережения внеурочная деятельность начинается через 60 минут после уроков. 75 % внеурочной деятельности проходит вне аудитории, класса ( экскурсии, посещение Дворца Культуры, Детской школы искусств, Детской спортивной школы, театров и т.д.) | Внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, мне позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей. За последние два года пропуск занятий по причине болезни снизился на 25%. |
6. Технология групповых форм обучения. | Групповая работа – наиболее эффективная альтернатива традиционным методам обучения. В процессе её уровень осмысления и усвоения учебного материала возрастает, у учащихся активируется познавательная деятельность, формируется культура общения | Технологию групповых форм обучения я использую на этапах обобщения разделов, тем на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, при изучении новой темы на уроках технологии. Создаю на уроке и внеклассном мероприятии ситуации, когда возникает групповой эффект совместной учебно-воспитательной деятельности, акцентируется работа по коллективной поддержке человека и дела, развиваются стремления к здоровому соперничеству и соревновательности. При решении проектной задачи я предоставляю детям частичную самостоятельность на этапе решения усложняющейся задачи. На этапе подготовки проекта совместно с детьми обсуждаем проблему, дальше ведущую роль в создании проекта выполняют дети (группы). Я только помогаю, высказываю предположения, наблюдаю, советую. | Коллективное взаимообучение способствовало развитию коммуникативных компетенций; расширению кругозора; приобретению общественно-полезного опыта; созданию атмосферы эмоционального комфорта, позитивной динамике качества знаний. |
7. Технология уровневой дифференциации | Как педагогическая технология уровневая дифференциация обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику в школе, т.е. организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей. | Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками , так и группами на уроках литературного чтения, математики, русского языка, окружающего мира (это и работа по карточкам на повторение и закрепление, работа на откидной доске, индивидуальная и групповая работа с проектной задачей ). Например, на уроке окружающего мира детям предоставляется возможность самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Осуществляя дифференцированный подход, я создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, вступаю в активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут; Обучающимся различных уровней предлагаю усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). | Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания следующего уровня; ситуация успеха и ощущение уверенности у обучающихся; возросла степень их психологического комфорта на уроках. Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования. |
8. Информационно-коммуникационные технологии | Информационно-коммуникационные технологии направлены на усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы | Информационно-коммуникационные технологии применяю при изучении нового материала на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии, используя электронное приложение к учебнику; презентации. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций,интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Разработала серии презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии. Провела открытые уроки с использованием презентаций:по окружающему миру -«Разнообразие животных»,по русскому языку «Правописание мягкого знака на конце существительных мужского и женского рода», по технологии– «Материалы,их происхождение и использование» и т.д.. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку,вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. На этапе закрепления темы, раздела использую тренажеры для фронтальной работы («Академия младшего школьника»),тесты PROklass(для индивидуальной работы). Информационные технологии мною используются при разработке и проведении внеклассных мероприятий, родительских собраний. | В результате информационно-коммуникационные технологии формируют информационные компетентности учащегося; способствуют овладению учащимися практическими способами работы с информацией; развитию умения, позволяющего обмениваться информацией с помощью современных технических средств; индивидуализации и дифференциации обучения; повышению познавательной активности и инициативности младших школьников на уроке; осуществлению контроля с обратной связью; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения. |
9. Технологии проектирования | Формируют активную, самостоятельную.инициативную позицию ученика в обучении; развивают общеучебные умения и навыки; исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания проектов, которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную медиатеку. | Технологии проектирования используются мной на уроках проектной деятельности, при решении проектной задачи на уроках литературного чтения («Создание сборника сказок»), на уроках математики ( «Создай свою страницу учебника») «Математика вокруг нас»), окружающего мира («Создай буклет для игры-путешествия») и т.д.. | У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности и творческих конкурсах. |
10. Технология «Портфолио» | Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях | Портфолио моих учеников состоит из трёх обязательных частей: 1 часть. «Мой мир» включает в себя: личные данные; родословную; историю фамилии и имени и.т.д. 2 часть. «Портфолио документов» включает в себя: результаты освоения тем по предметам, по классам в процентном соотношении; таблица роста техники чтения по классам и четвертям;отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Познание и творчество», «Старт», «Новый урок», “Кенгуру”, в конкурсах сочинений и т.п. тестовые рисунки, тестовые работы по предметам, самооценку школьника своей учебной деятельности. 3 часть. «Портфолио работ» Включает в себя: творческие работы;сообщения к урокам и т.д. | Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными. Учащиеся моего класса систематически участвуют в школьных и Всероссийских предметных олимпиадах и занимают призовые места. |
11. Личностно- ориентированные технологии | Я выбрала для использования данную технологию, во-первых, потому что динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. | Я использую на всех уроках разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями; использую на уроке материал, позволяющий ученику проявить свой субъективный опыт; оценка деятельности ученика дается не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; создаю педагогическую ситуацию на уроке, позволяющую каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Я обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства; - поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.); - чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям учащегося, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у неуверенности в своих силах; - не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, если учащийся высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения | Технологии личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания. Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению. |
Электронный образовательный ресурс | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://scool-collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» «Открытый класс» «Учительский портал» «Началка com» «Видео яндекс.ру» video.yandex.ru «Нс портал» ns.portal.ru | При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Провожу электронные физкультминутки; использую во внеурочной деятельности для создания презентаций, заочных экскурсий, для проведения видеоуроков. Например, на этапе мотивации показываю научный фильм о применении знаний на практике. По окружающему миру на уроках «Разнообразие животных», «Разнообразие растений» и т.д. показываю учебный фильм «Удивительный мир природы» При работе над проектом используем нетбуки для создания электронной презентации, сведения берем на сайте video.yandex.ru и других перечисленных сайтах. | При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Провожу электронные физкультминутки; использую во внеурочной деятельности.. Использование ЭОР позволяет сделать урок более результативным, современным, по-настоящему развивающим и познавательным. |
Заместитель руководителя ОО________________________ /Парфенова И.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Электронные образовательные ресурсы в образовании....
Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Выступление на МО начальных классов...
СТАТЬЯ "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе"
В статье кратко описываются новые образовательные технологии , их плюсы и минусы...