Эссе "Я- учитель".
статья по теме
Исключительное счастье человека-
Быть при постоянном любимом деле
В.И.Немирович-Данченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_shinkarenko.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Исключительное счастье человека-
Быть при постоянном любимом деле
В .И .Немирович-Данченко
«Учат в школе, учат в школе...» Эти слова я помню ёщё с тех пор, когда пошла учиться в школу в первый класс. Первая учительница. Самая добрая, самая мудрая, самая красивая. У меня была именно такая -- строгая, справедливая, мудрая. Три года мы прожили с нашим дорогим Учителем, прошли с ней по дорогам знаний и открытий. И потом ещё 7 лет всегда находились рядом и часто бежали к ней за советом. Радостью и горем, счастьем и потерей мы делились с ней и получали совет и поддержку. Её большая душа, мудрость мысли, жизненный опыт и безграничная любовь к нам вселяют оптимизм, веру в себя, в человеческую доброту. Я подражала ей во всём: в манере говорить, жестикулировать, улыбаться. Коричневый портфель и школьные тетради из моего детства до сих пор бережно храню! Перед молодым человеком, выбирающим свой жизненный путь, всегда стоял, стоит и будет стоять один и тот же вопрос: «Кем быть?». Этот вопрос и я задавала себе. Но какая бы мысль ни владела мной, я каждый день доставала свой любимый портфель, школьные тетради, раздавала их куклам и начиналась самая замечательная игра – игра «в начальную школу». Мама, наблюдая за мной, часто говорила: «Растет будущий учитель». Но я не воспринимала эти слова всерьез, я просто играла. Прошло время... Мое увлечение стало любимым делом! Служу ему честно и преданно. За двадцать семь лет, что работаю я в школе, изменилось общество, произошли перемены и в образовании -- разработан и внедрён новый федеральный стандарт. При всей своей новизне ФГОС сохраняет фундаментальное научное ядро, которым всегда отличалось российское образование, а также осуществляет поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Ребёнка мы учим не только читать, считать и писать, но также формируем мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию, прививаем умение учиться (решение творческих задач, поиск, анализ, интерпретация информации).
Думаю, что ФГОС нацелен именно на то, чтобы выпускник школы имел нечто большее, чем голова, заполненная кучей формул и правил. ФГОС нацелен на воспитание творческой личности, способной нести ответственность за свой собственный выбор. Четыре года назад, при выборе УМК, я вместе с учителями начальных классов нашей школы остановились на УМК «Школа 2100». Главная цель «Школы 2100» — организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Внедрение новых стандартов образования - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношения ко всему, коммуникабельности, умения находить решение в любых ситуациях.
Учитель является ключевой фигурой при реализации ФГОС. Строить новую школу и начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять, считаю, как миссию по воссозданию нового.
Каким же должен быть учитель на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС? В первую очередь, любящим свою профессию. Быть в постоянном поиске, научить школьника добывать знания, свободно рассуждать, высказываться и отстаивать свою точку зрения.
Школа изменилась. В этой обновленной школе я учитель. Работаю «не корысти ради, а по призванию». Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир. Но еще интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно (дополнительно) общаться и учиться. Убеждена, что в основе работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир. Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха. Важно быть самим собой. Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь, думаешь, чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой. И какое счастье ощущать, когда твои воспитанники, вначале не владеющие чтением, письмом, счётом, не умеющие правильно и грамотно говорить, с твоей помощью постепенно впитывают знания, устремляясь ввысь. Мои знания, опыт становятся тем мостиком, который служит ученикам отправной точкой для движения вперёд. Свою профессию могу сравнить с профессией врача. Я также не имею права на ошибку. Ведь у меня в руках хрупкая душа маленького человечка. Ш.А. Амонашвили когда-то сказал: «Учитель, будь осторожен, не навреди!». Как точно подмечено! Первый учитель, как мама, учит не только читать и писать, но и творить, созидать, познавать мир. Подобно волшебству, шаг за шагом помогаю моему ученику «творить себя». С любовью, уважением, бережно стараюсь в каждом ученике раскрыть его возможности, чтобы он стал счастливым. Входишь в класс, где тебя ожидают ученики… Видишь в их распахнутых глазах настрой на урок интересный, урок-открытие, урок-путешествие, урок - легенду. Мне есть чему научить своих малышей, чтобы каждый из них нашел себя в жизни, как нашла себя я, их первый учитель. Без сомнения, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» (В. А. Сухомлинский). Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Авторитет в моём понимании – это не требование беспрекословного послушания, авторитарное управление ребёнком, а постоянное духовное общение с детьми, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю активное участие в разработке и внедрении инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках. А успех педагогической деятельности, заключается в соблюдении этических принципов, ведь именно этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Уверена, бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания. Снова ссылаюсь на слова великого педагога: «Будьте доброжелательны!» – советовал В.А. Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры. Следуя этой мысли, урок сегодня строю по-другому, совершенно по иной схеме. Упор делаю на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Часто применяю групповую форму работы, которая имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечивает более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Ученик на моём уроке – живой участник образовательного процесса. А «высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Так здорово, что я работаю в начальных классах! Есть возможность вновь и вновь с каждым выпуском искать и находить что-то необыкновенное и неповторимое. Растут дети, расту вместе с ними и я, счастливая, что вижу результат своего труда.
И сегодня, спустя 27 лет я твёрдо знаю, что верно выбрала свою профессию. Я очень люблю свою работу, потому что, когда я прихожу в школу, мне все улыбаются: взрослые и дети. Я знаю, что они рады мне. Дети бегут ко мне, обнимают, делятся своими секретами. У меня поёт душа в эти минуты! Я чувствую потребность помочь кому-нибудь, поддержать. И не потому, что профессия обязывает. А просто так, чтобы человек понял, что он не один и что из всякого трудного положения можно найти выход. Главное не отчаиваться! И, наверное, не случайно ко мне тянутся дети и взрослые. Ребята всегда найдут во мне друга, который их поймёт и никогда не предаст. Ведь они чутко улавливают маленькую неискренность и не прощают измены.
Я считаю, что учитель начальных классов - это самый главный человек в школе. Его задача, протоптать тропинку к детским сердцам, по которой потом будут идти другие педагоги. Первый учитель должен с огромным вниманием, бесконечной нежностью и любовью помогать своим воспитанникам стать умными, сильными и крепкими, не утратить при этом душевной щедрости, способности дарить радость окружающим. По моему мнению, педагог начальных классов должен научить детей не только чтению, письму, счёту, но и добру, потому что « кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред». Главное - не заставлять ребёнка учиться, а уметь подтолкнуть к тому, чтобы тот сам захотел добывать знания. Это очень трудно сделать, но без этого учитель никогда не состоится. Я глубоко убеждена: учителем может стать лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления. Таким образом, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентным в новых педагогических технологиях, а ещё он должен быть искренним, чутким, коммуникабельным и, главное, счастливым! Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.
Школа сегодня в нашем микрорайоне– важнейший родник культуры. Она играет непреходящую роль в становлении традиций местности, в расширении жизненных горизонтов, открывающихся перед ребятами.
Сотворчество учителей, детей и родителей -- неповторимый стиль взаимоотношений. Главное – сделать достигнутое личностно значимым для ученика, вдохновить и поддержать детское творчество, одаренную личность. Каждый мой ученик идет в школу и знает: я нужен и интересен моему учителю, моим друзьям, моей школе, она ведет меня за руку по всем удивительным уголкам России и заражает любовью к этой замечательной стране! Интересно не тому, кто просто приобретает знания, а тому, кто испытывает в них внутреннюю потребность. МКОУ СОШ № 7 – храм науки, сообщество ребят и взрослых, в ней кипит самая настоящая жизнь, а не идет подготовка к ней.
Гигантская полезная работа… Ее успех во многом определяется личностью каждого педагога…
Привилегия у творческой гуманной демократической личности – это вечное чувство недовольства собой. И кто не знает его, кто не страдает от сознания собственного несовершенства, тот никогда не сможет добиться успеха. Это и есть необходимые условия существования личности ПЕДАГОГА в условиях нового образовательного стандарта…
Заветная мечта – воспитать ученика, превосходящего в знаниях своего учителя, лелеет душу каждого педагога. Наверное, в этом и заключается наивысший смысл учительской профессии. А что в душе, то и свято…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...