Программа студии "Умелые руки"
рабочая программа на тему
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_umelye_ruki.doc | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
…Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка… В.А. Сухомлинский. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа реализует ФГОС – способствует формированию личности учащихся на основе трудовой деятельности. Она создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-14 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. При обучении используется режим групповых занятий по два часа два раза в неделю.
Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Задачи данной программы:
- Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
- Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
- Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
- Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Правильное использование цветовой гаммы.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
В ходе работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как на базе школы, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Условия реализации программы
- Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
- Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете начальных классов.
- Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
- Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, со своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.
Н. Майоров.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
1 год обучения.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с бумагой и картоном. | 32 | 3 | 29 |
|
3 | Работа с бросовым материалом | 20 | - | 20 | |
4 | Работа с пластилином | 14 | 1 | 13 |
|
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
|
6 | Итого | 68 | 6 | 62 |
|
Содержание:
Вводное занятие.
- Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном.
- Изготовление закладки по образцу.
- Знакомство с оригами.
- Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
- Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с бросовым материалом.
- Конструирование дома для сказочных героев.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,
Работа с пластилином.
- Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне. Композиция «Древний мир» (по образцу).
- Лепка по замыслу детей.
Итоговое занятие.
- Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
Календарное планирование
Дата | Тема | Примечание | |
Вводное занятие | 1 ч | ||
ЛЕПКА | 14 час | ||
Из истории лепки | 1 ч | беседа | |
Рисунок на пластилине | 1 ч | ||
- Парусник | 1 ч | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. | |
- Тропический цветок | 1 ч | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. | |
- Завитки. Розы | 1 ч | Налепные украшения (шарики, конусы, лепестки) | |
- Принцесса | 2 ч | Налепные украшения (шарики, конусы, лепестки) | |
- Универсальный робот | 1 ч | Налепные украшения (шарики, конусы, лепестки) | |
- Страус | 1 ч | Лепка из целого куска вытягиванием | |
- Жираф | 1 ч | Лепка из целого куска вытягиванием | |
- Композиция «Древний мир» | 2 ч | Лепка из целого куска вытягиванием | |
- Фантастические существа | 1 ч | Лепка из целого куска вытягиванием | |
- Свободная тема | 1 ч | Лепка из теста | |
АППЛИКАЦИЯ | 22 час | ||
Из истории аппликации | 1 ч | беседа | |
- Анютины глазки | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Береза | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Море | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Поросенок | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Бабочка | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Гусеница | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Индеец | 1 ч | Обрывная аппликация | |
- Мышонок | 2 ч | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе | |
- Елочка | 1 ч | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе | |
- Корзина с цветами | 1 ч | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе | |
- Ваза (Кошка) | 1 ч | Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги | |
- Цветы (Рыбка) | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
- Я - парикмахер | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
- Выбери прическу | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
- Коровка | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
- Петушок | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
- Лебеди | 1 ч | Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги | |
Аппликация из птичьих перьев | 1 ч | ||
- Гномик | 2 ч | Коллаж из различных материалов | |
МОЗАИКА | 26 час | ||
Из истории мозаики | 1 ч | беседа | |
- Ваза для сменного букета | 1 ч | Мозаика из обрывных кусочков | |
- Собачка | 3 ч | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги | |
- Птичка питта | 2 ч | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги | |
- Филин на ветке | 2 ч | Объемная мозаика из гофрированной бумаги | |
Свободная тема | 1 ч | Мозаика из кусочков пластиковых трубочек | |
- Цветы | 1 ч | Мозаика из карандашных стружек | |
- Мозаика на свободную тему | 1 ч | Мозаика из карандашных стружек | |
- Елочная игрушка | 1 ч | Мозаика из фольги | |
- Космонавт | 1 ч | Мозаика из фольги | |
- Барашек | 3 ч | Мозаика из газетных комков | |
- Гномик | 1ч | Мозаика из ватных шариков | |
- Петушок | 2 ч | Мозаика из яичной скорлупы | |
- Аквариум | 2 ч | Мозаика из яичной скорлупы | |
- Ягода-малина | 2 ч | Мозаика из кусочков поролона | |
- Рамка | 2 ч | Мозаика из кусочков ткани | |
ОРИГАМИ | 5 час | ||
Из истории оригами. Условные обозначения оригами | 1 ч | беседа | |
- рыбка, лягушка | 1 ч | Складываем из квадрата | |
- фигурки – оригами | 1 ч | Складываем из квадрата | |
- водяная лилия | 1 ч | Складываем из квадрата | |
Итоговое занятие. | 1 ч |
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- Термины обозначающие технику изготовления объектов, и их значение (аппликация, мозаика, оригами, коллаж);
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами;
- Разные приёмы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, копировальной бумаги, линейки, перегибания прямого угла, на глаз, на просвет;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами; Разные способы соединения материалов: с помощью клея, пластилина, ниток, проволоки;
- Разные способы выполнения аппликаций, мозаики, плетения, различные приёмы лепки;
- Приёмы комбинирования в одном изделии различных материалов.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Работа с пластилином
- Лепить разными способами (путём вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой);
Работа с бумагой и картоном
- Вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, криволинейного контура, в форме круга. Овала;
- Вырезать из бумаги полоски на глаз;
- Складывать бумагу по прямой линии;
- Обрывать бумажные детали по начерченному контуру;
Комплексные работы
- Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
- Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
- Создавать художественные и технические образцы по собственному замыслу, используя различные материалы и разные способы соединения.
2 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с бумагой и картоном. | 38 | 2 | 36 |
|
3 | Работа с тканью | 5 | 1 | 4 |
|
4 | Работа с природным материалом | 7 | 1 | 6 |
|
5 | Работа с пластилином | 4 | - | 4 |
|
6 | Работа с бросовым материалом | 12 | - | 12 |
|
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
|
| Итого | 68 | 6 | 62 |
|
Содержание:
Вводное занятие.
- Проведение входного контроля.
- Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
- Закладка с использованием вышивки.
- Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
- Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
- Изготовление аппликации “Осенний лес”.
- Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
- Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
- Знакомство с папье-маше.
- Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
- Вырезание снежинок.
Работа с тканью, мехом.
- Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
- Изготовление сувениров.
Работа с природным материалом.
- Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
- Изготовление композиций из засушенных листьев.
- Изготовление животных из шишек.
- Составление композиции (коллективная работа).
- Работа но замыслу детей.
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином.
- Лепка людей, животных.
- Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
- Лепка-игра.
Работа с бросовым материалом.
- Изготовление сувениров.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
Календарное планирование
Дата | Тема | Примечание | |
Вводное занятие | 1 ч | ||
ЛЕПКА | 4 час | ||
« Печатаем » рисунки на пластилиновой основе | 1 ч | ||
« Рисуем » жгутиками из пластилина | 1 ч | ||
Лепка из отдельных частей | 1 ч | Лепка людей, животных. | |
Пластилин – вместо карандашей и красок | 1 ч | Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас” (“Волшебная страна”). | |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 7 час | ||
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | 1 ч | ||
Изготовление композиций из засушенных листьев. | 1 ч | ||
Изготовление животных из шишек. | 1 ч | ||
Аппликация из природного материала “Осенний лес”. | 2 ч | ||
Мозаики из гальки на пластилиновой основе | 1 ч | ||
Мозаики из природного материала на пластилиновой основе | 1 ч | ||
ПЛЕТЕНИЕ | 7 час | ||
Из истории плетения | 1 ч | беседа | |
Плетень | 1 ч | Прямое плетение из полосок бумаги | |
Плетение в три пряди | 1 ч | Нитки | |
- Улитка | 2 ч | Нитки | |
- Аппликация с использованием «косичек» («Обезьянка) | 2 ч | Нитки | |
ШИТЬЕ И ВЫШИВАНИЕ | 11 час | ||
Из истории шитья. Как получаются ткани. | 1 ч | беседа | |
- шов «вперед иголку» | 1 ч | ||
- двойной шов «вперед иголку» | 1 ч | Вышивание по криволинейному контуру | |
Закладка с использованием вышивки | 1 ч | ||
- способы пришивания пуговиц | 1 ч | ||
- корзинка | 2 ч | Пуговицы | |
- грибок | 2 ч | Пуговицы | |
- дождик | 2 ч | Пуговицы | |
МОДЕЛИРОВАНИЕ | 14 час | ||
Мозаика из частей квадрата | 1 ч | Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур | |
Мозаика из частей прямоугольника | 1 ч | Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур | |
Мозаика из частей ромба | 1 ч | Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур | |
Составление композиции (коллективная работа) | 2 ч | Аппликация из геометрических фигур | |
Портрет из геометрических фигур | 1 ч | Аппликация из геометрических фигур | |
Игрушки из бумажных полосок | 1 ч | Объемное моделирование и конструирование из бумаги | |
Изготовление игрушек-марионеток «Забавные животные» (работа с шаблонами) | 2 ч | Объемное моделирование и конструирование из бумаги | |
Модели из молочных коробок | 2 ч | Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм. | |
Что можно сделать из коробочек от зубной пасты | 1 ч | Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм. | |
Многоэтажный дом | 2 ч | Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм. | |
РАБОТА С БУМАГОЙ | 23 час | ||
Вырезание снежинок. | 1 ч | ||
Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия | 1 ч | Изготовление карнавальных масок. | |
Изготовление поздравительных открыток (по замыслу). | 1 ч | Аппликация | |
Контурная мозаика из бумаги или фольги | 1 ч | Мозаика | |
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков. | 1 ч | Мозаика | |
Аппликация из кругов | 1 ч | Моделирование на плоскости | |
Геометрическая мозаика | 1 ч | Моделирование на плоскости | |
«Мягкая» игрушка из бумаги | 1 ч | Конструирование из бумаги | |
Игрушки небывальщины (работа по замыслу). | 1 ч | Игрушки из скрученных полосок | |
Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет). | 2 ч | ||
Модели самолётов | 1 ч | ||
Воздушный змей | 2 ч | ||
Технические модели | 2 ч | Объемное моделирование из готовых геометрических форм | |
Создание художественных образов | 2 ч | Объемное моделирование из готовых геометрических форм | |
Знакомство с папье-маше. | 1 ч | Беседа | |
Блюдце | 4 ч | ||
Итоговое занятие | 1 ч |
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- Правила и способы соединения деталей из различных материалов (бумага, картон, металл, ткани и др. материалы). Свойства материалов, из которых будут изготавливать детали;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Работа с бумагой и картоном
- Виды бумаги и картона, их применение.
- Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона (нож, линейка). Правила работы с ними.
Работа с тканью
- Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Использование их при пошиве изделий различного назначения. Выкройка. Порядок ее построения по заданным размерам.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- Читать технические рисунки и эскизы.
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- Составлять композиции по рисункам и собственному замыслу.
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;
- Выбирать наиболее рациональные способы изготовления и отделки, и выполнять их.
Работа с бумагой и картоном
- Читать технические рисунки объемных изделий из бумаги и картона. Размечать, разрезать ножом, ножницами, соединять при помощи клея, металлическими скрепками, прошиваем детали из бумаги и картона. Отделывать изделия оклеиванием, аппликацией, красками.
Работа с тканью
- Изготавливать выкройку, размечать по ней ткань, вырезать заготовки по прямой и кривой линии, обрабатывать края и сшивать детали швами:
«строчка ручная», «через край». Отделывать изделие вышивкой «тамбурный шов».
3 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с бумагой. | 20 | - | 20 |
|
3 | Работа с тканью | 16 | - | 16 |
|
4 | Работа с бросовым материалом | 21 | - | 21 |
|
5 | Работа с пластилином | 5 | - | 5 |
|
6 | Работа с природным материалом | 3 | 1 | 2 |
|
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
| Итого | 68 | 3 | 65 |
Содержание:
Вводное занятие.
- Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
- Изготовление елочных игрушек.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
- Изготовление гирлянд (коллективная работа).
- Изготовление игрушек-сувениров.
Работа с тканью.
- Шитье мягкой игрушки.
- Изготовление игрушек-сувениров.
- Изготовление настенного кармашка для мелочей.
Работа с бросовым материалом.
- Шитье игольницы.
- Изготовление кукол (эстетическое оформление работы).
- Работа по замыслу детей.
Работа с пластилином.
- Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
- Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
Календарное планирование
Дата | Тема | Примечание | |
Вводное занятие | 1 ч | ||
ЛЕПКА | 5 час | ||
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). | 2 ч | ||
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев. | 1 ч | ||
Ваза с цветами | 1 ч | Аппликация | |
Полет на Луну | 1 ч | Аппликация | |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 3 час | ||
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | 1 ч | ||
Лебеди | 1 ч | ||
Звери | 1 ч | ||
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 16 час | ||
Изготовление обложки для книги. | 1 ч | ||
Золотая рыбка | 1 ч | Оригами | |
Крабик | 1 ч | Оригами | |
Кошечка | 1 ч | Оригами | |
Фигурки-животные | 1 ч | Оригами | |
Коллективное панно «Аквариум с рыбками» | 1 ч | Оригами | |
Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). | 3 ч | ||
Изготовление елочных игрушек. | 2 ч | ||
Изготовление гирлянд (коллективная работа). | 1 ч | ||
Изготовление игрушек-сувениров. | 2 ч | ||
Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. | 2 ч | ||
Изготовление карнавальных масок. | 2 ч | ||
Изготовление новогодних сувениров. | 2ч | ||
РАБОТА С ТКАНЬЮ | 16 час | ||
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). | 1 ч | ||
Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”) | 1 ч | ||
Салфетка с земляничкой | 3 ч | ||
Игольница «Сердечко» | 2 ч | Изготовление игрушек-сувениров. | |
Изготовление настенного кармашка для мелочей. | 2 ч | ||
Игрушка «Змея» | 3 ч | Шитье мягкой игрушки. | |
Помпон | 1 ч | ||
Варежка - прихватка | 3 ч | Беседа. Практическая работа. | |
РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ | 21 час | ||
Детки-конфетки | 1 ч | Фантики | |
Цветы своими руками. Ландыш | 1 ч | ||
Цветы своими руками. Мимоза | 1 ч | ||
Орден «Солнышко» | 2 ч | ||
Открытка для мамы «Сладкое солнышко» | 2 ч | Конфеты | |
Аппликация «Лебедь» | 2 ч | Вата | |
Аппликация «Цыпленок» | 2 ч | Вата | |
Аппликация «Котенок» | 2 ч | Вата | |
Лягушонок | 2 ч | Фигурки из коробок | |
Львенок | 2 ч | Фигурки из коробок | |
Чашка | 4 ч | Папье-маше | |
Ярмарка поделок (мастер-класс) | 1 ч | ||
Итоговое занятие | 1 ч |
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
4 год обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с пластилином | 6 | - | 6 |
|
3 | Работа с тканью | 40 | 2 | 38 |
|
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 17 | - | 17 |
|
5 | Работа с природным материалом | 3 | - | 3 |
|
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
|
7 | Итого | 68 | 4 | 64 |
|
Содержание:
Вводное занятие.
- Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с тканью.
- Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала).
Работа с бумагой и бросовым материалом.
- Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
- Изготовление шкатулки-сувенира.
- Работа по замыслу детей.
Работа с пластилином.
- Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
Итоговое занятие.
- Подведение итогов.
- Проведение итогового контроля.
Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Часы | Формы и методы |
Вводное занятие | 1 ч | Беседа. | ||
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 3 час | |||
В чудесном лесу | 1 ч | |||
Розы из кленовых листьев | 1 ч | Компьютерная презентация | ||
Поделки из шишек, желудей | 1 ч | |||
ЛЕПКА | 6 час | |||
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). | 2 ч | |||
Народная игрушка | 1 ч | Беседа, экскурсия в школьный музей «Забавушка» | ||
Дымковская игрушка. Народные промыслы. | 1 ч | |||
Коллективная работа. Панно “Стрекозы”. | 1 ч | Соленое тесто | ||
Тульские пряники | 1 ч | Соленое тесто | ||
РАБОТА С ТКАНЬЮ | 40 час | |||
Панно «Цветы» | 1 ч | Вышивка лентами | ||
Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. | 1 ч | Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки | ||
Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. | 1 ч | Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки | ||
Набивка деталей. | 1 ч | Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки | ||
Сова (Поросёнок) | 3 ч | Простые модели. | ||
Игрушки из помпонов | 2 ч | Простые модели. | ||
Игрушки из ниток (Осьминожек) | 3 ч | Простые модели. | ||
Прихватка для кастрюль | 3 ч | Игрушки-помощники. | ||
Кукла на чайник | 4 ч | Игрушки-помощники. | ||
Цыплёнок | 3 ч | Объёмные игрушки. | ||
Ослик (подставка для карандашей) | 3 ч | Объёмные игрушки. | ||
Пингвин | 3 ч | |||
Кукла-оберег | 2 ч | Рассказ «Куклы-сувениры», беседа. Практическая работа. | ||
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка | 4 ч | Беседа. Практическая работа. Инсценировка сказки | ||
Экскурсия в школьный музей «Светлица» | 1 ч | Экскурсия | ||
Мартышка | 4 ч | Объёмные каркасные игрушки из меха. | ||
Экскурсия в ателье. | 1 ч | Экскурсия | ||
РАБОТА С БУМАГОЙ И БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ | 17 час | |||
Узоры из бумажных лент (квилинг) | 1 ч | |||
Изготовление карандашницы | 2 ч | Использование пластмассовой бутылки | ||
Матрешка из картона и ткани. | 2 ч | Изготовление сувенира. | ||
Ваза с букетом цветов | 2 ч | Использование пластмассовой бутылки | ||
Работа по замыслу детей. | 2 ч | |||
Объёмная игрушка из яичной скорлупы. | 1 ч | |||
Аппликация из нитяной крошки | 2 ч | |||
Аппликация из нитяной крошки (свободная тема) | 2 ч | |||
Папье-маше | 3 ч | |||
Итоговое занятие. Выставка – ярмарка | 1ч | Презентация |
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления:
простой карандаш,
линейка,
фломастеры,
угольник,
циркуль,
цветные карандаши,
портновский мел,
ножницы канцелярские с закругленными концами,
кисточка для клея и красок,
иголки швейные, для вышивания,
портновские булавки,
шило,
крючок,
спицы,
пяльцы,
шаблоны выкроек,
трафареты букв.
Материальное обеспечение:
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Литература для учителя
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
- Авторская программа кружка «Мягкая игрушка». Луценко А.И.
- Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.
- Аппликация в школе. Сергеева В.А.
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
- Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр “Академия”, 1999.
- Гукасова А.М. Методика трудового обучения. Частые вопросы. Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов. М.; Просвещение, 1990.
- Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987.
- Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
- Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
- Лебедева Л.Д. Практика Арттерапии, Спб, 2003
- М. Федотова Цветы из ткани.
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
- О.В. Парулина. Мир игрушек и поделок. 2000.
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- Программы по трудовому обучению 1 – 4 классы.
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- Самоделки из бумаги 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
- Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 4 класса.
- Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
- Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
- Щебылкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителя по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983.
- Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005
Литература для учащихся.
- В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
- Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
- Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
- Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
- А. Чернова “Искусство вышивки лентами” Ростов на Дону “Феникс” 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...
Программа Умелые руки
Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...