Программа студии "Умелые руки"
рабочая программа на тему

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studii_umelye_ruki.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

…Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,

в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка…

В.А. Сухомлинский.

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Данная программа реализует ФГОС – способствует формированию личности учащихся на основе трудовой деятельности. Она создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-14 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. При обучении используется режим групповых занятий  по два часа два раза в неделю.

Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы: 

  • Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
  • Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
  • Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин,  пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  • Правильное использование цветовой гаммы.

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

В ходе работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как на базе школы, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете начальных классов.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей –  выставки.

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, со своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

                                    Н. Майоров.

Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

32

3

29

 

3

Работа с бросовым материалом

20

-

20

4

Работа с пластилином

14

1

13

 

5

Итоговое занятие

1

1

-

 

6

Итого

68

6

62

 

Содержание:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном. 

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Знакомство с оригами.
  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
  • Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с бросовым материалом. 

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

Работа с пластилином. 

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне.  Композиция «Древний мир» (по образцу).
  • Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

Календарное планирование

Дата

                Тема

Примечание

Вводное занятие

1 ч

ЛЕПКА

14 час

Из истории лепки  

1 ч

беседа

Рисунок на пластилине

1 ч

-  Парусник

1 ч

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка.

-  Тропический цветок

1 ч

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка.

-  Завитки. Розы

1 ч

Налепные украшения  (шарики, конусы, лепестки)

-  Принцесса

2 ч

Налепные украшения  (шарики, конусы, лепестки)

-  Универсальный робот

1 ч

Налепные украшения  (шарики, конусы, лепестки)

-  Страус

1 ч

Лепка из целого куска вытягиванием

-  Жираф

1 ч

Лепка из целого куска вытягиванием

-  Композиция «Древний мир»

2 ч

Лепка из целого куска вытягиванием

-  Фантастические существа

1 ч

Лепка из целого куска вытягиванием

- Свободная тема

1 ч

Лепка из теста

АППЛИКАЦИЯ

22 час

Из истории аппликации  

1 ч

беседа

-  Анютины глазки

1 ч

Обрывная аппликация

-  Береза

1 ч

Обрывная аппликация

-  Море

1 ч

Обрывная аппликация

- Поросенок

1 ч

Обрывная аппликация

-  Бабочка

1 ч

Обрывная аппликация

-  Гусеница

1 ч

Обрывная аппликация

-  Индеец

1 ч

Обрывная аппликация

-  Мышонок

2 ч

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе

-  Елочка

1 ч

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе

-  Корзина с цветами

1 ч

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе

-  Ваза (Кошка)

1 ч

Объемная аппликация.  Аппликация из скрученной бумаги

  -  Цветы  (Рыбка)

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

-  Я  -  парикмахер

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

-  Выбери прическу

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

-  Коровка

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

-  Петушок

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

-  Лебеди

1 ч

Способы выполнения объемной аппликации из цветной бумаги

Аппликация из птичьих перьев

1 ч

-  Гномик

2 ч

Коллаж из различных материалов

МОЗАИКА

26 час

Из истории мозаики  

1 ч

беседа

-  Ваза для сменного букета

1 ч

Мозаика из обрывных кусочков

- Собачка

3 ч

Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги

-  Птичка питта

2 ч

Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги

-  Филин на ветке

2 ч

Объемная мозаика из гофрированной бумаги

 Свободная тема

1 ч

Мозаика из кусочков пластиковых трубочек

-  Цветы

1 ч

Мозаика из карандашных стружек

-  Мозаика на свободную тему

1 ч

Мозаика из карандашных стружек

-  Елочная игрушка

1 ч

Мозаика из фольги

-  Космонавт

1 ч

Мозаика из фольги

-  Барашек

3 ч

Мозаика из газетных комков

- Гномик

Мозаика из ватных шариков

- Петушок

2 ч

Мозаика из яичной скорлупы

- Аквариум

2 ч

Мозаика из яичной скорлупы

-  Ягода-малина

2 ч

Мозаика из кусочков поролона

-  Рамка                                                            

2 ч

Мозаика из кусочков ткани

ОРИГАМИ

5 час

Из истории оригами.  Условные обозначения оригами

1 ч

беседа

- рыбка, лягушка

1 ч

Складываем  из квадрата

- фигурки – оригами

1 ч

Складываем  из квадрата  

- водяная лилия

1 ч

Складываем  из квадрата  

Итоговое занятие.

1 ч

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: 

  • Термины обозначающие технику изготовления объектов, и их значение                                                                          (аппликация, мозаика, оригами, коллаж);
  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами;
  • Разные приёмы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, копировальной бумаги, линейки, перегибания прямого угла, на глаз, на просвет;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами; Разные способы соединения материалов: с помощью клея, пластилина, ниток, проволоки;
  • Разные способы выполнения аппликаций, мозаики, плетения, различные приёмы лепки;
  • Приёмы комбинирования в одном изделии различных материалов.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь: 

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Работа с пластилином

 - Лепить разными способами (путём вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой);

Работа с бумагой и картоном

- Вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, криволинейного контура, в форме круга. Овала;

- Вырезать из бумаги полоски на глаз;

- Складывать бумагу по прямой линии;

- Обрывать бумажные детали по начерченному контуру;

Комплексные работы

- Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

- Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

- Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;

- Создавать художественные и технические образцы по собственному замыслу, используя различные материалы и разные способы соединения.

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

38

2

36

 

3

Работа с тканью

5

1

4

 

4

Работа с природным материалом

7

1

6

 

5

Работа с пластилином

4

-

4

 

6

Работа с бросовым материалом

12

-

12

 

7

Итоговое занятие

1

1

-

 

 

Итого

68

6

62

 

Содержание:

Вводное занятие. 

  • Проведение входного контроля.
  • Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном. 

  • Закладка с использованием вышивки.
  • Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
  • Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.
  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
  • Знакомство с папье-маше.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
  • Вырезание снежинок.

Работа с тканью, мехом. 

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление сувениров.

Работа с природным материалом. 

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных из шишек.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Работа но замыслу детей.
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином. 

  • Лепка людей, животных.
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
  • Лепка-игра.

Работа с бросовым материалом. 

  • Изготовление сувениров.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие. 

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

Календарное планирование

Дата

                Тема

Примечание

Вводное занятие

1 ч

ЛЕПКА

4 час

« Печатаем » рисунки на пластилиновой основе

1 ч

« Рисуем » жгутиками из пластилина

1 ч

Лепка из отдельных частей

1 ч

Лепка людей, животных.

Пластилин – вместо карандашей и красок

1 ч

Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас” (“Волшебная страна”).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

7 час

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

1 ч

Изготовление композиций из засушенных листьев.

1 ч

Изготовление животных из шишек.

1 ч

Аппликация из природного материала “Осенний лес”.

2 ч

Мозаики из гальки на пластилиновой основе

1 ч

Мозаики из природного материала на пластилиновой основе

1 ч

ПЛЕТЕНИЕ

7 час

 Из истории  плетения

1 ч

беседа

Плетень

1 ч

Прямое плетение  из полосок  бумаги

Плетение в три пряди

1 ч

Нитки

- Улитка

2 ч

Нитки

- Аппликация с использованием            «косичек» («Обезьянка)

2 ч

Нитки

ШИТЬЕ  И  ВЫШИВАНИЕ

11 час

Из истории  шитья. Как  получаются  ткани.

1 ч

беседа

- шов  «вперед иголку»

1 ч

- двойной  шов «вперед иголку»

1 ч

Вышивание  по криволинейному  контуру

Закладка с использованием вышивки

1 ч

- способы пришивания пуговиц

1 ч

- корзинка

2 ч

Пуговицы

- грибок

2 ч

Пуговицы

- дождик

2 ч

Пуговицы

  МОДЕЛИРОВАНИЕ  

14 час

Мозаика  из частей  квадрата

1 ч

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

Мозаика  из частей  прямоугольника

1 ч

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

Мозаика  из частей  ромба

1 ч

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

Составление композиции (коллективная работа)

2 ч

Аппликация из геометрических  фигур

Портрет  из геометрических  фигур

1 ч

Аппликация из геометрических  фигур

Игрушки  из  бумажных  полосок

1 ч

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Изготовление игрушек-марионеток «Забавные  животные» (работа с шаблонами)

2 ч

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Модели из молочных  коробок

2 ч

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.

Что можно сделать из  коробочек от зубной пасты

 1 ч

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.

Многоэтажный  дом

2 ч

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.

РАБОТА С БУМАГОЙ

23 час

Вырезание снежинок.

1 ч

Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия

1 ч

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).

1 ч

Аппликация

Контурная мозаика из бумаги или фольги

1 ч

Мозаика

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

1 ч

Мозаика

Аппликация из кругов

1 ч

Моделирование на плоскости

Геометрическая мозаика

1 ч

Моделирование на плоскости

«Мягкая» игрушка из бумаги

1 ч

Конструирование из бумаги

Игрушки небывальщины (работа по замыслу).

1 ч

Игрушки из скрученных полосок

Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).

2 ч

Модели самолётов

1 ч

Воздушный змей

2 ч

Технические модели

2 ч

Объемное моделирование из готовых геометрических форм

Создание художественных образов

2 ч

Объемное моделирование из готовых геометрических форм

Знакомство с папье-маше.

1 ч

Беседа

Блюдце

4 ч

Итоговое занятие

1 ч

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: 

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • Правила и способы соединения деталей из различных материалов (бумага, картон, металл, ткани и др. материалы). Свойства материалов, из которых будут изготавливать детали;      
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

Работа с бумагой и картоном

  • Виды бумаги и картона, их применение.
  • Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона (нож, линейка). Правила работы с ними.

Работа с тканью

  • Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Использование их при пошиве изделий различного назначения. Выкройка. Порядок ее построения по заданным размерам.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: 

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • Читать технические рисунки и эскизы.
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • Составлять композиции по рисункам и собственному замыслу.
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;
  • Выбирать наиболее рациональные способы изготовления и отделки, и выполнять их.

Работа с бумагой и картоном

  • Читать технические рисунки объемных изделий  из бумаги и картона. Размечать, разрезать ножом, ножницами, соединять при помощи клея, металлическими скрепками, прошиваем детали из бумаги и картона. Отделывать изделия оклеиванием, аппликацией, красками.

Работа с тканью

  • Изготавливать выкройку, размечать по ней ткань, вырезать заготовки по прямой и кривой линии, обрабатывать края и сшивать детали швами:

«строчка ручная», «через край». Отделывать изделие вышивкой «тамбурный шов».  

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с бумагой.

20

-

20

 

3

Работа с тканью

16

-

16

 

4

Работа с бросовым материалом

21

-

21

 

5

Работа с пластилином

5

-

5

 

6

Работа с природным материалом

3

1

2

 

7

Итоговое занятие

2

1

1

 

 

Итого

68

3

65

Содержание:

Вводное занятие. 

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном. 

  • Изготовление елочных игрушек.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
  • Изготовление гирлянд (коллективная работа).
  • Изготовление игрушек-сувениров.

Работа с тканью. 

  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление игрушек-сувениров.
  • Изготовление настенного кармашка для мелочей.

Работа с бросовым материалом.

  • Шитье игольницы.
  • Изготовление кукол (эстетическое оформление работы).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином. 

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
  • Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

Календарное планирование

Дата

                Тема

Примечание

Вводное занятие

1 ч

ЛЕПКА

5 час

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

2 ч

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

1 ч

Ваза с цветами

1 ч

Аппликация

Полет на Луну

1 ч

Аппликация

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

3 час

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

1 ч

Лебеди

1 ч

Звери

1 ч

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ 

16 час

Изготовление обложки для книги.

1 ч

Золотая рыбка

1 ч

Оригами

Крабик

1 ч

Оригами

Кошечка

1 ч

Оригами

Фигурки-животные

1 ч

Оригами

Коллективное панно «Аквариум с рыбками»

1 ч

Оригами

Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

3 ч

Изготовление елочных игрушек.

2 ч

Изготовление гирлянд (коллективная работа).

1 ч

Изготовление игрушек-сувениров.

2 ч

Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.

2 ч

Изготовление карнавальных масок.

2 ч

Изготовление новогодних сувениров.

РАБОТА С ТКАНЬЮ 

16 час

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

1 ч

Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”)

1 ч

Салфетка с земляничкой

3 ч

Игольница «Сердечко»

2 ч

Изготовление игрушек-сувениров.

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

2 ч

Игрушка «Змея»

3 ч

Шитье мягкой игрушки.

Помпон

1 ч

Варежка - прихватка

3 ч

Беседа. Практическая  работа.

РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

21 час

Детки-конфетки

1 ч

Фантики

Цветы своими руками. Ландыш

1 ч

Цветы своими руками. Мимоза

1 ч

Орден «Солнышко»

2 ч

Открытка для мамы «Сладкое солнышко»

2 ч

Конфеты

Аппликация  «Лебедь»

2 ч

Вата

Аппликация «Цыпленок»

2 ч

Вата

Аппликация «Котенок»

2 ч

Вата

Лягушонок

2 ч

Фигурки из коробок

Львенок

2 ч

Фигурки из коробок

Чашка

4 ч

Папье-маше

Ярмарка поделок (мастер-класс)

1 ч

Итоговое занятие

1 ч

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: 

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь: 

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

4 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

Работа с пластилином

6

-

6

 

3

Работа с тканью

40

2

38

 

4

Работа с бумагой и бросовым материалом

17

-

17

 

5

Работа с природным материалом

3

-

3

 

6

Итоговое занятие

1

1

-

 

7

Итого

68

4

64

 

Содержание:

Вводное занятие. 

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с тканью. 

  • Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала).

Работа с бумагой и бросовым материалом.

  • Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
  • Изготовление шкатулки-сувенира.
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином. 

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

Итоговое занятие. 

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

Календарное планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Часы

Формы и методы

Вводное занятие

1 ч

Беседа.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

3 час

В чудесном лесу

1 ч

Розы из кленовых листьев

1 ч

Компьютерная презентация

Поделки из шишек, желудей

1 ч

ЛЕПКА

6 час

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

2 ч

Народная игрушка

1 ч

Беседа, экскурсия в школьный музей «Забавушка»

Дымковская игрушка. Народные промыслы.

1 ч

Коллективная работа. Панно “Стрекозы”.

1 ч

Соленое тесто

Тульские пряники

1 ч

Соленое тесто

РАБОТА С ТКАНЬЮ

40 час

Панно «Цветы»

1 ч

Вышивка лентами

Раскрой с выкройкой. Раскрой материала.

1 ч

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки.

1 ч

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

Набивка деталей.

1 ч

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

Сова (Поросёнок)

3 ч

Простые модели.

Игрушки из помпонов

2 ч

Простые модели.

Игрушки из ниток (Осьминожек)

3 ч

Простые модели.

Прихватка для кастрюль

3 ч

Игрушки-помощники.

Кукла на чайник

4 ч

Игрушки-помощники.

Цыплёнок

3 ч

Объёмные игрушки.

Ослик (подставка для карандашей)

3 ч

Объёмные игрушки.

Пингвин

3 ч

Кукла-оберег

2 ч

Рассказ  «Куклы-сувениры», беседа.

Практическая  работа.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

4 ч

Беседа. Практическая  работа. Инсценировка сказки

Экскурсия в школьный музей «Светлица»

1 ч

Экскурсия

Мартышка

4 ч

Объёмные каркасные игрушки из меха.

Экскурсия в ателье.

1 ч

Экскурсия

РАБОТА С БУМАГОЙ И БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

17 час

Узоры из бумажных лент (квилинг)

1 ч

Изготовление карандашницы

2 ч

Использование пластмассовой бутылки

Матрешка из картона и ткани.

2 ч

Изготовление  сувенира.

Ваза с букетом цветов

2 ч

Использование пластмассовой бутылки

Работа по замыслу детей.

2 ч

Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

1 ч

Аппликация из нитяной крошки

2 ч

Аппликация из нитяной крошки (свободная тема)

2 ч

Папье-маше

3 ч

Итоговое занятие. Выставка – ярмарка

Презентация

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать: 

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь: 

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления:

простой карандаш,

линейка,

фломастеры,

угольник,

циркуль,

цветные карандаши,

портновский мел,

ножницы канцелярские с закругленными концами,

кисточка для клея и красок,

иголки швейные, для вышивания,

портновские булавки,

шило,

крючок,

спицы,

пяльцы,

шаблоны выкроек,

трафареты букв.

Материальное обеспечение:

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Литература для учителя

  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  2. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  3. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
  4. Авторская программа кружка «Мягкая игрушка». Луценко А.И.
  5. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.
  6. Аппликация в школе. Сергеева В.А.
  7. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
  8. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
  9. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр “Академия”, 1999.
  10. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. Частые вопросы. Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов. М.; Просвещение, 1990.
  11. Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987.
  12. Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
  13. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
  14. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Творческий центр "Сфера", 2002
  15. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
  16. Лебедева Л.Д. Практика Арттерапии, Спб, 2003
  17. М. Федотова   Цветы из ткани.
  18. М.А.Гусакова “Аппликация”
  19. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  20. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  21. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  22. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  23. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  24. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  25. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  26. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  27. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  28. О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
  29. О.В. Парулина. Мир игрушек и поделок. 2000.
  30. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  31. Программы по трудовому обучению 1 – 4 классы.
  32. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  33. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  34. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
  35. Самоделки из бумаги 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  36. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  37. Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
  38. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  39. Т.И. Еременко “Рукоделие”
  40. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
  41. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
  42. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
  43. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
  44. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
  45. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 4 класса.
  46. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль,   2001.
  47. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
  48. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
  49. Щебылкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителя по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983.
  50. Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005

Литература для учащихся.

  1. В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
  2. Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
  3. Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
  4. Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
  5. А. Чернова “Искусство вышивки лентами” Ростов на Дону “Феникс” 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...