Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Решетникова Ирина Михайловна

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

В специальной (коррекционной) школе 8-го вида существует три этапа процесса обучения:

-  изучение нового материала;

- закрепление и повторение;

- проверка и оценка знаний.

 В связи с особенностями развития умственно отсталых детей каждый из них участвует в познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решаются следующие задачи:

-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;

-коррекция дефектов развития умственно отсталых учащихся.

   Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока, но на этапе изучения нового материала она несет особую нагрузку. Трудности для учителя на таком уроке - особенности мышления и познавательности умственно отсталых учащихся. Познание невозможно без анализа-синтеза, без сравнения и обобщениям именно эти мыслительные операции больше всего и страдают у учащихся вспомогательной школы.  

   Дети из-за этого не любят уроки изучения нового материала. Интерес умственно отсталых учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний. Приемы этой подготовки заключаются в следующем:

-применение удивления;

 -создание проблемной ситуации;

 -краткая самостоятельная работа;

-практическая проверка домашнего задания.

   Более подробно о стимулировании интереса к уроку будет сказано ниже. Новый материал нужно давать только в первой половине урока (от 10-15 минуты урока до 25-30-й), когда нет еще фазы снижения работоспособности, но не в первые минуты. Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Хорошо для этого этапа урока применить, где требуется по логике урока, живое созерцание - экскурсии.

   Материал нужно преподносить так, как будто изучаешь его вместе с учащимися. Усвоение знаний во многом зависит от того, правильно ли их преподнесет учитель на этапе сообщения нового материала. Мы уже останавливались на некоторых приемах сообщения при рассмотрении работы с наглядностью. Но ведь одной наглядностью всего не объяснишь. Нельзя обучение умственно отсталых учащихся сводить к описательной части изучаемых объектов и явлений. Необходимо разъяснять причинно-следственные связи и отношения.

   Только в курсе «Живой мир» встречается большое множество различных причинно-следственных связей между объектами и явлениями. Большую часть этих связей можно объяснить при устном изложении. Это объяснение должно быть простым, последовательным, эмоциональным, с краткими выводами. Полезно для осмысливания использовать дополнительную литературу.

   Большое требование предъявляется к речи учителя: она должна быть выразительная, правильная. Нужно соблюдать правило: не увлекаться собой и своей речью, не забывать говорить о главном. Не топить среди многих признаков объекта типичные, характерные, так как умственно отсталые дети не могут среди множества признаков сами выделить основной. В первую очередь дети запоминают основное, необыкновенное, занимательное. Рассказывая об изучаемой проблеме, хорошо говорит о главном, с эмоциональностью и понижением голоса.

   Начинать новый материал следует с вводной беседы. Ответы детей учитель выстроит в систему с помощью рассказа. В обобщающей беседе учитель выяснит правильность усвоения и закрепления материала. Из всех словесных методов - беседа является лучшей формой сообщения новых знаний. В зависимости от содержания материала выбираются и приемы беседы.   В беседе с упражнениями ставятся вопросы на размышление и принятие самостоятельных действий. Вводную беседу нужно проводить, если у детей уже есть запас знаний по теме. Разъяснительную беседу во всех случаях проводить в соответствии с рассказом. Эффективность беседы зависит от уровня подготовки к ней учителя, правильного продумывания вопросов и исправления неверных ответов учащихся, объяснения причин неправильного понимания. А еще лучше, если подвести умственно отсталого ученика к самостоятельному пониманию ошибочного ответа.

   Второй этап процесса обучения - закрепление и повторение. Этот длительный этап решает собственные задачи: формирует умения и навыки учеников. Каждая новая тема закрепляется несколько уроков подряд, да и после прохождения таких тем. В закреплении важны сравнения, сопоставления с изученным материалом. Склонность учащихся специальной школы 8-го вида к формированию стереотипа объясняет основные требования к закреплению: разнообразить виды работ по одной и той же теме.

   Разнообразие работ проявляется и в постановке вопросов, в заданиях разной формы, выполнении различных по трудности заданий. Ценность всей этой работы будет возрастать при последовательном сокращении помощи учителя. На уроках этап закрепления и повторения знаний может осуществляться как отдельный этап или поэтапно после каждой порции различных звеньев урока. Цель его: вторичное воспроизведение изложенного материала, понимания полученных знаний.

 Приемы на запоминание:

 - сочетание рассказа с показом;

 - самостоятельная работа учащихся с изучаемом объекте;

 - понятия, явления нужно очень часто упоминать в разных связях, этапах,        вариантах, делать предметом практической деятельности.

   Хорошо закрепляет знания наглядность и занимательность материала (сведения, викторины, кроссворды, диафильмы, различные лото, загадки, головоломки), т.е. все то, что делает урок увлекательным. Но все это делается с учетом возраста учащихся. В играх дайте почувствовать умственно отсталым детям их значимость.

Закрепляют знания и поделки по теме: наглядные пособия, стенгазета, коллекция растений, животных, насекомых и т.д. В домашнем задании кроме чтения, хорошо давать задания на разукрашивание, рисование предметов, выписывание чего-либо в тетрадь, заполнение таблиц, сравнить одно с другим, провести наблюдения, вырезать интересные факты из периодики и т.п. Особенности проверки и оценки. Этот этап не всегда имеет место в специальной школе 8-го вида.

   Даже ряд известных олигофренопедагогов утверждают, что оценка знаний умственно отсталых учащихся не может быть введена в процесс обучения, т.к. умственно отсталые дети  различны по своим возможностям, и поставить одинаковую отметку за приблизительно одинаковые ответы невозможно. Эти трудности осложняют определение балла, но это не значит, что сам этап проверки и оценки должен исчезнуть из процесса обучения. Задачи этого этапа:

         - стимуляция работы умственно отсталых учеников;

         - наблюдение за динамикой умственно отсталых учеников;

         - проверка истинности и прочности знаний;

        - воспитание критичности.

   В специальных школах 8-го вида оценка знаний осуществляется по пятибалльной системе.    Проверка знаний может быть самая разнообразная и учитывает два вида успешности: как абсолютную, так и относительную. Положительная оценка может быть поставлена в том случае, когда умственно отсталый учащийся сделал этап в изучении нового материала. Стимулирующая отметка иногда ставится не совсем объективно, а за прилежание. Текущая отметка - за отдельные виды работы на уроке. Она всегда должна быть стимулирующей. Поурочный балл выставляется небольшому количеству учащихся в конце урока (два-три за урок) за фактические успехи или неудачи умственно отсталых учеников в течение всего урока.

   Эти оценки должны тщательно комментироваться. Для оценки поурочным баллом учащиеся планируются заранее, с записыванием фамилии и имени в план урока.

 Критерий оценок:

5 - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

 4 - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

3 - допускает грубые ошибки;

 2 - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

   Умственно отсталые учащиеся не понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Отношение к отметке постепенно меняется, если педагог работает над этим вопросом, комментирует отметки. В старших классах дети приходят к пониманию отметки как к оценке общественно значимого труда. Это является важным средством для коррекции недостатков умственного развития. Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности. Проверять нужно не только знания, но и, что особенно важно, общую образованность: мобильность, глубокое мышление, наличие творческих возможностей.

   Проверка знаний проводится как отдельным этапом, так и в процессе изучения нового материала, при закреплении и во время самостоятельной или практической работы. Важна ее систематичность. Основные требования к оценке знаний - кроме систематичности еще и индивидуальный подход, терпеливость, соответствие вопроса ожидаемому ответу и содержанию программного материала. Из форм проверки можно выделить:

  - индивидуальный опрос с вызовом к доске;

  - фронтальный опрос;

  - контрольный опрос по содержанию учебного материала;

  - уплотненный опрос;

  - письменный опрос.

   Практика показала, что все виды оценки знаний нужно разнообразить, не злоупотреблять индивидуальным опросом. Довольно эффективный и занимает мало времени комбинированный опрос. При такой схеме опроса у части детей оцениваются знания письменно по карточкам или другим видам работ. Другая группа работает у доски, с каким – либо заданием.

   Развитие интереса к содержанию учебного материала. Интерес – это учет того, что дети руководствуются ближайшими мотивами, это удовлетворение от процесса деятельности. Поэтому конкретные действия на уроке, как самостоятельные упражнения и практические работы, умственно отсталые учащиеся делают охотнее, чем познавательные задачи. Заинтересованность учащихся в целенаправленной деятельности на уроке определяется уровнем их потребностей. Интерес к уроку вызывается самой психологией урока. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие, а не как деятельность. Учитель, как субъект этой деятельности есть, а объекта, т.е.  ученика, нет. Он, присутствуя - отсутствует.

   У умственно отсталых учащихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 % ,при наблюдении предмета (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.

   Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами. Хотя если педагогическая система строится только на интересе, что кажется неплохо, то на практике это профанация педагогического процесса. Интерес при этом становится самоцелью. Учитель стремится обучать на интересе, а это забвение технологии, основанной на законах обучения. Методика перестает быть наукой, а учитель становится фигляром. Нужно уметь строить учебно-воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Умственно отсталый ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

 Пути такой работы:

-формирование интереса только через деятельность самих умственно отсталых учащихся;

-убрать излишнюю словесную педагогику;

-мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;

-перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....