Эссе "Я - учитель"
материал по теме
Что предопределило то, что я стала учителем, и как складывались мои педагогические убеждения?
Что является стержнем моей педагогической деятельности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_uchitel.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
ЭССЕ
«Я – УЧИТЕЛЬ»
Учитель начальных классов
Шипулина Галина Ивановна
2014 год
Что предопределило то, что я стала учителем, и как складывались мои педагогические убеждения? Что является стержнем моей педагогической деятельности? Такие вопросы встали передо мной, когда возникла необходимость написать эссе.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Это неизбежно, так как диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. В детстве приходилось слышать фразу: школа – второй дом. Не понимала. Рано осталась без мамы, и школа стала для меня вторым домом, и осталась в этом качестве навсегда
28 лет я живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий.
Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки… А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру.
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а , вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя концепция основывается на любви к детям.
Я - учитель начальных классов. Именно я встречаю нарядных, немного испуганных малышей, впервые переступивших школьный порог. Волнуются они, и каждый раз волнуюсь я. Смогу ли, справлюсь, оправдаю ли доверие ребят и их родителей? Какой получится совместная жизнь на протяжении четырех лет? Как сделать, чтобы ребенку захотелось шагать вместе со мной? Как сделать, чтобы ребенок открыл самого себя, чтобы радовался от самого себя, оттого что он талантливый. Если вместе нам удастся открыть открытое, сочинить сочиненное и удивится новому-значит, не зря мы доверили друг другу души и жизни.
У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым я добиваюсь определенных результатов.
Первая - верить в ребёнка. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что у меня в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. Каждый день я вхожу в класс и вижу глаза учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – тоска и пустота, в чьих-то – равнодушие. Какие они разные! У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий, которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня Ваня, Петя или Наташа, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Я поняла, что даже самый «плохой» ученик – в душе обязательно талантлив. И это я помню всегда, ведь я – учитель!
А на уроке мы должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Вторая заповедь - верить в свою искру Божию. Даже если ты ещё не чувствуешь себя Учителем от Бога, надо верить в эту искру, - и ты её ощутишь в себе. Современный учитель – это творец. Я уверена, что для современного учителя, как и для любого профессионала, творчество начинается с владения навыками управления той средой, в которой происходит его профессиональная деятельность. Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю?..
И третья заповедь Амонашвили - верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой.
Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И тогда вера твоя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир. Современный учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, искатель, странник, всегда находящийся в пути. Поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным в современном веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы. Педагог двадцать первого века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, готовый не только к личному общению, но и к общению через «Интернет». Однако, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный наш помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Даже самая умная машина не может заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины.
Реализовывая Стандарты нового поколения, я ставлю перед собой определённые цели, определяю пути их реализации, ищу ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений со своими сверстниками, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей.
Но в соответствии с ФГОС меняется сам характер педагогической деятельности. Чтобы вырастить новое поколение детей, и учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать, открытым в общении.
На мой взгляд, учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему быть успешным и успешными сделать своих питомцев.
Говорят, учителя можно легко узнать в людской толпе – по глазам. Какие такие у нас глаза? Неужели - бедные и несчастные? Думаю-горящие.
Я живу в самом удивительном царстве-государстве, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, не бывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Где нужно быть, торопиться, спешить… Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если перестал зажигать – уходи. В этом государстве ты уже никому не нужен. Ведь это – особое государство. Это – школа! Главные жители этого государства конечно дети. Именно они заставляют меня быть такой. И я благодарна им за это! Ведь я – учитель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...