Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
статья на тему

Системно-деятельностный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта  общего образования второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyat._podkhod_fgos.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 20 с. Шепси

МО Туапсинский район

                   Системно-деятельностный подход

 как основа ФГОС

Учитель начальных классов

Коблева Р.М.

2014 год


                 
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

            Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.

         С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование
универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность  и информационная компетентность.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

 -  Информационная компетентность  – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

 -  Коммуникативная компетентность  – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

 - Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

       Формированию этих ключевых компетентностей способствует
системно – деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.
         В нем следует выделить пять основных компонентов –
учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

 -  ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;


Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:

1) Принцип
деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип
непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип
целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип
минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип
психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип
вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип
творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

^ Образовательные  результаты

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательно-го процесса, самому образовательному процессу и его результатам
^ Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не-скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяе-мых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»

Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО

Материал, использованный для выступления на педагогических чтениях...

Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС

Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы и  создаёт основу  для самостоятельного успешного усвоения  обучающимися но...

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...