Оценка знаний учащихся в условиях ФГОС.
статья на тему
Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности. Эти и другие вопросы освещены в статье " Оценка знаний учащихся с введением ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_znaniy_uchashchikhsya_v_usloviyakh_vvedeniya_fgos.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочная деятельность учителя на уроках в условиях введения ФГОС.
Учитель начальных классов
ГБОУ школа № 464 Пушкинского района г. Санкт- Петербурга
Троицкая Лариса Сергеевна
В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.
Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.
Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок - либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.
Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.
Как, наверное, и у многих педагогов, на моих уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры (определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы). Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я, вдруг, резко перехожу в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?», могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?». Почему я так говорю? Да потому что сама не знаю, как правильно оценить ребенка, боюсь этой оценки.
Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4). Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"», т.е. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:
- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»
- «Что именно надо сделать, чтобы исправить четвертную отметку?»
В 2002–2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа 2100». На его основании была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих
действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100» и Российской академией образования в 2004–2007 гг.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Каково же мнение о новой технологии оценивания?
Эксперимент показал, что новая система оценивания хоть и несовершенна, но способствует снижению уровня тревожности по ситуациям, связанным с проверкой знаний, повышению уровня самооценки и качества знаний учащихся.
Понимая, что надо срочно менять свое отношение к оценочной деятельности, решила привести в систему свои наработки и внедрить элементы технологии оценивания «Школы 2100».
За основу взяла 2-е правило технологии оценивания «Школы 2100».
На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности
школьника, оно соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому решила начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем третьеклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к 3_му классу самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.
Следующее правило, которое сформулировала - оценка товарищей, не могла оставить без внимания.
При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность
класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно
оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.
Применяю такие варианты организации групповой работы:
1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;
2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;
3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.
Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:
– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;
– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;
– основываются на личном опыте –80%;
– обсуждают с другими – 70%;
– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;
– только слышат – 26%; – читают – 10%.
В 3-е правило технологии оценивания «Школы 2100» внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.
В 5-е правило технологии оценивания «Школы 2100» тоже внесла изменения: За задания, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.
Каждое задание проверочной (контрольной) работы ребенка по итогам темы оценивается отдельно, затем выводится средняя отметка и ставятся. Оцениваются все учащиеся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
В стандартах второго поколения, где так подробно расписано итоговое оценивание, нет ответа на вопрос как оценивать ребенка на неконтрольном, рабочем уроке?
Вывод:
Данная система оценивания способствует снижению уровня
тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников. Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.
Формирование оценочной деятельности младших школьников.
Введение.
(Слайд 1. Приложение 1)
Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
Примеры вопросов для самооценивания: (Слайд 2)
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…
Основная часть.
Что такое оценивание?
(Слайд 3) Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
(Слайд 4) Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.
В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке.
Виды оценочной деятельности.
(Слайд 5) Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного “Я” ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.
Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.
Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.
(Слайд 6) Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
Родители задают исходный уровень в формировании самооценки, хотя редко задумываются о том, что думает ребенок о самом себе.
Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Из опыта работы.
Результаты исследования самооценки и ее влияния на учебу дали следующие результаты.
Группа детей с высокой адекватной самооценкой, характеризующейся уверенностью в себе, высокими умственными способностями, волевыми качествами, настойчивостью, ответственностью составляет 3 человека, их отличает самодисциплина и готовность оказать товарищу посильную помощь, четкое разграничение своих прав и обязанностей.
Дети из группы со средней самооценкой характеризуются отсутствием лидерских амбиций, желанием не выделяться, держаться усредненных позиций. К ним относятся 16 учеников.
Дети из группы с низкой самооценкой обнаруживают отсутствие собственного достоинства, неумение постоять за себя, боязнь ответственности, безразличие к учебной и другим видам деятельности. Таких в классе 2 ученика.
Два ученика имеют устойчиво завышенную самооценку, два ученика – крайне неустойчивую. (По данным школьного психолога).
(Слайд 7) Уже в 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках ОП “Школа 2100”:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.
Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.
Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках, разработанных авторами ОП “Школа 2100”.
(Слайд 8) Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
- Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
- Насколько он увлек вас?
- Какие задания вам понравились, а какие – нет?
- Что вы хотите посоветовать учителю?
- К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
- Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
- Какие возникли проблемы?
– При оценке работы ребенка особое значение придается:
- упорству, старанию, труду;
- достигнутому успеху;
- личной позиции ученика;
- мотиву, побуждению, стремлению;
- возможностям ребенка достичь большего результата.
– Поощрение в ребенке:
- смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
- готовности защищать свою точку зрения;
- творческого подхода;
- пытливости, любознательности;
- самоконтроля, способности оценить свою работу;
- стремления находить и исправлять свои ошибки.
(Слайд 9) Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку применяю следующий прием: на листочек ребенок списывает небольшой текст из тетради по чистописанию под заголовком “Я умею писать красиво”. Этот листочек прикрепили на обложку тетради. В начале урока обязательно обращается внимание учащихся на этот эталон, написанный каждым из них. Выполняя классную или домашнюю работу, в конце ребенок сравнивает написанное со своим же образцом, на полях чертит вертикальную шкалу, на которой отмечает крестиком уровень каллиграфии. При проверке тетради, если согласна, крестик обвожу, если нет – ставлю свой или выше, или ниже отметки ученика. В результате такой работы каллиграфия улучшилась у 28 % учащихся.
При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
громкость, последовательность, выразительность, темп.
Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.
Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.
При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, но более охотно оценивают других.
На уроках математики использую “Тематический оценочный лист”.
В него внесены основные требования программы. Ребенок берет карточку по определенной теме, выполняет ее и цветом обозначает уровень выполненного задания. Если сделано без ошибок – ставится зеленый, если с ошибками – желтый. Есть возможность исправить, поработав над данной темой, и снова выполнить контрольную карточку.
(Слайд 10) В 3-ем классе была проведена анкета по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса.
1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне
а) легко – 21%;
б) трудно – 37,5%;
в) интересно – 21%;
г) неинтересно – 4%;
д) хочу продолжать этому учиться – 12%;
е) не хочу этим заниматься – 4%.
2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…
а) легко – 41%;
б) трудно – 4%;
в) интересно – 41%;
г) неинтересно – 8%;
д) хочу продолжать этому учиться – 4%;
е) не хочу этим заниматься – 0%.
Кроме индивидуального самооценивания и взаимооценивания на уроках пытаюсь формировать у детей умение оценивать собственную работу и работу одноклассников в рамках групповой деятельности.
Например: (Слайд 11)
Тема урока: Животные. Обобщающий урок. Приложение 2.
Цель урока: систематизация знаний учащихся о признаках классов животных.
(За отведенное время на самостоятельную работу две группы заполнили столбики только по классу животных, который выбрали. Одна группа – две графы, еще одна – три. Две группы заполнили таблицу полностью. Очень хорошо, что многие ребята попросили оставить себе эти таблицы.)
Во время окончательного оценивания совместно с учениками решается, сколько баллов (“+”), на основе полученных знаков, получает каждая группа. Ученики обязательно обосновывают свое решение. В случае необходимости, особенно на первых порах, нужно обращать внимание детей на те моменты, которые были ими упущены, но имели большое значение во время работы. Обсуждаются аспекты работы, важные для будущей оценочной деятельности: что положительное было в каждой группе; с какими трудностями столкнулись; как можно было справиться с этими трудностями. Таким же образом обсуждается работа каждого участника группы, выставляется отметка.
При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание. Данная деятельность будет способствовать развитию критического мышления учащихся.
(Слайд 12) В чем заключается преимущество данного вида оценивания?
- Если оценивание ведется на протяжении всего урока, то, скорее всего, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
- Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и дает возможность влиять в ходе урока на оценку, а так же настраивает на здоровое соревнование.
- Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
- Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.
- Такое оценивание способствует развитию позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.
- Формируются навыки сотрудничества.
- Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе “умение сотрудничать” появляется “–”. Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.
- Формируется наблюдательность.
- Развивается чувство ответственности.
- Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса, как это часто бывает при фронтальной работе с целым классом. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, их познавательного интереса.
Заключение.
(Слайд 13) Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Список используемой литературы.
- Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
- Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
- Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка знаний учащихся 4 кл. по программе "Начальная школа 21 века"
Контрольные работы по математике для 4 класса за 1-е полугодие. По программе "Начальная школа 21 века"Работы предложены в двух вариантах,распределенны по четвертям. Содержат несколько заданий по...
Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...
Оценка знаний учащихся начальной школы
Доклад и презнтация для выступления на педагогическом совете, заседании методического объединения...
Модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся в условиях ФГОС
Здесь описана модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся по различным критериям...
Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС
В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не...
Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС.
Доклад на заседании ШМО....
Консультация – внеаудиторное занятие по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.
В данной статье вы узнаете , как организовать деятельность учащихся по ликвидации пробелов в знаниях по различным предметам....