Консультация – внеаудиторное занятие по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иовенко Светлана Евгеньевна

В данной статье вы узнаете , как организовать деятельность учащихся  по ликвидации пробелов в знаниях по различным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iovenko_svetlana_evgenevna_-_kopiya.docx613.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – внеаудиторное занятие  по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.

   

      Ученики  легко осваивают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку.

   Как сделать обучение наиболее интересным и, в то же время, достичь новых образовательных результатов  в соответствии с  требованиями ФГОС? Какими  методами, средствами поддерживать интерес к учению?

   Для достижения планируемых результатов используются различные формы. Одной из таких форм является  консультация.

   Цель консультаций может быть различной, в зависимости от запроса учащихся, проблем возникших при усвоении нового материала. Например, такие как: оказание помощи и ликвидация пробелов в знаниях; предупреждение отставания тех учащихся, которые успевают удовлетворительно; оказание помощи в углубленном изучении материала учащимся, проявляющим интерес и способность к отдельным предметам.

   При  проведении консультаций  ученик решает следующие задачи:  учится определять свое знание и незнание; формулировать собственную задачу; находить и использовать различные формы, приемы для решения задачи; предъявлять свой результат (публичное выступление); осуществлять самоконтроль, самооценку; быть самостоятельным (брать на себя ответственность - консультант).  Консультации проводятся по основным предметам: русскому языку и математике. Работа по организации консультаций  состоит из трех основных этапов.    

     Этап 1 - составление карты пробелов знаний. Мы с ребятами назвали её «Лужа ошибок».  Начинаем  с составления списка тем пробелов, которые  обозначились по результатам входных контрольных.  Ученики, делая работу над ошибками, определяют темы своего незнания. Например, ребёнок  написал после точки начало следующего предложения с маленькой буквы. Значит  тема его незнания - «Границы предложения». Если ученик затрудняется  определить тему, по которой допущена ошибка, то  работа организуется в парах, четверках. В  работе я  использую карточки  «sos». Ими пользуются, когда группа «терпит крушение», и  тогда на помощь приходит учитель. После такой работы появляется список тем. По количеству  тем вырезаются так называемые «лужицы», на которых пишут название  темы,  и ребёнок на ней  записывает своё имя. Происходит осознанное фиксирование учеником своего пробела в знаниях. Работа по записи пробелов строится по принципу «вертушки». На отдельных столах лежат «лужицы» с обозначенными темами, а ребята  пишут свои имена в тех, где допустили  ошибки. Все получившиеся «лужицы» приклеиваются на  большой формат. Так рождается карта незнания «Лужа ошибок».                                                      

                                                                                                                                   

                                   

Когда перед глазами детей вся карта «Лужа ошибок»,  я организую работу ранжирования тем по принципу от большего количества учеников, попавших в «Лужицу»,  к меньшему.

   Работа по составлению карты незнания и ранжированию занимает 1час на каждый предмет.    

             2 этап - перевод своего незнания в знание. Мы с ребятами назвали это «Ныряние».

   Коллективно  выбираем тему  из списка. Ребята, у которых нет пробелов по выбранной теме, являются консультантами.  В парах или четверках  ученики определяют границы своего знания-незнания в выбранной теме, где один  выступает в роли ученика, другие в роли учителя. В четверке всегда должен быть консультант. На  один цикл выбираем две темы. Ученики выбирают для себя  одну из них. После чего ребёнок планирует свои действия по ликвидации пробелов. Если не знает правило - необходимо выучить, не знает алгоритм - необходимо запомнить, для этого  составляет  «лесенку действий».

           В течение двух недель идет  практическая самостоятельная работа. Учитель заранее вывешивает набор  заданий  по теме  на стенде СДЗ (самостоятельные домашние задания). Ученик по своему усмотрению  выбирает задания из набора упражнений, задач, примеров (СДЗ), связанные со своими проблемами в знаниях. Консультанты в это время  составляют собственные  творческие задания по теме (кроссворды, загадки, шарады и т.д.). Через две недели  ребята презентуют классу свою работу. Садятся в круг. У нас в классе - это символ спасательного круга. Ученики  по желанию представляют  результаты своей работы. Время выступления 1-2 минуты. Ограничения во времени учит детей  заранее готовиться к выступлению, говорить самое главное, четко и без запинок. После презентации выполняется зачётное задание по теме  (10 минут) и проводится  проверка или по  образцу, или с  учеником-консультантом, или с  учителем. Если зачетное задание выполнено хорошо или отлично, то считается, что  ученик «вынырнул». Он  вычёркивает свое имя из «лужицы» и записывает его на стенде «Остров Знаний». Если же зачетное задание выполнено плохо, то  ученик опять выбирает СДЗ и работает над темой  следующий цикл (2 недели). Одна тема остаётся из предыдущего цикла, другая выбирается новая. Начинается новый цикл. Так отрабатываем темы по списку. По степени изучения нового материала пополняется общий  список тем.

3 этап - Рефлексия. Мы с ребятами назвали этот этап «Причал».

На этом этапе проводим анализ результативности по карте незнания «Лужа ошибок» и карте «Остров Знаний». Те, кто  остался в «лужицах» берут задания на каникулы. В конце мая  ребята заполняют свои личные карты знаний в Портфолио достижений.

Таким образом, ученик проходит следующий путь по ликвидации пробелов в знаниях:

Шаги

Содержание

Выбор темы

«Лужа ошибок»

Работа с понятиями по теме

Правила, понятия, что надо знать

Работа с алгоритмами, способами

Применение алгоритма, способа по теме

Выбор собственных действий по ликвидации пробела

- карточки (разноуровневые)

- информационные ресурсы

- самостоятельная работа с информацией: учебник, интернет, тетради с заданиями)

Если ученик считает, что хорошо знает тему и отрабатывать ему ее не надо, то составляет карточки с заданиями для одноклассников

Презентация

Публичное выступление - предъявление своей работы  (Что? Где? Как?  Я  затруднялся..  Теперь я знаю…У меня получилось..)

Выбор консультантов: ребенок сам решает, может он быть консультантом или нет, и предлагает свою кандидатуру.

Зачетное выполнение самостоятельной работы для фиксирования своего результата

Выбирает самостоятельно задание, для консультантов - задания повышенного уровня.

Проверка

По образцу, ученик-консультант, учитель.

Рефлексия

Выход из S-1 в S-2

(«Лужа ошибок» - «Остров знаний»)

   Данная форма работы позволяет ученикам продвигаться не только в усвоении учебных предметов, но и в освоении умений учиться:

•        принимать учебную задачу;

•        соотносить свои действия с этой задачей;

•        находить способ её решения, осуществляя пробы;

•        определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

   Данная работа дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.

В публикуемом материале  раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся....

Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе.

Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе....

ПЛАН ликвидации пробелов в знаниях учащегося 4 г класса

ПЛАНликвидации пробелов в знанияхучащегося  4 г класса...

Оптимизация учебного процесса в целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы о...

К вопросу о проблеме оценивания знаний обучающихся в условиях реализации ФГОС

Развитие образовательного процесса и модернизация технологий обучения определяют необходимость поиска и применения новых подходов к системе оценивания знаний обучающихся. В статье авторами  предп...

Формирование универсальных учебных действий в системе работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...