Эффективное использование мультимедийных средств в решении орфографических задач
материал на тему

Гайдукова Галина Николаевна.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnoe_ispolzovanie_multimediynykh_sredstv.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование мультимедийных средств

 в решении орфографических задач

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования.

Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир – в этом убеждены многие психологи и педагоги. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий учителем для повышения эффективности преподавания.  Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • систематизировать усвоенные знания;

· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

· приобщение школьника к достижениям информационного общества;

  • сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  • реализовать индивидуальный подход;
  • изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
  • повысить качество наглядности;
  • облегчить труд учителя.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Обязательно  внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает  3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10—15 минут. В течение урока проводятся  физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

Информационные и коммуникационные технологии на уроках русского языка представлены в виде:

  • презентации в Power Point;
  • текстовые редакторы;
  • электронные таблицы;
  • электронные учебники;
  • игровые программы;
  • тесты.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку  в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы для объявления темы урока, при объяснении нового материала, как информационно – обучающее пособие и для контроля знаний обучающихся.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков русского языка мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. Эти презентации я создаю сама или пользуюсь уже имеющимися.  При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Для построения контрольно - тренировочных программ по русскому  языку  прежде всего необходимо решить вопрос о том, какие программные темы  целесообразно  отобрать для изучения  с помощью компьютера. Предпочтение отдается  обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных»  правил, то есть правил, имеющих один и тот же  опознавательный  или дифференцирующий признак орфограммы. С уверенностью можно сказать, что обобщающие темы помогают  систематизировать и оценивать знания обучающихся. Для этого можно использовать уже готовые программы для младших школьников «Хорошо учимся», «Фраза», «Тренажёр по русскому языку». Не менее важное условие – включение теоретических сведений. Объем и характер  теоретических сведений должны быть  такими, чтобы обеспечить объяснение каждой возможной ошибки. Форма подачи теоретического материала может быть предложена в двух видах:

  1. Повторение формулировки правил, представленных в учебнике. Такую информацию целесообразно подавать на экран небольшими порциями.
  2. Наглядное «раскрытие» правила. Графические способы введения теоретического материала могут быть различными. Важно выбрать наиболее целесообразные, облегчающие формирование обобщённых знаний. Возможно использование таблиц, схем, алгоритмов и т.п.

Формулировки заданий для работы на компьютере должны, прежде всего, соответствовать требованиям современной методики и психологии обучения:

  1. наглядное представление;
  2. возможность быстрого понимания предъявленного задания, наличие выбора;
  3. оценка выполнения задания и др.

При формулировке заданий необходимо учитывать, что учащиеся будут работать с клавиатурой. Поэтому предпочтение следует отдавать выборочным, а не конструируемым ответам, что поможет избежать случайных ошибок (опечаток), связанных с недостаточным умением работать на клавиатуре. Для удобства работы с компьютером желательно отдавать предпочтение клавишам-символам (а не буквенным). Целесообразно также использовать «мышь».

Еще одно требование к формулировке заданий – обязательное указание способа введения задания. Оно должно быть кратким и соответствовать формулировкам заданий, представленным в типовых средствах обучения.

Как известно, в методике обучения русскому языку выделяют три основных этапа формирования орфографического навыка:

  1. нахождение орфограммы;
  2. выбор соответствующего орфограмме правила;
  3. применение правила в конкретной ситуации.

С помощью компьютера можно обеспечить работу на всех этих этапах. Вместе с тем следует помнить, что есть ряд заданий, которые не целесообразно (и даже недопустимо) выполнять на компьютере. К ним, например, относятся следующие: объясните выбор выделенных орфограмм; назовите виды орфограмм на месте пропусков букв и скобок; запишите под диктовку и т.п.

Знакомство с учебными игровыми программами у обучающихся моего класса состоялась ещё до начала обучения в школе – во время предшкольной подготовки на курсах, организованных на базе нашей школы. Творческая студия «СОМ.Медиа» выпустила две компьютерных игры «Баба Яга учится читать» и «Пойди туда, не знаю куда», которые дети с удовольствием освоили. Эти программы позволили легко и естественно развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать, подружиться с буквами. Во время обучения, из класса в класс дети встречаются с орфограммой «Безударные гласные». В начальной школе мы рассматриваем два случая – когда гласные требуют проверки и когда их необходимо запомнить. Я хочу показать вам на примере введения во втором классе слова «дорога», как я работаю со словами из словаря.

  1. Ребятам предлагается отгадать загадки о дороге, решить ребус.
  2. На их уровне даётся толкование слова.
  3. Мы обращаемся к истории слова, к его истокам, чтобы построить ассоциации.
  4. Находим пословицы со словом дорога и даём им объяснение.
  5. Вспоминаем фразеологические обороты с этим словом. Даём им объяснение.
  6.  Выполняем практическую работу, подбирая к слову однокоренные слова.
  7. Находим слова близкие по смыслу, объясняем разницу между ними.

Проведя такую работу, дети запомнят правильное написание слова и будут активно использовать его в речи.

В результате применения мультимедийных средств на уроках русского языка обучающиеся стали проявлять наибольший интерес к предмету, повысилась мотивация к обучению, а соответственно произошло повышение уровня обученности, что подтверждают результаты контрольных срезов.

На диаграмме видно что при 100% успеваемости, качество выполнения контрольных работ выросло с 56% до 64%. Поэтому, я считаю, использование данных форм работы полезным и буду продолжать осваивать дальше новые технологии и программы для успешного включения их в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

"Упражнение в решении орфографических задач",2 класс УМК Гармония

оТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО умк гАРМОНИЯ...

Алгоритм решения орфографических задач

С помощью данного алгоритма можно  выполнить орфографический анализ слова. Включены орфограммы, изучающиеся в начальных классах....

Решение орфографических задач.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония".На данном уроке учащимся предлагаются различные задания по формированию орфографической зоркости....

Использование словарей как способ решения орфографических задач

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы....