Консультация для учителей «Проектная деятельность как вид учебной деятельности»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал содержит материалы, посвященные проектной деятельности как виду  учебной деятельности, дается характеристика проектной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_dekabr.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей

«Проектная деятельность как вид

учебной деятельности»

Проектная деятельность школьников (далее в тексте - ПДШ) протекает внутри учебного процесса, что накладывает на неё значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности. Усвоение обобщённых по форме  теоретических знаний является существенной характеристикой учебной деятельности, поскольку она является специально организованной со стороны носителей этих знаний деятельностью.

Учебная деятельность имеет огромное значение для формирования личности человека, т.к. выполняет функцию включения подрастающих поколений в систему общественных отношений. Внутри ПДШ учащиеся являются субъектами этого процесса: они устанавливают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

В учебной деятельности усвоение знаний, умений и навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. В ПДШ  приобретение научных знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе осуществления проектной деятельности.

В качестве учебной деятельности ПДШ представляет собой не только форму усвоения знаний, умений и навыков, но и влияет на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Учитель имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности. В ПДШ учебная оценка осуществляется на всех этапах выполнения проекта. Оценочные критерии вырабатываются на основе заданных учителем эталонов в групповом обсуждении проекта. Поэтому они становятся предметом непосредственного  осознания ученика, легко им усваиваются.

Анализ ПДШ с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в лёгкости усвоения и осознания структурных элементов учебной деятельности.

В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, ПДШ  самим своим содержанием и качественными  особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности.

ПДШ  как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а так же внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделённой как со взрослым, так и со сверстниками. ПДШ  ведёт к перестройке содержания познавательной сферы личности, поскольку субъектом учения является целостная личность, а не отдельно искусственно вычлененные из неё познавательные процессы - память, мышление, внимание и т.п.  Проектирование и сознание изделия развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект ребёнка.  

Определяя содержание ПДШ, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности

Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Консультация для учителей "Проектная деятельность в системе технологического образования"

Публикуемый материал раскрывает роль проектнаой деятельности в системе технологического образования, являющегося составной частью технологического образования школьников....

Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"

Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...