Исследовательская деятельность младших школьников как творчество
материал на тему
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников как творчество
Заборик Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №10» г. Усолье – Сибирское
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - "исследовательским обучением" именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.
Творчеству можно и нужно учить. Естественно предположить, что формирование и развитие качеств, которые и обеспечивали бы успех детей в творчестве можно рассматривать как специальную педагогическую задачу.
Творческая деятельность - деятельность исследовательская, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но все же, несмотря на это, специалисты в области изучения исследовательского поведения пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину.
Многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
- Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
- Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
- Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
- Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
- Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
- Определение последовательности проведения исследования.
- Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
- Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
- Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
- Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
- Обсуждение итогов завершенной работы.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 1-х классов. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках окружающего мира, истории, литературы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-16761-1355244903.jpg)
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-366777-1387621710.jpg)
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-225053-1385567080.jpg)
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-52220-1587061458.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...