Факультативный курс «Объяснительное чтение социально- экономических понятий»
элективный курс (1 класс) на тему
Факультативный курс «Объяснительное чтение социально- экономических понятий» для 1 класса четырёхлетней начальной школы является пропедевтическим курсу «Экономическая культура» к обучению во 2-4 классах начальной школы и профильным для гимназии социально-экономической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyasnitelnoe_chtenie_sotsialno-ekonomicheskikh_ponyatiy.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда Муниципальная гимназия № 12 г. Волгограда Программа факультативного курса Объяснительное чтение социально- экономических понятий Пояснительная записка Факультативный курс «Объяснительное чтение социально- экономических понятий» для 1 класса четырёхлетней начальной школы является пропедевтическим курсу «Экономическая культура» к обучению во 2-4 классах начальной школы и профильным для гимназии социально-экономической направленности. Программа опирается на принципы развивающего обучения. Главная цель данного курса – на примере детских произведений дать первоклассникам первоначальное представление о социально-экономических понятиях. На этой стадии обучения важно не столько усвоение знаний, сколько пробуждение интереса к предмету, осознание его жизненной важности. Задачами факультативного курса являются: - подготовка первоклассников к восприятию учебного курса «Экономическая культура» во 2-4 классах; - расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека; - содействие ребёнку в понимании особенностей отношений в классе, семье, в общественных местах, в родном крае и в родной стране; - развитие эмоционально-волевых и морально-нравственных качеств личности. При ознакомлении с социально-экономическими понятиями предусмотрено установление связи между познанием экономической культуры и социальной жизни, в которую включён ребёнок. Изучаемые социально-экономические понятия должны быть осмыслены учащимися с морально-этических позиций и направлены на формирование нравственной основы первоклассников. В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса. Каждый раздел включает в себя темы, близкие социальному опыту детей 6-7 лет. Первый раздел «Мы школьниками стали» даёт первоклассникам общее представление о школе и гимназии, знакомит ребят с правилами поведения для учащихся, а также с их правами и обязанностями, учит культуре товарищеских отношений. Раздел «Богатство моей души» развивает у первоклассников рефлексию: умение критически относиться к себе, давать правильную самооценку своим поступкам. В разделе «Я и моя семья» выделены темы, близкие социальному опыту первоклассников и обеспечивающие его социализацию: моя семья, семейные традиции и праздники, моя родословная, профессии родителей, поручения и обязанности в семье. Знания, связанные с вопросами охраны здоровья, формированием навыков личной гигиены входят в содержание раздела «Бережливость - неотъемлемое качество личности» В разделе «Земля наш общий дом» учащиеся расширяют свои представления о нашей стране России, знакомятся с культурно-историческими ценностями родного края. Завершает программу раздел «Экономика повсюду», который предполагает первичное знакомство первоклассников с экономическими отношениями. На бытовом уровне рассматриваются основные экономические понятия: потребности и возможности, труд и работа, продавец и покупатель, товар и деньги. Полученный объём знаний и умений за первый год обучения позволит первоклассникам более успешно усвоить курс «Экономическая культура» во 2-4 классах. Учёт возрастных особенностей первоклассников диктует выбор формы уроков. Преобладающей формой организации занятий являются ролевые и дидактические игры с определённой учебной задачей, разнообразные наблюдения. Познание осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности. На уроках используется большое количество занимательного материала: стихи, загадки, ребусы, рифмовки, пословицы, кроссворды. Данная программа предусматривает использование разнообразных видов нестандартных уроков: уроки-путешествия, урок-сказка, урок-сюрприз, уроки в форме соревнований и игр. Для плавного перехода от одного раздела к другому предусмотрены обобщающие уроки, которые призваны не столько констатировать факт: «Что я знаю?», сколько ответить на вопрос: «А зачем мне это нужно?» Данная программа предполагает межпредметные связи с другими учебными курсами: окружающий мир, обучение грамоте, трудовое обучение и др. Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями первоклассников. Яркая эмоциональная окрашенность обучения в первом классе обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий». Работа по объяснительному чтению социально-экономических понятий строится на основе специально отобранных произведений детских писателей и словаря социально-экономических терминов. На проведение занятий в первом классе отводится 33 часа – 1 час в неделю. Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требования к тому, что должны знать и уметь учащиеся. Программа курса (33 часа) Мы школьниками стали. (5 часов) Общее представление о школе и гимназии. Учебные предметы. Значение режима дня в жизни школьника. Личная гигиена. Забота о своём здоровье. Ученик – часть классного коллектива. Правила поведения в гимназии. Права и обязанности учащихся. Устав гимназии – закон нашей жизни. Культура товарищеских отношений. Культура общения. Правила поведения в общественных местах. Богатство моей души. (5 часов) Знакомство с понятием «личность». Достоинства и недостатки человека. Критическое отношение к себе. Самооценка. Честь и совесть человека. Что такое милосердие. Доброта и дружба. Я и моя семья. (4 часа) Что такое семья. Семейные традиции и праздники. Моя родословная. Профессии родителей. Домашний труд ребёнка. Поручения и обязанности в семье. Бережливость – неотъемлемое качество личности. (5 часов) Бережное отношение к своему и школьному имуществу. Ответственность и аккуратность. Хлеб – всему голова. Бережное отношение к хлебу. Природа вокруг нас. Как беречь и охранять природу. Охрана и укрепление здоровья. Безопасность в быту. Правила дорожной безопасности. Роль физических упражнений для здоровья. Закаливание. Земля – наш общий дом. (5 часов) Родина. Отчизна. Отечество. Мой край – Волгоградская область. Природа моего края. Мой город. Историческое прошлое моего города. Памятные места. Моя страна. Герб, гимн, флаг нашего государства. Экономика повсюду. (9 часов) Правила Путешествие в мир экономики. Потребности. Возможности и желания человека. Труд и работа. Разделение труда. Что такое деньги. Магазин. Виды магазинов. Правила торговли. Продавец и покупатель. Приложение № 1. Учебно-тематический план курса
№п/п | Разделы, темы | Автор, название произведения | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. | Мы школьниками стали | 5 часов | |
1.1 | Путешествие в страну знаний | Л. Дьяков «Первоклассникам», С. Михалков «Важный день» | 1 |
1.2 | Режиму дня – мы друзья |
| 1 |
1.3 | Наши правила | Правила для учащихся начальной школы | 1 |
1.4 | Мои права и обязанности. Устав гимназии. | Устав гимназии. Н. Забила «Мы должны учиться» | 1 |
1.5 | Я и мой класс | Р. Тимершинин «Где лежало спасибо», А. Барто «Шуточка про Шурочку» | 1 |
II. | Богатство моей души | 5 часов | |
2.1 | Азбука нравственности | С. Маршак «Ежели вы вежливы», Р. Сеф «Чудеса вежливости» | 1 |
2.2 | Честь и совесть | М. Зощенко «Золотые слова», Г. Понтелеев «Честное слово» | 1 |
2.3 | Что значит быть милосердным | «Трудный случай» (по Вере Ивановой) | 1 |
2.4 | Быть другом – значит творить добро | В. Драгунский «Друг детства», Стихотворение В. Шленского «Другу» | 1 |
2.5 | Обобщающее занятие по разделу: Что такое хорошо и что такое плохо» | В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 |
III | Я и моя семья | 4 часа | |
3.1 | Семейные традиции и праздники | По С. Баруздину «Хороший разговор» | 1 |
3.2 | Профессии моих родителей | В. Маяковский «Кем быть?» | 1 |
3.3 | Как я дома помогаю | Е. Пермяк «Трудовой огонёк», О. Буцень «Мамины помощницы» | 1 |
3.4 | Кем я мечтаю стать | Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла» | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
IV | Бережливость – неотъемлемое качество личности | 5 часов | |
4.1 | Содержи всегда в порядке… | К. Чуковский «Федорино Горе» | 1 |
4.2 | Личные вещи и школьное имущество | З. Трофимова «Как создали книгу» | 1 |
4.3 | Хлеб – всей жизни основа | «Колосок» украинская сказка, М. Пляцковский «Урожай» | 1 |
4.4 | Охранять природу – значит охранять Родину | Я. Райнис «Дедушка и яблоньки» | 1 |
4.5 | Береги здоровье смолоду | Л. Кулакова «Чтобы быть всегда здоровым…» | 1 |
VI | Земля – наш общий дом | 5 часов | |
5.1 | С чего начинается Родина… | С. Есенин «Берёза». Пословицы | 1 |
5.2 | Мой край – Волгоградская область | В. Литвинов «Волгоград» | 1 |
5.3 | Я и мой город | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
5.4 | Я и моя страна | Стихи детских поэтов о Родине | 2 |
VI | Экономика повсюду | 9 часов | |
6.1 | Путешествие в мир экономики | Сказка о Царице Экономике Л. Ю. Ильина | 1 |
6.2 | Без чего не обойтись нам | Н. Носов «Незнайка на Луне» | 1 |
6.3 | Как приходят вещи в дом | «Как твои вещи сделали» (по А. Ивину) | 1 |
6.4 | Деловая игра: «Издаём книгу» |
| 1 |
6.5 | Что такое деньги | Н. Носов «Незнайка и деньги» | 1 |
6.6 | Магазин. Виды магазинов | Рассказы Л. Кнышевой и О. Меньшовой | 1 |
6.7 | Ролевая игра: «Магазин игрушек» | 1 | |
6.8 | Что умеют наши руки | А. Томилин «Сказка о весёлом мастере на все руки» | 1 |
6.9 | Турнир смекалистых: «Что? Как? Почему?» | 1 | |
ИТОГО | 33 часа |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. К концу 1 класса учащиеся должны: Иметь представление: что такое дружба, аккуратность, желания и возможности, государство, страна, милосердие, конституция, обязанности, счастье, творчество, честь, ум, чувства. Знать термины: экономика, азбука, работа, труд, дисциплина, гигиена, деньги, достоинство, личность, коллектив, культура, отечество, ответственность, покупатель, потребитель, профессия, ремесло, Родина, совесть, семья, столица, универмаг, универсам, школа, фамилия. Уметь: - различать и сравнивать: потребности и возможности, труд и работу, права и обязанности, традиции и праздники; - описывать знакомые виды профессий; - оценивать свой труд в семье; - составлять режим дня; - читать плавно, безотрывочно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 40-50 слов в минуту; - понимать содержание прочитанного; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения. Литература для педагога 1. Дудникова В. В., Ильина Л. Ю., «Детский экономический словарь», Самара, 1994 год. 2. Жук Л. И. «В стране экономики», Минск, 2001 год. 3. Дудникова В. В., Ильина Л. Ю., «Экономическая культура» (книга для учителей начальных классов), Самара, 1994 год. 4. Савинова С. В., Гугучкина Е. Е., «Нестандартные уроки в начальной школе» (игры, викторины, конкурсы, турниры, путешествия), Волгоград, 2000 год. 5. Белоусов Р. С., Докучаев Д. С., «Я познаю мир», Детская энциклопедия Экономика, Москва, 1997 год. 6. Гудзовская А. А., Сураева Г. З., «Самоопределение», Самара, 1997 год. 7. Смирнова Е. В., «Первые шаги к рынку» (методическое пособие для учителей начальных классов), Москва, 1996 год. Литература для учащихся. 1. Л. Дьяков «Первоклассникам»; 2. С. Михалков «Важный день»; 3. Н. Забила «Мы должны учиться»; 4. А. Барто «Шуточка про Шурочку»; 5. Р. Тимершинин «Где лежало спасибо»; 6. Р. Сеф «Чудеса вежливости»; 7. С. Маршак «Ежели вы вежливы»; 8. Г. Понтелеев «Честное слово»; 9. М. Зощенко «Золотые слова»; 10. В. Иванова «Трудный случай»; 11. В. Шленский «Другу»; 12. В. Драгунский «Друг детства»; 13. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; 14. С. Баруздин «Хороший разговор»; 15. В. Маяковский «Кем быть?»; 16. Е. Пермяк «Трудовой огонёк»; 17. О. Буцень «Мамины помощницы»; 18. Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла»; 19. К. Чуковский «Федорино горе»; 20. З. Трофимова «Как создали книгу»; 21. Украинская сказка «Колосок»; 22. М. Пляцковский «Урожай»; 23. Я. Райнис «Дедушка и яблоньки»; 24. Л. Кулакова «Чтобы быть всегда здоровым»; 25. С. Есенин «Берёза»; 26. В. Литвинов «Волгоград»; 27. Л. Ильина «Сказка о Царице Экономике» 28. Н. Носов «Незнайка на Луне»; 29. А. Ивич «Как твои вещи сделали»; 30. Н. Носов «Незнайка и деньги»; 31. А. Томилин «Сказка о весёлом мастере на все руки»; 32. Л. Кнышева Рассказы; 33. О. Меньшова Рассказы; 34. Пословицы. Приложение № 2. Словарь социально-экономических терминов Азбука -1. Буквы языка, расположенные в определённом порядке; 2. Книга для обучения чтению и письму; 3. Основные, простые начала какого-нибудь дела. Аккуратность - латинское слово «кура» означает старание: Аккуратный - 1. Исполнительный, исправный, точный; 2. Тщательно, искусно сделанный. Возможность - состояние человека, когда он может что-то сделать. Герб - отличительный знак государства, города, знатного рода. Героизм - выдающийся поступок, подвиг храброго, доблестного человека. Слово «герой» образовано от греческого слова «герос», что означает «воин». Гигиена - наука, изучающая как нужно охранять здоровье, беречь зубы, как закалять свой организм. Гимн - торжественная песня, принятая как символ государства. Гимназия - школа, где ведётся углубленное изучение учебных курсов. Город - крупный населённый пункт. Слово «город» раньше означало – ограда, ограждённое место. Государство - часть земли, на которой живут люди, говорящие, как правило, на одном языке, и где действуют одни законы и единое правительство. Деньги - монеты или бумажные купюры, позволяющие людям покупать товар. Дисциплина - обязательное подчинение людей принятым нормам и правилам поведения. Добро - всё честное и полезное, всё, что требует от нас долг человека. Достоинство - 1. Положительное качество; 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Друг - близкий человек, хороший знакомый. Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, близости, общих интересах. Желания - влечения, стремления к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь. Жизнь - форма существования человека, животного, растения. Живое отличается от неживого наличием обмена веществ, способностью к росту, приспособлением к окружающему. Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. Личность - отдельный человек, обладающий значимыми для общества свойствами. Милосердие - наличие у человека отзывчивости (умение видеть чужую беду); сострадания (откликаться на эту беду); оказание безвозмездной помощи нуждающимся. Коллектив - (от латинского собирательный) объединение людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Различают коллективы: учебные, трудовые, спортивные. Конституция - основной закон государства, закрепляющий основные права, свободы и обязанности граждан. Край - страна, область, название некоторых территорий. Культура - развитие, воспитание, образование. Общение - взаимодействие людей, в котором происходит обмен информацией, умениями, деятельностью. Обязанности - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Одноклассник - ученик того же класса, в котором кто-нибудь учится, учился. Ответственность - обязательство человека сделать какое-то дело. Отечество. Отчизна - Родина: страна, где человек родился, и к гражданам которой он принадлежит. Поведение - взаимодействие живых существ с окружающим миром. Покупатель - человек, получающий в магазине или на рынке товар за плату. Порядок - правильное, налаженное состояние, расположение чего- нибудь. Правила, по которым совершается что-нибудь; режим. Потребитель - человек, имеющий возможность купить товар. Потребности - то, в чём человек нуждается. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь; выходной день; день радости по поводу чего-нибудь. Природа - весь окружающий нас мир; всё существующее во вселенной. Слово «природа» образовано от слова «родить». «Природа» означает то, что существует от рождения. Продавец - работник магазина, отпускающий товар покупателям; который продаёт что-нибудь. Профессия - дело, которому человек научен заниматься. Работа - дело, за выполнение которого человек получает вознаграждение, зарплату. Ремесло - ручной труд; профессия, занятие. Родина - место, где человек родился и вырос; отечество. Семья - группы людей, объединённых кровным родством или супружеством. Совесть - чувство ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, окружающими людьми. Столица - главный город государства, место пребывания правительства. Страна - то же, что и государство; местность, территория. Счастье - 1. Благоприятное событие, удача, везение. 2. Интенсивная радость, блаженство, упоение. Творчество - создание, созидание чего-либо нового. Товарищ - сверстник, приятель, сотрудник. Торговля - купля-продажа товаров. Традиция - (от латинского «передача») хранение, передача, воспроизведение опыта людей, способов их отношения. Труд - когда человек что-то делает и в результате этого создаётся какая-то продукция. Ум - способность человека мыслить. Универмаг - магазин, где продаются самые разнообразные товары. Универсам - это универмаг с самообслуживанием. Устав - установленный государством или общественной организацией свод правил, регулирующих деятельность организаций. Фамилия - 1. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени; 2. Род; ряд поколений, имеющих одного предка. Честь - 1. Достоинство человека, доблесть, честность, благородство души; 2. Почёт, уважение. Чувства - переживание человеком своего отношения к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает. Школа - 1. Учебное заведение; 2. Выучка, опыт, достигнутый в чём-то. Экономика - искусство ведения хозяйства и наука, изучающая это искусство. Этикет - порядок поведения определённой церемонии; порядок поведения, правила и нормы, которые определяют поведение. Приложение № 3. Урок 1. Тема: Путешествие в страну знаний. Цель: Ввести учащихся в мир знаний; познакомить с традициями и укладом жизни в гимназии, с учебными предметами. Оборудование: красочные плакаты, посвящённые дню знаний, магнитофон. Ход урока: I. Беседа (у дверей кабинета) - Ребята, за этой дверью наш с вами дом на ближайшие четыре года. Эта дверь откроет нам дорогу в мир знаний, дорогу долгую и трудную. Перед началом этого пути нужно настроиться на хорошее, на уверенность в успехе. Есть такая примета: удача приходит ко всякому, кто стоит между двух людей с одинаковыми именами. Среди вас есть такие ребята. Давайте их попросим быть воротами в новый мир знаний. А мы с вами пройдем между ними «цепочкой», взявшись за руки. Под музыку ребята входят в класс. II. - Займите места за партами, теперь они ваши кареты, которые помчат вас по стране знаний. Этой страны вы не найдёте ни на одной карте, её там нет. Эту страну вам предстоит открывать самим. Сегодня во всех городах и селах дети пошли учиться. Но важен этот день особенно для первоклассников. Вы теперь стали учениками. И я поздравляю вас и ваших родителей с этим замечательным событием. III. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный день». IV. Беседа. - В нашей стране много различных учебных заведений: школы, гимназии, лицеи. - А вы знаете, что первый лицей (тогда говорили «ликей») появился в Афинах более 2000 лет назад. Основал его философ Аристотель неподалёку от храма Апполона Ликейского. Отсюда и название «ликей». Обучение большей частью было устным. - А слово школа произошло от древнегреческого «ехоле» - друг, отдых. Считали, что человек отдыхает, когда обогащает свой ум и душу. Давайте перенесёмся на 250 лет назад и узнаем, какой была школа раньше. В русских школах могли получать знания только юноши. Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и большие и маленькие - сидели на уроках в одной просторной избе. В семь часов утра школьный колокол возвещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи, подпоясанные шнуром. На ногах – лапти, на голове – остроухие шапки. - Ребята, кто ответит, какие предметы вы будете изучать в первом классе? (Обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение и физическую культуру) III. Загадки о школьных принадлежностях. - А теперь отгадайте загадки? Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, Где носом пройдёт, там заметку кладёт. (Карандаш) А знаете, карандашей раньше не было, и люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли на бумаге слабый след, сильно пачкали руки. Потом люди открыли графит и придумали карандаш. Карандаш переводится с тюркского языка как «чёрный камень». Отгадайте ещё одну загадку: По тетрадке я пошла, Все ошибки подмела. (Ластик.) Ластику уже почти 300 лет. Ластики изготовляют из искусственного каучука, который в свою очередь получают из опилок и нефти. Стирать ластиком, значит сдирать верхний слой бумаги. Для этого в резину добавляют стеклянную пудру, и её крохотные острые частицы принимаются царапать бумагу. А ещё школьнику ну никак не обойтись без ручки. Чем только ни пишут современные школьники! Ручки шариковые, капиллярные, гелевые, фломастеры. А ведь совсем недавно основным пишущим инструментом было стальное пёрышко: его вставляли в специальную ручку, макали в чернила и писали. Писать такими ручками было не просто: часто получались кляксы. Раньше вместо промокашки использовали песок, им посыпали исписанный чернилами лист. - А вот ещё одна загадка: В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки - Что угодно для души. (Пенал.) - А назвали пенал так в честь пёрышек, которые в него раньше прятали. По латыни «перо» означает «пена», то есть пенал – «перохранилище». - Следующая загадка: То я в клетку, то в линейку, Написать во мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.) - В далёкие времена писали в восковых «тетрадках». Это были просто дере- вянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал корытце, залитое воском. - Сейчас дети пишут в удобных тетрадках. Из-за листов, сложенных вчетверо, тетрадь и получила своё название: «тетрадье» - «сложенный вчетверо». V. Чтение стихотворения Л. Дьякова «Первоклассникам». VI. Работа со словарём. Учитель читает по словарю определения понятий: школа, гимназия, знания, Азбука. Учащиеся объясняют значение данных терминов. VII. Итог занятия. Урок 2. Тема: Режиму дня – мы друзья. Цель: Иметь представление о значении режима дня в жизни школьника; знать правила личной гигиены; уметь составлять режим дня. Оборудование: стенд «Помни твёрдо, что режим в жизни всем необходим!» На стенде текст режима дня школьника, рисунки детей. Ход урока. I. Орг. момент. Учитель: - У нас сегодня праздник здоровья. Быть здоровыми хотят И взрослые, и дети. Как здоровье сохранить? Кто может ответить? Входит Гигиена. Гигиена: Добрый день! Я – чистота! С вами быть хочу всегда. Я пришла вас научить, Как здоровье сохранить. - Совсем недавно вы стали школьниками. Каждый день вам приходится рано вставать, идти в школу. На уроках вы учитесь читать, писать, решать примеры и задачи. Для этого требуется много сил и терпения. Чтобы успешно учиться в школе и быть здоровыми, вам необходимо соблюдать режим дня. Как вы думаете, что это такое? II. Работа со словарём. Дети объясняют значение понятия, а затем учитель читает объяснение данного понятия по словарю Ш. Практическая работа. Учащиеся совместно с учителем составляют режим дня школьника. В результате этой работы оформляется стенд: «Режим дня» под девизом: «Помни твёрдо, что режим в жизни всем необходим!». Составление режима дня, сопровождается стихотворениями заранее подготовленных учеников. Режим дня: 7.30-8.30. Подъём, зарядка, уборка постели, завтрак, дорога в школу. Прогоню остатки сна. Одеяло в сторону! Мне гимнастика нужна - Помогает здорово! С шумом струйка водяная На руках дробится. Никогда не забываю. Поутру умыться! 8.30- 12.30 Занятия в школе, дорога домой. Как пришёл ты на урок, На язык повесь замок! Далеко не прячь ключи! Там, где нужно, не молчи! 12.30-16.00 Обед, помощь по дому, прогулка на воздухе. Ешь спокойно за столом, Не глотай, как львица. Это вредно, и притом Можно подавиться. После вкусного обеда Мамочке помочь готов. А затем в футбол сыграю. И забью я сто голов! 16.00-18.00 Часы для индивидуальных занятий. Лучше нет в урочный час Сесть решать задачи, Чтоб прийти весёлым в класс, В парту глаз не пряча! 18.00-20.30 Игры, чтение, прогулка. Чтобы ночью крепче спать, Видеть сон хороший, Мы советуем гулять Вечером погожим… IV. Работа со словарём. Гигиена: Чтобы быть бодрыми и здоровыми, вы ребята, должны не только соблюдать режим дня, но и соблюдать правила личной гигиены. А что такое гигиена? Давайте прочитаем определение этого понятия в словаре. Ребята находят этот термин в словаре, читают его определение, дают свои комментарии. V. Итог занятия Учитель: Чтоб быть здоровым, сильным, Мой лицо и руки мылом. Рано утром не ленись, На зарядку… (Становись) Ребята выполняют зарядку. Учитель: Запомнить нужно навсегда: Залог здоровья – чистота! Урок 19. Тема: Береги здоровье смолоду. Цель: Иметь представление об охране и укреплении здоровья; знать правила безопасного поведения в быту и на дорогах. Оборудование: таблицы по правилам дорожного движения. Ход урока: I. Орг. момент. II. Беседа. - Ребята, сегодня на нашем занятии мы поговорим о здоровье. Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял. Время потерял – много потерял. Здоровье потерял – всё потерял». С поступлением в школу вы стали двигаться вдвое меньше. К тому же многие из вас кроме школы занимаются музыкой, чтением книг, а также подолгу просиживают перед экраном телевизора или компьютера. Всё это ещё больше ограничивает вашу физическую активность. Движение – это не только жизненная необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального роста и развития организма. Очень важно по утрам делать зарядку, в свободное время заниматься спортом, закалять свой организм. III. Чтение произведения Л. Кулаковой «Чтобы быть всегда здоровым…»; обсуждение прочитанного. IV. Работа со словарём. Учитель читает определения терминам жизнь и здоровье, дети дают свои пояснения данным понятиям. V. Игра «Продолжи пословицу или поговорку». 1. В здоровом теле – … (здоровый дух) 2. Здоровье всего… (дороже) 3. Береги платье снову, а… (здоровье смолоду) 4. Курить – здоровью… (вредить) VI. Загадки. - А теперь отгадайте загадки: 1. Просыпаюсь рано утром Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю… (зарядку). 2. Вот такой забавный случай! Поселилась в ванной туча: Дождик льётся с потолка Мне на спину и бока. Дождик тёплый, подогретый, На полу не видно луж… Угадали? Это… (душ). 3. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится. Руки мыть не лениться. (Мыло). 4. Хвостик из кости, На спинке – щетинка. (Зубная щётка). VII. Викторина: 1. Вести здоровый образ жизни, что это значит? Как вы это понимаете? 2. Как называется система защиты организма человека от возбудителей болезней? (Иммунитет). 3. Материал для перевязки? (Бинт). 4. Травма, нанесённая огнём. (Ожог). 5. Травма, возникшая из-за неправильного пользования ножом. (Порез). 6. Этого врача пациенты называют покороче – ухо-горло-нос. (Лор). 7. Что должно находиться в домашней аптечке? (Йод, бинт, зелёнка, нашатырный спирт и др.) VIII. Беседа по правилам дорожного движения «Безопасность на улицах и дорогах». IХ. Итог занятия. Учащиеся завершают занятие чтением стихотворения: 1. Все мы любим умываться И опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода - Наши лучшие друзья. 2. К сорту мы неравнодушны, Аккуратны и послушны. Вот любимые продукты: Витамины, соки, фрукты… 3. Мы сильны, крепки, красивы - Всем на зависть и на диво. Хором скажем вам сейчас… Обойдут болезни нас! Урок 23-24. Тема: Я и моя страна. Цель: Познакомить учащихся с символикой России; воспитывать патриотизм и гражданственность. Оборудование: Плакаты с изображением Государственной символики, иллюстрации картин природы, репродукции картин известных художников. Ход урока. I. 1) – Ребята, вам нравится путешествовать? Расскажите, где вы любите отдыхать с семьёй? Вы рассказали, в каких удивительных уголках нашей страны вы побывали, что видели, что нового узнали. Но где бы мы ни были, нас всегда тянет домой, на Родину. А что связано у вас с этим понятием? Что такое Родина? (Заслушиваются высказывания детей). Вы правы, ребята. Родина – это то место где человек родился, дом и родной дворик, тропинка, ведущая в школу, цветущий луг, речка, убегающая вдаль… - Родные места нам очень дороги. Сколько впечатлений мы храним о красоте родных мест. Художники, композиторы и поэты старались запечатлеть эту красоту в своих произведениях. (Дети рассматривают репродукции картин известных художников) - Послушайте стихотворение М. Исаковского «Родина»: Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля: Это – русское раздолье, Это – русская земля! Вижу горы исполины, Вижу реки и моря; Это – русские картины, Это – родина моя! Слышу песнь жаворонка, Слышу трели соловья; Это – русская сторонка, Это – родина моя! - Наверное, нужно быть очень любящим свою Родину человеком, чтобы так запечатлеть увиденное, подобрать нужные слова. II. - Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия). Попробуйте заменить слово страна синонимом. (Государство) - На протяжении всемирной истории любое государство имело свои символы. Такие символы есть и в нашем государстве – Российской Федерации. Это – герб, флаг и гимн. Прочитайте в словарике, что означают эти понятия. Государственный флаг Российской Федерации бело-сине-красный. На прямоугольном полотнище флага три полосы одного размера. Этот флаг достался нам от предков. По одной из исторических версий, его учредил царь Пётр I, который позаимствовал цвета для флага у древнего герба Москвы: белый конь несёт всадника в синем плаще по красному полю. Государственный флаг вывешивается на зданиях, в которых находятся государственные учреждения, а также на зданиях российских представительств в зарубежных странах. В дни государственных праздников и народных торжеств им украшают и другие здания. Государственный Герб России – двуглавый орёл, на груди которого расположился Герб Москвы. Сам орёл имеет три короны. В одной лапе у него скипетр, а в другой держава. Это древнероссийские символы государственной власти. Герб страны изображён на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, правительственных наградах. Его можно видеть на денежных знаках, марках. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, которое исполняют во время важных государственных событий, церемоний, праздников, при поднятии Государственного флага, при вручении государственных наград и в некоторых других случаях. Государственный гимн полагается слушать стоя. III. – Каждый из нас является гражданином России. Что же такое быть гражданином? Это, значит, быть свободным и ответственным человеком, который наделён гражданскими правами и обязанностями. Как только человек рождается, у него появляются права. Их очень много. Права – это то, что может делать человек, а может и не делать. А обязанности – это то, что каждый человек должен делать, хочет он того или нет. Человек, который по-настоящему любит свою Родину, никогда не забывает о своих обязанностях. А как вы думаете, каковы ваши обязанности? IV. – Ребята, кто знает, какой город является столицей нашего государства? Как вы понимаете слово «столица»? - Вы правы, столица – это главный город государства. Столицей нашей страны является город Москва. Современная Москва – очень большой и красивый город. В Москве живут около девяти миллионов человек. Здесь расположены главные культурные, научные и учебные центры страны – музеи, библиотеки, художественные галереи, театры, университеты. В Москве действуют мощные промышленные предприятия, транспортные узлы, которые связывают столицу со всей Россией и другими странами. Москва будет всегда истинной столицей России. V. Какие вы знаете стихи, песни о Родине, о нашей столице? VI. Домашнее задание: составить устный рассказ на тему: «Какой я хочу видеть свою страну в будущем». Урок 25. Тема: Путешествие в мир экономики. Цель: Познакомить учащихся с понятием «экономика» и её значением для жизни человека. Оборудование: сказочные герои Царица Экономика, гном Эконом. Ход урока. I.1) Знакомство с гномом Экономом и его любимой наукой экономикой. - Ребята, сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой гном, а зовут его Эконом. Этот гном большой любитель и знаток науки экономики, именно поэтому у него такое имя. Он расскажет вам, ребята, об этой удивительной науке. 2) Рассказ гнома Эконома. Экономика – это моя любимая наука. Она нужна всем, так же как и математика или умение читать и писать. А ну-ка, скажите мне, для чего вы пришли в школу? (После того, как выслушал ответы детей.). Конечно, вы пришли сюда, чтобы научиться читать, писать, считать, узнавать новое о жизни вокруг. О ней рассказывают разные науки: история, география, естествознание и многие другие. С ними жить становиться интереснее, лучше. Вот и экономика существует для этого. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим. Главная её цель – помочь человеку иметь необходимое для жизни: воду, одежду, пищу, жилище и многое другое. Чтобы иметь всё это, необходимо трудиться, обладать знаниями, навыками и умениями. В каждом государстве благодаря труду человека работают больницы, школы, театры, стадионы. И всё это для того, чтобы человек был здоров, мог хорошо жить, учиться, отдыхать. II. – А подробнее узнать, так что же изучает наука экономика, вы сможете, прослушав «Сказку о Царице Экономике», которую написала Л. Ильина. Чтение сказки учителем. Вопросы учителя: - Так что же изучает наука экономика? - Какова её главная цель? III. – А теперь откройте словари и прочитайте, что означает понятие «экономика», и какими вопросами она занимается. IV. Беседа. - Экономическая наука зародилась в далёкой и прекрасной стране – Греции в четвёртом веке до нашей эры. Её основателем стал замечательный человек Аристотель. Он пытался понять и объяснить основные вопросы жизни человека: зачем человек рождается? Почему человек должен трудиться? Почему один труд приносит людям радость, а другой – огорчения? Аристотель первым дал определение экономике: экономика – это закон, по которому надо вести домашнее хозяйство, чтобы человек мог жить нормальной жизнью. - И действительно, экономика из дома не ушла. Наблюдая домашний быт, можно обнаружить, что дома у нас «работает» много фабрик и заводов. В нашем доме мы найдём прачечную, кондитерскую, соловую, ателье, детский сад, школу, больницу. Со всеми обязанностями справляются сами члены семьи V. Домашнее задание: Подготовить устный рассказ «Мои поручения в семье» Урок 26. Тема: Без чего не обойтись нам. Цель: Учащиеся должны получить представление о «потребностях», уметь сочетать потребности со своими возможностями, отличать полезные и вредные потребности. Оборудование: Индивидуальные карточки с рисунками продуктов питания, предметов одежды, мебели, учёбы и т. д., таблица. Ход урока. I.1) Чтение текста Н. Носова «Незнайка на Луне». 2) Анализ текста. - Какие потребности испытывал Незнайка на Луне? - Как он удовлетворил их? Выберите из всех его потребностей наиболее важные для жизни. Что, по-вашему, означает понятие «потребность»? Найдите и прочитайте это понятие в словаре. - Как отличить потребность от желания? Легко ли вам это сделать? Почему? - Встречаются ли в жизни вредные потребности? С какими вредными потребностями сталкивались вы? Как вы относитесь к вредным потребностям? Можно ли как-то с ними бороться, если да, то как? - Кто такой «потребитель»? Работа по словарю с термином «потребитель». II. Ролевая игра «Что нужно нам в жизни». Цель игры: научить умению различать потребности и желания. План: Доигровой этап. 1) Продумать деление школьников на группы по 5-6 человек. 2) Подготовить каточки с рисунками продуктов питания, предметов одежды, мебели, учёбы и т. д., которые семьи школьников используют в жизни. На каждого ученика необходим один комплект карточек. 3) Подготовить итоговую таблицу.
№ | Команды | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Игровой этап. Разбить учащихся на команды, раздать каждому по одному комплекту карточек с рисунками. Задание №1. Выбрать роли – мама, папа, сын, дочь, бабушка и т. д.. Придумать название команды (название написать в таблицу). Задание №2. Каждому участнику в соответствии с ролью выбрать карточки с изображением тех предметов, которые необходимы ему в жизни. Задание №3. Отдельно отложить карточки с рисунками . которые повторились у каждого участника. Это потребности семьи. Карточки с рисунками, оставшиеся на руках у участников, указывают на индивидуальные потребности. Вопросы: - У кого карточек больше? Почему? - У кого больше потребностей в семье? Послеигровой этап. 1) Подведение итогов по каждому заданию: определить, какая команда быстрее справилась с заданием. 2) Объяснение индивидуальных и семейных потребностей. Ответы на вопросы учащихся. III. Итог урока. -Что такое потребности? - От чего зависят потребности человека? - Назовите полезные и вредные потребности. Приведите примеры. - Кто такие потребители? Урок 28. Тема: Деловая игра «Издаём книгу». Цель: Научить учащихся разделять труд и кооперироваться в процессе труда. Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши или акварельные краски, клей, ножницы. Ход урока. I этап. Разделить ребят на группы. Задания: 1. Каждая группа выбирает лидера. 2. Придумывает название «издательства». 3. Приготовить необходимые принадлежности. II этап. Каждая группа выпускает книгу. В этой книге должны быть рисунки, загадки, пословицы о труде, человеке… То есть в группе происходит разделение труда: художник, главный редактор, писатель… III этап. Учащиеся сдают готовую продукцию. IV этап. Подведение итогов: кто быстрее, у кого лучше оформлено, у кого интереснее содержание. Урок 30. Тема: Ролевая игра: «Магазин игрушек». Цель: ознакомить учащихся с положением покупателя и продавца. Оборудование: игрушки, самодельные деньги. Ход урока. I этап. Дети приносят игрушки из дома. Разделить учащихся на две группы. 1 группа «продавцы», 2 группа «покупатели» (имеют одинаковое и делимое количество «денег»). Учитель – «Директор магазина». II этап. «Продавцы» располагают игрушки в «магазине». «Покупатели» выбирают игрушку, а «продавцы» показывают, что игрушка умеет делать. «Покупатель» расплачивается за товар и уносит игрушку «домой». Затем группы меняются ролями. III этап. Подведение итогов учителем. Кто сумел выгоднее продать или купить товар? Почему? В ходе игры ребята знакомятся с понятиями товар, цена, правила торговли. Урок 31. Тема: Что умеют наши руки. Цель: научить учащихся разделять труд на различные виды, развивать творческие способности, фантазию. Оборудование: конструкторы, альбомные листы, цветные карандаши. Ход урока. I. Чтение «Сказки о весёлом мастере на все руки» А. Томилина. Обсуждение прочитанного. II. Знакомство по словарю с понятиями «творчество», «трудолюбие». III. Ролевая игра «Автомобиль». I этап. 1. Разделить ребят на группы. 2. Раздать конструктор в каждую группу. 3. В группе происходит разделение труда, то есть выбираются «художник», «конструктор», «технолог», «сборщики», «контролёр». II этап. 1. «Художник» - рисует эскиз автомобиля. 2. «Конструктор» - по рисунку составляет «чертёж». 3. «Технолог» - подбирает детали для автомобиля. 4. «Сборщики» - собирают автомобиль. 5. «Контролёры» - проверяют качество. Примечание: «Художников» в группе может быть несколько. Каждый из них предлагает свой вариант, а группа решает, чей лучше. Также и «технологов» может быть два человека. Они, помогая, друг другу, подберут необходимые детали. III этап. Подведение итогов «Конкурс автомобилей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по литературному чтению "Живое слово".
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса. Тематическое планирование....
Ознакомление учащихся с экономическими понятиями на уроках математики.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, фермер, бизнес…...
Педагогическое эссе на тему «Экономическая революция» или как стать чемпионом в сфере житейских экономических понятий».
Время изменило многое. Страна пришла в движение. Бурно развивающийся на пороге третьего тысячелетия мир человеческих знаний то и дело бросает школьному образованию вы...
Программа факультативного курса "Объяснительное чтение социально-экономических понятий"
Факультативный курс «Объяснительное чтение социально- экономических понятий» для 1 класса четырёхлетней начальной школы является пропедевтическим курсу «Экономическая культура» к обучению во 2-4 класс...
Ранняя профессиональная ориентация в новых социально-экономических условиях
Современные подходы к ранней профориентации детей в новых социально-экономических условиях диктует сама жизнь. ...
Экономическое понятие "реклама"
Данная презентация была создана для подготовительной группы. Можно использовать для младших школьников, дополняя: понятия, виды рекламы, расширить задачи урока....