Факультативный курс по литературному чтению "Живое слово".
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma..doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
для 4 класса «Живое слово».
Программа факультативного курса для 4 класса «Живое слово».
Введение.
Ни для кого не секрет, что в век информационных технологий, книга отошла на второй план. А ведь именно чтение играет огромную роль в образовании, развитии и воспитании человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, с помощью чего изучают большинство учебных предметов, это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Это сила впечатления, рождаемая как художественными образами, так и глубиной интереса, вызываемого содержанием читаемого материала.
Данный курс разработан для формирования у детей читательской деятельности. Чтобы каждый ребенок, открыв книгу, смог взять из неё то главное и интересное, о чём говорит автор, научился понимать и чувствовать слово, высказывать своё собственное мнение о прочитанном.
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного учебного курса.
Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.
Основная задача курса «Живое слово» - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Факультативный курс рассчитан на 17 часов, изучается в 4 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).
Содержание курса включает следующее:
- знания о значении книги и чтения;
- виды литературных произведений;
- приёмы работы с разными текстами;
- использование интонационных и речевых средств;
- умение проводить самоконтроль и самооценку.
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
На факультативных занятиях я использую разнообразные приёмы и формы работы: путешествие, экскурсия, лекция, утренник и другие.
В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.
Программа факультативного курса «Живое слово».
1. Вводное занятие. Что такое тема? (1 час).
Знакомство с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению. Формирование умения определять тему произведения, тему отдельных частей произведения.
Вступительная беседа о значимости внеклассной работы по литературному чтению. Тема произведения. Фамилия автора и заглавие – начало знакомства с литературным произведением. Предположение темы произведения. Практическая работа по определению темы.
2. Значение чтения и книги.(1 час).
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.
Экскурсия в школьную библиотеку. Рассказ работника библиотеки о значении книги для современного человека. Почему необходимо уметь пользоваться книгой. Ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой. Практическая работа: подбор нужной книги по данной ориентировке.
3. Чтение и учебная деятельность. (1час).
Связь читательской деятельности с процессом усвоения знаний. Умение аргументировать и отстаивать своё мнение.
Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения. Чтение познавательного произведения. Получение полезной информации из литературного произведения. Обучая детей чтению, учим их учиться – способам действия с учебным материалом.
4. Умение понимать текст. (1 час).
Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).
Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.
5. Восприятие художественного текста. (1 час).
Целостное восприятие произведения. Восприятие читаемого «чувствами». Язык. Художественные средства выразительности. Жанровые особенности. Воспитание внимания к художественному слову.
Знакомство с произведением. Эмоциональный настрой. Осмысление прочитанного. Главная мысль произведения. Функция слова в речи. Описания. Сравнения. Олицетворения. Характеристика героев. Своё отношение к герою. Приведение цитат с целью подтверждения своего ответа. Словесное рисование. Иллюстрирование (карандашный рисунок).
6. Составление плана художественного текста.(1 час).
Выработка устойчивых умений делить текст на смысловые части и составлять план. Умение ориентироваться в структуре текста.
Смысловая часть, как её определить. Конкурс на лучшее деление текста на смысловые части. Составление графика рассказа (графическое обозначение части и мест стыков смысловых частей). Побуждение учащихся к аргументированию составленного графика. Постепенное сжатие смысловых частей до формулировки пункта плана. Выработка представления о структуре текста на базе эталонного плана.
7. Воспроизведение художественного текста.(1 час).
Умение анализировать произведение. Обучение выборочному пересказу. Выбор отрывков, которые относятся к героям или событиям. Составление плана. Рассказ о герое или событии по плану.
Подготовка к рассказу о герое или событии. Выбор в тексте нужного материала. Нумерация отрывков текста. Подбор заголовков. Определение своего отношения к герою или событию, аргументирование выбора. Рассказ о герое или событии по плану.
8. Приёмы работы с научно-популярным текстом. (1 час).
Определение темы. Ориентирование в общем содержании. Выделение терминов, опорных знаков. Прикидка основных смысловых частей. Вычленение основной мысли. Умозаключение. Краткий пересказ.
Отличие научно-популярного текста от художественного (сопоставление двух видов текстов). Эмоциональный настрой научно-популярного текста.
Первичное чтение: определение темы текста, умение выделить запомнившиеся факты, вопросы на восприятие. Вторичное чтение: определение опорных слов и смысловых частей, отражение содержания статьи с помощью смысловой модели, составление плана текста, краткий пересказ прочитанного по составленному плану.
9. Публицистический текст. (1 час).
Восприятие произведения. Язык. Средства выразительности. Жанровые особенности. Отличие от других видов тексов. Умение работать с публицистическим текстом.
Сравнение публицистического текста с научно-популярным. Выявление особенностей написания публицистического текста. Языковые средства, используемые при написании публицистического текста, его особенности. Коллективное составление статьи в детскую газету.
10. Текст – описание. (1 час). (Приложение 1).
Отличие текста описания от повествования и рассуждения. Особенности текста-описания. Составление и запись текста-описания.
Сравнение текстов описания, рассуждения и повествования. Выявление отличительных особенностей текста-описания от других видов текстов. (Нет событий, нет сюжета, изображены картины природы, отдельные предметы, картины, явления. Указание существенных признаков описываемого предмета или явления). Творческая работа: составление своего текста-описания. Представление работы.
11. Работа со стихотворением. (1 час). (Приложение 2).
Способность понять замысел автора, находить слова, отражающие эмоциональное состояние, определить своё отношение к читаемому, определение интонационных средств для передачи произведения при чтении вслух..
Самостоятельное чтение лирического стихотворения. Эмоциональный настрой стихотворения. Использование образца (грамзаписи) с последующим его анализом, варианты чтения одного и того же текста; наблюдение за изменением оттенков смысла и выбор варианта, адекватного авторскому пониманию текста. Чтение любимых стихотворений или стихотворений собственного сочинения.
12. Формирование выразительного чтения. (1 час). (Приложение 3).
Умение анализировать произведение, использовать интонационные средства выразительности, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения.
Определение скрытых чувств, подтекста. Если в произведении несколько героев, то выявляется эмоциональное восприятие поступка, состояние одного из героев. Наблюдение за эмоциональным состоянием двух героев, их отношение друг к другу. Изменение эмоционального состояния героя на протяжении действия. Стремление донести до слушателей то, что понимает и чувствует ученик, что наиболее интересно и важно с его точки зрения.
13. Поэтическая пауза и логическое ударение. (1 час).
Умения пользоваться паузой и логическим ударением, которые рассматриваются как сложные, включающие два связанные между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.
Первый этап: наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.
Второй этап: наблюдения и практические упражнения в расстановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.
Третий этап: рассматривание роли поэтической паузы. Сопоставление вариантов пауз, определение их смысловой роли. (Наиболее трудный случай – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний).
14. Составление памятки работы с текстом. (1 час). (Приложение 4).
Коллективное составление «памятки» - последовательности действий при подготовке к выразительному чтению произведения.
Учащиеся под руководством учителя составляют памятки: «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картину к рассказу». Использование памятки в работе (работа в парах).
15. Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. (1 час).
Использование следующих форм контроля и самоконтроля: внешний, или взаимоконтроль, и внутренний, или самоконтроль.
I этап: работа направлена на выработку умения анализировать содержание в процессе и итоге чтения.
II этап: внедрение системы проверочно-обучающих заданий к текстам. Использование приобретённых навыков работы с учебными текстами из книги при самостоятельном чтении.
III этап: введение простейших форм моделирования содержания прочитанного, а именно: составление плана прочитанного текста и оценка результатов этой работы путём сопоставления планов, составленных учащимися, с эталонными планами. (Стимулирование многообразия вариантов, предлагаемых детьми, и их аргументирование).
16. Проверь себя. Практикум. (1 час). (Приложение 5).
Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях факультативного курса «Живое слово».
Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением. Составление последовательности выполнения работы (проект). Защита своего проекта.
17. Литературный праздник. (1 час). (Приложение 6).
Утренник. «По страницам книг любимых писателей».
Встреча с профессором Читайкиным. Выступления учащихся: музыкальные номера песня и танец, чтение стихотворения и рассказ об авторе, сценка по произведению, инсценирование сказки. Выступления гостей, библиотекаря. Знакомство с новинками детской литературы. Коллективные игры на литературную тему.
В результате занятий факультативного курса «Живое слово» учащиеся должны:
Знать:
- что такое тема произведения;
- значение книги и чтения в жизни человека;
- о неразрывности чтения и учебной деятельности;
- различные виды текстов (художественный, научно-популярный, публицистический, текст-описание, стихотворение);
- приёмы работы с различными видами текстов.
Уметь:
- понимать текст;
- воспринимать и воспроизводить текст;
- делить текст на смысловые части;
- составлять план текста;
- выразительно читать текст;
- использовать интонационные и речевые средства;
- осмысленно пользоваться литературным языком;
- составлять памятки работы с текстом;
Применять полученные знания в жизненных ситуациях:
- для самостоятельного выбора книг;
- для самостоятельного чтения книг;
- для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;
- для самоконтроля и самооценки понимания прочитанного.
Тематическое планирование.
Примерное планирование занятий
факультативного курса «Живое слово»
по полугодиям.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов. |
I полугодие. | 8 | |
1 | Вводное занятие. Что такое тема? | 1 |
2 | Значение чтения и книги. | 1 |
3 | Чтение и учебная деятельность. | 1 |
4 | Умение понимать текст. | 1 |
5 | Восприятие художественного текста. | 1 |
6 | Составление плана художественного текста. | 1 |
7 | Воспроизведение художественного текста. | 1 |
8 | Приёмы работы с научно-популярным текстом. | 1 |
II полугодие. | 9 | |
9 | Публицистический текст. | 1 |
10 | Текст – описание. | 1 |
11 | Работа со стихотворением. | 1 |
12 | Формирование выразительного чтения. | 1 |
13 | Поэтическая пауза и логическое ударение. | 1 |
14 | Составление памятки работы с текстом. | 1 |
15 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. | 1 |
16 | Проверь себя. Практикум. | 1 |
17 | Литературный праздник. | 1 |
Итого: | 17 |
Примерное планирование занятий
факультативного курса «Живое слово»
по четвертям.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов. |
I четверть. | 4 | |
1 | Вводное занятие. Что такое тема? | 1 |
2 | Значение чтения и книги. | 1 |
3 | Чтение и учебная деятельность. | 1 |
4 | Умение понимать текст. | 1 |
II четверть. | 4 | |
5 | Восприятие художественного текста. | 1 |
6 | Составление плана художественного текста. | 1 |
7 | Воспроизведение художественного текста. | 1 |
8 | Приёмы работы с научно-популярным текстом. | 1 |
III четверть. | 5 | |
9 | Публицистический текст. | 1 |
10 | Текст – описание. | 1 |
11 | Работа со стихотворением. | 1 |
12 | Формирование выразительного чтения. | 1 |
13 | Поэтическая пауза и логическое ударение. | 1 |
IV четверть. | 4 | |
14 | Составление памятки работы с текстом. | 1 |
15 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. | 1 |
16 | Проверь себя. Практикум. | 1 |
17 | Литературный праздник. | 1 |
Итого: | 17 |
Литература для учителя.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – Москва: Педагогика, 1997.
- Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – Москва: Просвещение, 1978.
- Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. – Москва: Лайда 1994.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Москва: Просвещение, 1969.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – Москва: Книга, 1972.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.
- Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. – Москва: Педагогика, 1982.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – Москва: Педагогика, 1980.
- Черемисинова Л.И. Изучение поэзии Даниила Хармса В начальной школе. – Издательство Саратовского педагогического института, 1994.
Литература для учащихся.
- В.Астафьев «Стрижонок Скрип».
- И.Бунин «Листопад».
- Л.Воронкова «Бедовая курица».
- М.Горький «Воробьишко».
- С.Есенин «Поёт зима аукает…»
- М.Исаковский «Ветер».
- Л.Квитко «Ветер».
- П.Лидов «Таня».
- Д.Мамин-Сибиряк « Приёмыш».
- С.Маршак «Ледоход».
- К.Паустовский «Барсучий нос», «Прощание с летом».
- М.Пришвин «Деревья в лесу», «Ребята и утята».
- Русская народная сказка «Снегурочка».
- Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).
- И.Соколов-Микитов «Всё ярче и ярче светит солнце».
- Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
- Отрывки произведений Л.Толстого, Е.Чарушина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, В.Осеевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
«Живое слово». Программа факультативного курса.
Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....
Факультативный курс "Удивительный мир слов" 2 класс
Факультативный курс для внеурочной деятельности по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»...
Программа факультативного курса "Литературное краеведение"
Данная рабочая программа курса «Литературное краеведение» (кружка «Читаем и рассуждаем о родном крае») для учащихся 2-4 классов составлена на основе методических рекомендаций Д...
Рабочая программа 1 А класса по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ» факультативный курс по краеведению
laquo;ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»Факультативный курс по краеведению...