Ранняя профессиональная ориентация в новых социально-экономических условиях
статья
Современные подходы к ранней профориентации детей в новых социально-экономических условиях диктует сама жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Участие в региональном семинаре | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей» г. Балашова
Ранняя профессиональная ориентация в новых социально-экономических условиях
Каретникова Ульяна Геннадьевна, учитель начальных классов
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в школьном учреждении является социализация детей школьного возраста. Современные подходы к ранней профориентации детей в новых социально-экономических условиях диктует сама жизнь. Социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей проходит как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. Задача воспитателя и педагога: постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого.
Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к миру профессий.
Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда они подражают взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Рассказывая ребёнку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ему прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии.
Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
• актуализировать имеющиеся знания и умения;
• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
• использовать полученные знания на практике;
• применять игровве моменты;
• корректировать и развивать игровой сюжет.
Предметно-развивающая среда включает в себя:
- познавательную зону;
- развивающую игротеку;
- тематическую подборку "Калейдоскоп профессий".
Использую разные формы работы с детьми.
Традиционные формы:
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• встречи со специалистами,
• театрализованная деятельность,
• развлечения,
• чтение художественной литературы и беседы за ней,
• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
• изобразительная деятельность,
• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
• разгадывание загадок.
Нетрадиционные формы:
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии.
Кл.часы и беседы: «Мир профессий», «Знакомимся с профессиями родителей», «Все профессии нужны».
Формирование представлений детей о мире профессий в новых социально-экономических условиях — это процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:
- Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
- Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
- Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии.
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Например, Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.
Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.
Подбираю на классные часы развивающие игры: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что даёт?»,которые помогают в игровой форме знакомить детей с миром профессий.
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.
Просмотр слайдов, в которых отражены отдельные профессии (продавца, повара, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, лётчика). В беседах на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения.
Для решения дидактической задачи- знакомство с профессиями взрослых, я использовала игры: «Юный стилист» (дети должны назвать предметы, необходимые для стилиста: ножницы, расчески, фен, лак, бигуди... - ). Вопрос: вы часто бываете в парикмахерской? «Строитель» (дети должны назвать предметы, необходимые для строителя); «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что даёт?», «Ты – таксист», «Ты - модель».Расскажи, что ты делаешь?
Считаю, что в профориентации важную роль играет чтение художественных произведений. Своей образностью, живостью детская книжка пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений. Дети приносят много произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Читали мы и В. А. Сухомлинского « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Часть книг берём в библиотеке лицея. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры, если позволяет время, в которых дети по очереди обыгрывают сюжет из книги.
Провожу блиц-опросы: зачем строителю каска ? Зачем шахтеру каска с фонариком ? Зачем повару фартук и колпак ? Зачем космонавту скафандр? Что нужно врачу? Что нужно банкиру?...
Проектная деятельность. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность детей и родителей(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Мини-проекты: « Мой папа на работе», «Профессия моей бабушки», «Мама-кулинар...»
Можно сделать выход, что в профориентации важно всё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по профессиональной ориентации в начальной школе "О профессии - Архитектор".
Данное занятие направлено на расширения кругозора младших школьников о мире профессий. Оно предназначено для обучающихся 4-х классов....
Профессиональная ориентация младшего школьника
В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...
Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...
Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.
Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...
«Игра как первый этап профессиональной ориентации.»
Готовить детей к выбору профессий в процессе игры....
Программа факультативного курса "Объяснительное чтение социально-экономических понятий"
Факультативный курс «Объяснительное чтение социально- экономических понятий» для 1 класса четырёхлетней начальной школы является пропедевтическим курсу «Экономическая культура» к обучению во 2-4 класс...
"Шоу профессий" – проект ранней профессиональной ориентации.
Спецификой профессиональной ориентации младших школьников является то, что в начальной школе не может ставиться цель об осознанном выборе определенной профессии, то есть данная педагогическая работа я...