Программа кружка «Юный риторик»
рабочая программа на тему

Саетова Лилия Флюровна

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в учебных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий со школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняются словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом этих поставленных задач и целей была разработана программа кружка «Юный риторик».

        Программа решает одну из важных проблем – культуру речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ritorik.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Программа кружка

«Юный риторик»

                       

                                                      Саетова Л.Ф., учитель начальных классов.

                                                                               

Дюртюли,  2011  год

Пояснительная записка

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в учебных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий со школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняются словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом этих поставленных задач и целей была разработана программа кружка «Юный риторик».

        Программа решает одну из важных проблем – культуру речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность

  Цели программы:

- использовать потенциальные возможности школьников в совершенствовании устной речи;

- создать риторическое образование, направленное на формирование коммуникативно-речевой компетентности детей;

-    развивать  сценическое творчество детей средствами театрализованных игр и игр – представлений.

Задачи программы:

-   развивать речь детей;

- воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения,  учить школьников пользоваться этим средством успешно и уместно;

- развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

- развивать умение слышать собеседника;

- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

- учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

- развивать эстетические способности;

- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

- развивать навыки общения и коллективного творчества.

Что должен  знать и  уметь ребенок, занимаясь в кружке  «Юный риторик»:

- согласовывать свои действия с другими детьми;

- общаться с людьми в разных ситуациях;

- пользоваться разнообразными жестами;

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- выполнять артикуляционные упражнения;

- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

- составлять предложения с заданными словами;

- сочинять этюды по сказкам;

                             

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество учебных

часов

Введение

1

I

Общение

1.1

Вместе «оживим» сказку – это наше общее дело

1

1.2

Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни

1

1.3

Мимика и жесты, о чем они говорят

1

1.4

Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь – я слушаю

1

1.5

Давай побеседуем. Правила беседы

1

II

Речевой этикет

2.1

Скажи при встрече: «Здравствуйте!». Уходя, скажи «До свидания!»

2

2.2

Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста»

2

2.3

Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

2

2.4

Как говорить по телефону

1

III

Речевая деятельность

3.1

Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти

2

3.2

Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опорой на изображение

2

3.3

Расскажи сказку от имени героя, или «Моя сказка»

2

IV

Техника речи

4.1

Артикуляционная гимнастика

1

4.2

Развитие  речевого  дыхания

1

4.3

Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки

2

4.4

Игры на развитие мелкой моторики

2

4.5

Комплекс упражнений «Речь и движение»

2

V

Основы театральной культуры

5.1

Знакомство детей с видами театрального искусства

1

5.2

Развитие интереса к  сценическому искусству

1

VI

Игры-драматизации

6.1

Кукольный театр на столе

2

6.2

Игры – драматизации по сказкам

4

6.3

Заключительное занятие

1

Итого часов:

36

                                                  Литература

 1. Курцева З.И. «Дошкольная риторика». – М.: Баласс, 2005.

2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках : 1 класс : Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: С-инфо, Баласс, 2003.

 3.  Машевская С.А. «Риторика + Театр». – И.: «Исток», 2005.

 4.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». – М.: Владос, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.

Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа кружка "Юный цветовод".

Тематическое планирование....

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка разработана для младших школьников.  Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...

Программа кружка "Юные исследователи"

Основная задачакружка -  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...

Программа кружка "Юный краевед"

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, раз...