Программа кружка «Юный риторик»
рабочая программа на тему
По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в учебных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Одна из интереснейших форм занятий со школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
При этом решаются речевые задачи: пополняются словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.
С учетом этих поставленных задач и целей была разработана программа кружка «Юный риторик».
Программа решает одну из важных проблем – культуру речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ritorik.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Программа кружка «Юный риторик»
Саетова Л.Ф., учитель начальных классов.
Дюртюли, 2011 год |
Пояснительная записка
По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в учебных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Одна из интереснейших форм занятий со школьниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
При этом решаются речевые задачи: пополняются словарный запас ребенка, развиваются грамматический строй, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.
С учетом этих поставленных задач и целей была разработана программа кружка «Юный риторик».
Программа решает одну из важных проблем – культуру речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность
Цели программы:
- использовать потенциальные возможности школьников в совершенствовании устной речи;
- создать риторическое образование, направленное на формирование коммуникативно-речевой компетентности детей;
- развивать сценическое творчество детей средствами театрализованных игр и игр – представлений.
Задачи программы:
- развивать речь детей;
- воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения, учить школьников пользоваться этим средством успешно и уместно;
- развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
- развивать умение слышать собеседника;
- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
- учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
- развивать эстетические способности;
- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- развивать навыки общения и коллективного творчества.
Что должен знать и уметь ребенок, занимаясь в кружке «Юный риторик»:
- согласовывать свои действия с другими детьми;
- общаться с людьми в разных ситуациях;
- пользоваться разнообразными жестами;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- выполнять артикуляционные упражнения;
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- составлять предложения с заданными словами;
- сочинять этюды по сказкам;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов |
Введение | 1 | |
I | Общение | |
1.1 | Вместе «оживим» сказку – это наше общее дело | 1 |
1.2 | Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни | 1 |
1.3 | Мимика и жесты, о чем они говорят | 1 |
1.4 | Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь – я слушаю | 1 |
1.5 | Давай побеседуем. Правила беседы | 1 |
II | Речевой этикет | |
2.1 | Скажи при встрече: «Здравствуйте!». Уходя, скажи «До свидания!» | 2 |
2.2 | Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста» | 2 |
2.3 | Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку? | 2 |
2.4 | Как говорить по телефону | 1 |
III | Речевая деятельность | |
3.1 | Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти | 2 |
3.2 | Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опорой на изображение | 2 |
3.3 | Расскажи сказку от имени героя, или «Моя сказка» | 2 |
IV | Техника речи | |
4.1 | Артикуляционная гимнастика | 1 |
4.2 | Развитие речевого дыхания | 1 |
4.3 | Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки | 2 |
4.4 | Игры на развитие мелкой моторики | 2 |
4.5 | Комплекс упражнений «Речь и движение» | 2 |
V | Основы театральной культуры | |
5.1 | Знакомство детей с видами театрального искусства | 1 |
5.2 | Развитие интереса к сценическому искусству | 1 |
VI | Игры-драматизации | |
6.1 | Кукольный театр на столе | 2 |
6.2 | Игры – драматизации по сказкам | 4 |
6.3 | Заключительное занятие | 1 |
Итого часов: | 36 |
Литература
1. Курцева З.И. «Дошкольная риторика». – М.: Баласс, 2005.
2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках : 1 класс : Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: С-инфо, Баласс, 2003.
3. Машевская С.А. «Риторика + Театр». – И.: «Исток», 2005.
4.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». – М.: Владос, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.
Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа кружка "Юный цветовод".
Тематическое планирование....
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка разработана для младших школьников. Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...
Программа кружка "Юные исследователи"
Основная задачакружка - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...
Программа кружка "Юный краевед"
Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, раз...