Конспект занятия "Сценическое искусство и сценическая речь"
план-конспект занятия на тему
В конспекте предложены упражнения для разогрева связок, разминочные упражнения для речевого аппарата, а также увлекательные игры и задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценическое искусство и сценическая речь
Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга. Работа над сценарием.
Задачи:
Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
Воспитывать навыки коллективной работы.
Возраст детей: 6-14 лет
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч.
План занятия:
Организационный момент – 5 минут
Теоретическая часть - 10 минут
Практическая часть – 25 минут
Подведение итогов урока- 5 минут
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего задания «Сценическое искусство», а занятие у нас сегодня не простое, а – открытое: к нам пришли гости, и их не надо бояться, с ними нужно подружиться. Давайте встанем и поздороваемся с ними так, чтобы и у них, и у нас поднялось настроение…. Молодцы!.. Давайте приступим к занятию. Начнем с разминки.
Ребята, кто мне скажет, что такое сценическое искусство? (иск-во создания спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и мастерства.)
А развивать свое мастерство мы начнем с дыхательных упражнений.
1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.
«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
«Дровосек» Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
«Два вдоха и два выдоха»
Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
устранение носового звука (проговариваем скороговорку):
из-под топота копыт пыль по полю летит – заткнуть нос, сделать телефонный голос
дикторским голосом
обычным голосом
дикция
скороговорка «Карл у Клары украл кораллы», утрируя «р», играем в воронов, две группы, как бы «ругаются» друг на друга: «Ваш Карл у нашей Клары украл кораллы!», «А ваша Клара у нашего Карла украла кларнет!»
ритм
шагать на месте
добавить хлопки на 1, 3
хлопки на 2, 4
затем две группы поочередно
затем на «и»
2. УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
Упражнения на дыхание и артикуляцию, выработку вибрации (тянем гласные на одном звуке):
У – и – э – а – о - на Legato (плавно непрерывно)
У – и – э – а – о - на Staccato ( отрывисто каждый звук0
У – и – э – а – о – по 2, 3, 4 раза
vibrato,(изменение тональности) механизм толкания, толчки диафрагмы:
«р» - по 4 раза
Ро
Ра
Рэ
Ры
Ру
Ро-о-о-о
Ра-а-а-а
Рэ-э-э-э
Ры-ы-ы-ы
Ру-у-у-у
«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.
«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.
«Сложные звукосочетания». Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
«Звуки».
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ
МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ
3. «ЧИСТОГОВОРКИ»
Скороговорки
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» - язык прикусить – кончик, потом левую сторону, правую, нормально.
В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)
Купи кипу пик
Стоит поп на копне, колпак на попе
Бык тупогуб, тупогубенький бычок
Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.
«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.
«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека в реку руку, рак за руку Греку цап!»
как учительница русского языка, читающая диктант.
как преподаватель по речи
как обиженный ребенок
как скандальная бабка
как робот
как рассерженный человек
А теперь представим, что мы с вами тряпичные куклы-марионетки, которых Карабас Барабас повесил на гвоздик, и снимает по очереди. (задание-ребенок встает спиной к стене, после слова «Раз», ребенок делает шаг вперед перед собой и падает как тряпичная кукла, стараясь в точности повторить ее движения).
Молодцы, размялись, приступим к разбору сценария…
Повторение сценария к предстоящему празднику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого занятия по теме "Сценическая речь в композиции"
Для педагоговдополнительного образования...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
5 упражнений по сценической речи
5 упражнений по сценической речиУпражнение №1. Разминка языкаТеория Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из си...
Конспект открытого занятия - спектакля по сценической речи «Страна забытых звуков»
Конспект открытого занятия - спектакля по сценической речи для детей второго года обучения в театральной студии "Браво". возраст детей 8-9 лет....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...
Сценическая речь
Сценическая речь , краткий курс по данному предмету....