«Приемы и методы, способствующие эффективности урока»
материал на тему

Капустина Татьяна Васильевна

В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы:

Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний младший школьник?

«Новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности»,- записано в ФГОС начального общего образования второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы и методы, способствующие  

эффективности урока»

(из опыта работы)

   

                                                                       

                                                                                 Подготовила  Капустина Т.В.

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                МОУ «Поповская ООШ»

                                                                                Егорьевского муниципального района

Московской области

                                                               2014 год

          «Приемы и методы, способствующие  эффективности урока»

               В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы:

Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний младший школьник?

«Новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности»,- записано в ФГОС начального общего образования второго поколения.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения. А чтобы научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно и ярко говорить, доказывать свою точку зрения, у ребёнка должны быть развиты: мышление, внимание, память, речь, воображение. Все эти процессы взаимосвязаны и легли в основу программы формирования УУД. Федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на деятельностный подход к образованию, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, потребности, возможности и интересы учащихся.

  Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Формирование навыков учебной деятельности учащихся на современном этапе обучения предполагает необходимость ревизии воспитывающих и развивающих возможностей педагогических методик, обновления педагогического инструментария, активного использования в работе с детьми современных форм обучения и воспитания. Как реально сделать школьников активными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?

Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования.

       Сам факт использования ребенком универсальных учебных действий в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

        Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет.  Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.

    Я  работаю по УМК «Школа России»», который учитывает современную характеристику школьника, модель классного коллектива начального образования, изменившиеся требования к образованию. Это комплект, который позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся,  сохранять и укреплять здоровье школьников, конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.

     УМК “Школа России» предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей младшего школьника так как в нем оптимально сбалансированы репродуктивная и исследовательская, творческая деятельность, индивидуальные и групповые формы активности. Мне удается обучать детей, не подавляя их, не тормозя их развитие, а несколько опережая его и тем самым, подтягивая каждого до наивысшего в данный момент уровня развития его возможностей.

       Наиболее эффективными технологиями по формированию ключевых компетенций, а в частности коммуникативных считаю  учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии: игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги), сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, логические упражнения, шарады, задания занимательного характера.

           Широко использую  в своей работе личностно- ориентированное  обучение, которое обеспечивает самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие: исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей; у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным; осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании; в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться; главный ориентир - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология- самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. Цель игры - обеспечить переход к учебным задачам. Если ребенку интересен урок, то и усвоение материала более продуктивное. Обязательным считаю применение здоровъесберегающих технологий: использование физкультминуток (дети охотно сами проводят их), психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику, а так же дифференцированный подход к домашним заданиям. Особые возможности по применению современных педагогических технологий предоставляет мне        УМК «Школа России»».        Это использование коллективных, групповых, парных методов работы в рамках каждого предмета и на каждом уроке, дифференцированный подход в обучении.

            Особое место в образовательном процессе занимает проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность  обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

            Детям нравятся нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета...

         «Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами - словом, учить их учиться».

Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа.

Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагогика должна установить целесообразность и своевременность введения в начальное обучение новых информационных технологий. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения).

        Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

      Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) ,, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием ИКТ позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

       Для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени и не являют собой новшество. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа- презентацию.

Как организовать применение современных информационных технологий на уроках  в начальной школе? Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов имеются компьютеры. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно или, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При использовании мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе.

 Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи. «Тебе скажут – ты забудешь. Тебе покажут – ты запомнишь. Ты сделаешь – ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе.

          Применение средств ИКТ в системе начального образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

            Эффективность использования существующих возможностей для применения информационных технологий очевидна. Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет интенсифицировать процесс обучения, повысить качество знаний. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.

   Опыт показывает, при таком подходе к организации процесса обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Учитель должен в первую очередь сам владеть различными методами и приемами, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности учащихся, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

Сравнительная эффективность приемов и методов обучения обучающихся

При выборе методов и приемов учитывать психолого-педагогические особенности обучающихся....

Методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока.

В статье рассказываетсяне только о классических методах и приемах, используемым учителем на уроках, но и о современных приемах: корзина идей, составление кластера, написание синквейна и другие....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Курсы повышения квалификации «Эффективные приемы и методы работы с детьми ОВЗ»

Курсы повышения квалификации «Эффективные приемы и методы работы с детьми ОВЗ»...

Приемы и методы мнемотехники на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование мнемотехники, принципы, модели, алгоритмы работы...