Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
материал на тему

Алешина Юлия Михайловна

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. Основная цель определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.

В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.

Актуальность обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, является портфолио

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

 На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

 Основными задачами ведения Портфолио являются:

1. повышение качества образования в школе;

  2.поддержани и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

  3. развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;

  4. формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

5. создание ситуации успеха для каждого ученика;

6. содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
–интеграцию количественной и качественной оценок;
–перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
–основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

 
«Дневник достижений» является прообразом «Портфолио достижений», которое заполняется в более старших классах. Содержание его разделов также максимально приближено к «Портфолио» девятиклассника, но адаптировано для 1х-4х классов. Начиная с младшего звена обучения, желательно его регулярное ведение и переход с ребенком из класса в класс. В таком случае к девятому классу любой ученик сможет «накопить» свои достижения и успехи школьной и внешкольной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ

для учащихся начальных классов.

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел     «Мой портрет» (информация о владельце);

II  раздел   «Портфолио документов» (официальные документы);

III  раздел  «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности);

IV раздел   «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

Раздел I. Информация о владельце портфолио.

Мой портрет.

Включает  в  себя  личные  данные  учащегося,  ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты психологической диагностики. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года.

Раздел II. Официальные документы. 

Портфолио документов.

 Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.

С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике:

✓ освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;

✓ фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;

✓ заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.

Это позволяет ученику:

✓ видеть своё продвижение;

✓ формировать навык самоконтроля и самооценки;

Это позволяет учителю:

✓ наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

✓ сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;

✓ сделать оценку работы оптимистичной.

У учителя тоже есть подобная папка – «Достижения моих учеников». В неё помещаются:

✓ технологические карты по предметам;

✓ результаты диагностических исследований психолога;

✓ анкеты родителей.

Анализ технологических карт позволяет:

✓ видеть общую динамику развития образовательного процесса;

✓ определять зону ближайшего развития для каждого ученика;

✓ оказывать педагогическую помощь конкретным детям;

✓ формировать банк разноуровневые заданий по стержневым темам программы;

✓ разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;

✓ сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся. 

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.)

Раздел III. Творческие работы, направления активности. 

Портфолио работ.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения и др.

Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.

Раздел IV.  Памятки, инструкции, полезная информация.

О чём стоит подумать учителю,прежде чем приступить к работе с портфелем достижений?

  • Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения?
  • Можно ли выделить время для рефлексии или всё будет делаться в спешке?
  • Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной?

Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"

Доклад на педагогическом совете об организации накопительной системы оценки в начальной школе....

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе "

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

Спецификация промежуточной работы для 4 класса начальной школы (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Ли...

ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...

"Технология "портфолио" - система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика"

Именно "портфолио", как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребенку в расстановке приоритетов....

Презентация «Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика начальной школы по русскому языку»

Методические рекомендации по ведению портфолио ученика начальных классов по русскому языку...