"Сказка.Сказочное слово"
методическая разработка (2 класс) по теме

Вовченко Галина Геннадьевна

 Урок истоки проводится во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka._skazochnoe_slovo._2_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

           истоки по теме:

 «Сказка. Сказочное слово».

                                                                     Подготовила и провела:

                                                                           учитель начальных классов

                                                   Вовченко Г.Г.

                                                            апрель

2009 г.


Тема: «Сказка. Сказочное слово».

 Цель:

  • подвести учащихся к осмыслению истоков мудрости древних славян, зашифрованной в сказках; наполнение категорий

     сказочного слова «Сказка»;

  • развитие единого контекста в группе;
  • стимулировать желание читать сказки.

Оборудование:

 слайды № 1-9, карточки со словами: «Труд души», «Сказка», «Слово», «Сказки-юбиляры», «150 лет», «175 лет», «Народная мудрость», «Спутник жизни».

I. Самоопределение к деятельности.

- Закройте глаза. Вспомните о чём-то радостном. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение.

Хочу надеяться, что оно сохранится у вас на протяжении всего урока «Истоки».

(слайд № 1)

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, кому из вас дома удалось сегодня с утра пораньше встать и слово доброе сказать?

- Что вы чувствовали, когда произносили доброе слово?

- Как вас отблагодарили?

- Какие ещё виды слов мы открыли в разделе «Труд души» по теме «Слово»? (учащиеся называют, учитель прикрепляет к доске)

               

       

       

       

- Какое слово нужно постараться не пускать в свою жизнь? (злое: клевета, ложь, брань)

- Какие правила обращения со словом вы записали в свою тетрадь, с. 24?

  1. Подумай, прежде чем что-то сказать.

2.Умей выслушать собеседника.

3. Слово — серебро, молчание — золото.

  1. Старайся понять сказанное тебе с одного раза.
  2. Научись выполнять сказанное слово.

Вывод: - Слова как человечки. У каждого есть свой характер, своя душа, свой голос. Я думаю, вы согласитесь со мной, что чище всех голосок добрых слов: «Мы из сердца щедрого» - «говорят они».

- Искренне желаю вам, чтобы у вас появилось горячее желание идти по жизни, крепко держась за руки с добрыми словами. Они вас не подведут и уму-разуму научат, и на путь истинный направят, и ключ к знаниям дадут. Они всё могут, поверьте. Ведь не зря народ говорил: «Доброе слово сказать – посошок в руки дать».

- А сейчас давайте пожелаем друг другу добра, чтобы наш урок сегодня прошёл хорошо:

Я желаю тебе добра.

Пожелай и мне добра,

Если тебе сегодня будет трудно,

Я тебе помогу.

ΙΙΙ. Введение в тему.

- Продолжим наше путешествие в мир истоков в раздел «Труд души».

Я предлагаю вам посмотреть на труд души художника Виктора Васнецова

(слайд №2 - портрет).

(слайд №3 – сказки)

- Что объединяет его картины? (ответы детей)

- Верно, ребята. В.Васнецов называл себя сказочником. В своих картинах к сказкам он ещё раз хотел убедить людей, что добро дарит радость и помогает найти в жизни согласие и гармонию.

ΙV. Сообщение темы. Постановка цели.

-Тема нашего урока «Сказка. Сказочное слово».

(слайд № 4)

- Ребята, а как  связаны между собой, тема нашего урока  и тема раздела «Труд души»?   (высказывания детей)

- Молодцы! Мы должны поразмышлять, как сказочное слово влияет на ум человека, заставляет трудиться душой, какие уроки люди извлекают из сказок, чему они учат детей и взрослых.

- Итак, в путь, ребята!

V. Открытие новых знаний.

1) «Сказка о сказке».

- На уроках литературного чтения мы с вами говорили, что сказки бывают…(русские народные, авторские или литературные…)

- Проверим вашу долговременную память. В тетради на с.26 нужно записать авторов известных вам литературных сказок.

-

(появляются карточки на доске)

- Среди этих сказок есть сказки- юбиляры. Сказке «А.Аксакова «Аленький цветочек в этом году исполняется 150 лет, а сказке А.Пушкина «Сказка о Золотом Петушке» - 175 лет. Это сказки-долгожители.

- Внимание! Сели поудобнее и послушали сказку о сказке.

- В давние времена, когда появился человек на земле, родилась сказка.

Долгими вечерами под завывание вьюги, ветра в трубе, у тёплой печки, под шум веретена, при свете лучины плавно лилась неторопливая бабушкина речь…

Ученик: У бабуси моей руки ловкие,

              У бабуси моей песни долгие,

              Размотает клубок с новой сказкою,

              Кот пройдет возле ног с песней ласковой.

              Пропоем, а потом сядем рядышком

             И следим за клубком и за бабушкой.

              Ночь в окошке стоит,

              Но не спится мне:

              Вьется сказка, спешит

             Вслед за спицами.

- Прислушайтесь к топоту копыт, звону кольчуги, представьте образы русских богатырей. Они славят бесстрашие, удаль молодецкую, подвиги во славу Земли Русской.

Вот поёт песню Колобок. Дед зовёт бабу тащить репку, плачет Дед и Баба над разбитым яичком…(на доске появляются  иллюстрации к сказкам)

- Другие сказки уносят нас на ковре-самолёте в сапогах-скороходах в земли неизведанные.

  В сказках добро всегда побеждает зло. Сказки – Душа народа.

Физминутка.

2) Отношение к сказочному слову.

- Своё стихотворение сказкам посвятил В Берестов. Прочитаем его в тетради на с.26.

- Как автор называет сказку? (небылица)

- Значит ли это, что к сказочному слову нельзя относиться серьёзно? Может оно только развлекает? Давайте подумаем вместе.

3) Чтение текста учебника на с. 73.

- Что же сберегается в сказочном слове?    

- Значит, к слову сказки нужно относиться с полным доверием. Великая сила скрыта в сказочном слове: оно утешает в горе, возвращает силы.

- В какой пословице русский народ выразил своё уважение к сказочному слову?

«Сказка-ложь да в ней намёк - добрым молодцам урок (слайд № 5 )

- Верно, ребята. Имеющий ухо услышит, имеющий око узрит, а имеющий разум – уразумеет.

VΙ. Первичное закрепление.

1) - Давайте вспомним русскую народную сказку «Морозко» (слайд №6)

- Кто её главные герои?

 -Что случилось с ними?

- Чем всё закончилось?  

- Сейчас мы будем заниматься интересным делом. Вы должны потрудиться душой, постарайтесь понять, какой жизненный урок содержится в сказке «Морозко» и выразить его короткой пословицей.

 2) Активное занятие «Уроки сказки», тетрадь с.27.

  • Подготовительный этап.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  • Индивидуальный этап.

Учащиеся выбирают  и подчёркивают самую подходящую пословицу к сказке.

  • Работа в четвёрках.
  • Экспертная оценка.

 

(слайд № 7)

- Докажите свою точку зрения.

(Младшая дочь побеждает Морозко своим смирением.

-Тепло ли тебе, девица?

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Родная дочь мачехи преисполнена гордыни.

- Ой, застудил!

- Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

- Из-за гордыни и злобы она погибает.

- Чему учит эта сказка?

  • Рефлексия.

-Какие уроки дало общение друг с другом?

3) «Моя любимая сказка».

- В народе любили и уважали даровитого сказочника или сказочницу (слайд № 8).

-Приглашали в гости, на праздники и посиделки. Слушали, затаив дыхание.

-  А сейчас послушаем ваши рассказы о любимых сказках детства.

- Чему вы научились, читая или слушая сказку?

- Над чем задумались?

- Как трудилась ваша душа? (высказывания детей)

Вывод: - В детстве сказку слушают, в зрелости «на ус  мотают», а в старости её сами рассказывают. Слово сказочное – мудрый и добрый спутник на дороге жизни.

4) Стихотворение о сказке.

Ученик:

 В сказке солнышко горит,

 Справедливость в ней царит.

 Сказка — умница и радость,

 Ей повсюду путь открыт.

 Чтобы снова, чтобы снова

 Добрый злого победил,

 Чтобы добрый снова злого

 Стать хорошим убедил.

 Сказка по лесу идет,

 Сказку за руку ведет.

 Сказка — умница и радость

 С нами рядышком живет.

- Как автор называет сказку? Почему?

- А. С. Пушкин так выразил своё отношение к сказочному слову.

 (слайд № 9)

VΙI. Рефлексия.

- Какие чувства оставил в душе урок?

- Над чем заставил задуматься?

- Что хочу пожелать себе, одноклассникам?

VII. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам дома потрудиться душой и сочинить сказку  о животном, о любимой вещи, о труде. По желанию можно рассказать её в картинках или изготовить книжку-малышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка"Сказочное путешествие Дельфи по морям"

Учебное пособие по водной экологии для младших школьников. Работа в сказочной форме знакомит детей с морями и океанами нашей планеты, а так же с  животными и растительным миром морских водоемов....

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс

Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...

Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...

Викторина по сказкам "Сказочное путешествие"

Цель викторины:— активизировать детское чтение;— вспомнить и закрепить знания о названиях сказок, их авторах, героях детских сказок — организовать досуг учащихся....