"Сказка.Сказочное слово"
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок истоки проводится во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka._skazochnoe_slovo._2_klass.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
истоки по теме:
«Сказка. Сказочное слово».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Вовченко Г.Г.
апрель
2009 г.
Тема: «Сказка. Сказочное слово».
Цель:
- подвести учащихся к осмыслению истоков мудрости древних славян, зашифрованной в сказках; наполнение категорий
сказочного слова «Сказка»;
- развитие единого контекста в группе;
- стимулировать желание читать сказки.
Оборудование:
слайды № 1-9, карточки со словами: «Труд души», «Сказка», «Слово», «Сказки-юбиляры», «150 лет», «175 лет», «Народная мудрость», «Спутник жизни».
I. Самоопределение к деятельности.
- Закройте глаза. Вспомните о чём-то радостном. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение.
Хочу надеяться, что оно сохранится у вас на протяжении всего урока «Истоки».
(слайд № 1)
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
-Ребята, кому из вас дома удалось сегодня с утра пораньше встать и слово доброе сказать?
- Что вы чувствовали, когда произносили доброе слово?
- Как вас отблагодарили?
- Какие ещё виды слов мы открыли в разделе «Труд души» по теме «Слово»? (учащиеся называют, учитель прикрепляет к доске)
- Какое слово нужно постараться не пускать в свою жизнь? (злое: клевета, ложь, брань)
- Какие правила обращения со словом вы записали в свою тетрадь, с. 24?
- Подумай, прежде чем что-то сказать.
2.Умей выслушать собеседника.
3. Слово — серебро, молчание — золото.
- Старайся понять сказанное тебе с одного раза.
- Научись выполнять сказанное слово.
Вывод: - Слова как человечки. У каждого есть свой характер, своя душа, свой голос. Я думаю, вы согласитесь со мной, что чище всех голосок добрых слов: «Мы из сердца щедрого» - «говорят они».
- Искренне желаю вам, чтобы у вас появилось горячее желание идти по жизни, крепко держась за руки с добрыми словами. Они вас не подведут и уму-разуму научат, и на путь истинный направят, и ключ к знаниям дадут. Они всё могут, поверьте. Ведь не зря народ говорил: «Доброе слово сказать – посошок в руки дать».
- А сейчас давайте пожелаем друг другу добра, чтобы наш урок сегодня прошёл хорошо:
Я желаю тебе добра.
Пожелай и мне добра,
Если тебе сегодня будет трудно,
Я тебе помогу.
ΙΙΙ. Введение в тему.
- Продолжим наше путешествие в мир истоков в раздел «Труд души».
Я предлагаю вам посмотреть на труд души художника Виктора Васнецова
(слайд №2 - портрет).
(слайд №3 – сказки)
- Что объединяет его картины? (ответы детей)
- Верно, ребята. В.Васнецов называл себя сказочником. В своих картинах к сказкам он ещё раз хотел убедить людей, что добро дарит радость и помогает найти в жизни согласие и гармонию.
ΙV. Сообщение темы. Постановка цели.
-Тема нашего урока «Сказка. Сказочное слово».
(слайд № 4)
- Ребята, а как связаны между собой, тема нашего урока и тема раздела «Труд души»? (высказывания детей)
- Молодцы! Мы должны поразмышлять, как сказочное слово влияет на ум человека, заставляет трудиться душой, какие уроки люди извлекают из сказок, чему они учат детей и взрослых.
- Итак, в путь, ребята!
V. Открытие новых знаний.
1) «Сказка о сказке».
- На уроках литературного чтения мы с вами говорили, что сказки бывают…(русские народные, авторские или литературные…)
- Проверим вашу долговременную память. В тетради на с.26 нужно записать авторов известных вам литературных сказок.
-
(появляются карточки на доске)
- Среди этих сказок есть сказки- юбиляры. Сказке «А.Аксакова «Аленький цветочек в этом году исполняется 150 лет, а сказке А.Пушкина «Сказка о Золотом Петушке» - 175 лет. Это сказки-долгожители.
- Внимание! Сели поудобнее и послушали сказку о сказке.
- В давние времена, когда появился человек на земле, родилась сказка.
Долгими вечерами под завывание вьюги, ветра в трубе, у тёплой печки, под шум веретена, при свете лучины плавно лилась неторопливая бабушкина речь…
Ученик: У бабуси моей руки ловкие,
У бабуси моей песни долгие,
Размотает клубок с новой сказкою,
Кот пройдет возле ног с песней ласковой.
Пропоем, а потом сядем рядышком
И следим за клубком и за бабушкой.
Ночь в окошке стоит,
Но не спится мне:
Вьется сказка, спешит
Вслед за спицами.
- Прислушайтесь к топоту копыт, звону кольчуги, представьте образы русских богатырей. Они славят бесстрашие, удаль молодецкую, подвиги во славу Земли Русской.
Вот поёт песню Колобок. Дед зовёт бабу тащить репку, плачет Дед и Баба над разбитым яичком…(на доске появляются иллюстрации к сказкам)
- Другие сказки уносят нас на ковре-самолёте в сапогах-скороходах в земли неизведанные.
В сказках добро всегда побеждает зло. Сказки – Душа народа.
Физминутка.
2) Отношение к сказочному слову.
- Своё стихотворение сказкам посвятил В Берестов. Прочитаем его в тетради на с.26.
- Как автор называет сказку? (небылица)
- Значит ли это, что к сказочному слову нельзя относиться серьёзно? Может оно только развлекает? Давайте подумаем вместе.
3) Чтение текста учебника на с. 73.
- Что же сберегается в сказочном слове?
- Значит, к слову сказки нужно относиться с полным доверием. Великая сила скрыта в сказочном слове: оно утешает в горе, возвращает силы.
- В какой пословице русский народ выразил своё уважение к сказочному слову?
«Сказка-ложь да в ней намёк - добрым молодцам урок (слайд № 5 )
- Верно, ребята. Имеющий ухо услышит, имеющий око узрит, а имеющий разум – уразумеет.
VΙ. Первичное закрепление.
1) - Давайте вспомним русскую народную сказку «Морозко» (слайд №6)
- Кто её главные герои?
-Что случилось с ними?
- Чем всё закончилось?
- Сейчас мы будем заниматься интересным делом. Вы должны потрудиться душой, постарайтесь понять, какой жизненный урок содержится в сказке «Морозко» и выразить его короткой пословицей.
2) Активное занятие «Уроки сказки», тетрадь с.27.
- Подготовительный этап.
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Индивидуальный этап.
Учащиеся выбирают и подчёркивают самую подходящую пословицу к сказке.
- Работа в четвёрках.
- Экспертная оценка.
(слайд № 7)
- Докажите свою точку зрения.
(Младшая дочь побеждает Морозко своим смирением.
-Тепло ли тебе, девица?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Родная дочь мачехи преисполнена гордыни.
- Ой, застудил!
- Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
- Из-за гордыни и злобы она погибает.
- Чему учит эта сказка?
- Рефлексия.
-Какие уроки дало общение друг с другом?
3) «Моя любимая сказка».
- В народе любили и уважали даровитого сказочника или сказочницу (слайд № 8).
-Приглашали в гости, на праздники и посиделки. Слушали, затаив дыхание.
- А сейчас послушаем ваши рассказы о любимых сказках детства.
- Чему вы научились, читая или слушая сказку?
- Над чем задумались?
- Как трудилась ваша душа? (высказывания детей)
Вывод: - В детстве сказку слушают, в зрелости «на ус мотают», а в старости её сами рассказывают. Слово сказочное – мудрый и добрый спутник на дороге жизни.
4) Стихотворение о сказке.
Ученик:
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка — умница и радость,
Ей повсюду путь открыт.
Чтобы снова, чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый снова злого
Стать хорошим убедил.
Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет.
Сказка — умница и радость
С нами рядышком живет.
- Как автор называет сказку? Почему?
- А. С. Пушкин так выразил своё отношение к сказочному слову.
(слайд № 9)
VΙI. Рефлексия.
- Какие чувства оставил в душе урок?
- Над чем заставил задуматься?
- Что хочу пожелать себе, одноклассникам?
VII. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам дома потрудиться душой и сочинить сказку о животном, о любимой вещи, о труде. По желанию можно рассказать её в картинках или изготовить книжку-малышку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка"Сказочное путешествие Дельфи по морям"
Учебное пособие по водной экологии для младших школьников. Работа в сказочной форме знакомит детей с морями и океанами нашей планеты, а так же с животными и растительным миром морских водоемов....
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...
Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.
Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...
Викторина по сказкам "Сказочное путешествие"
Цель викторины:— активизировать детское чтение;— вспомнить и закрепить знания о названиях сказок, их авторах, героях детских сказок — организовать досуг учащихся....