Индивидуальный учебный план по обучению ребенка с ЗПР 1 класс
консультация (1 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Индивидуальный учебный план составлен в соответствии с рекомендациями ПМПК по обучению ребенка с ЗПР в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_uchebnyy_plan_zpr.rar53.91 КБ

Предварительный просмотр:

  

 

Индивидуальный учебный план (перспективный)

обучения (Ф. И. О.)

 

на 2014-2018 учебный год

 

2014 год

Пояснительная записка

к  индивидуальному учебному плану МБОУ …..

в 2014 – 2015 учебном году

Индивидуальный учебный план МБОУ …… – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение в 1-4 классах по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития.

Обучение по программе начального общего образования (Ф. И. О.) организовано на основе приказа отдела образования……района от  2014 г №  «Об обучении обучающейся МБОУ ….. по программе для детей с задержкой психического развития».

 Индивидуальный учебный план составлен на основе   следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (проект)

Концепции:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

 Программы:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012 г. на заседании Правительства Российской Федерации);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета от 27-28 июля 2010 года № 1).

Постановления:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства российской Федерации» (отменено постановление от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013  № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования»;
  • Постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014  № 158 «О внесении изменений  в постановление Правительства  Ростовской области от 25.09.2013 г. № 596»;

Приказы;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Ростовской области»;
  • Приказ Минобразования РО от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312»;
  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089»;
  • Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 13.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30 апреля 2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
  •  Приложения  к приказу Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 № 263:
  •  Приложение № 1 «Пояснительная записка к Примерному учебному плану (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
  • Приложение № 2 «Примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приложение № 11 «Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке регионального примерного учебного плана»;
  • Приложение № 12 «Рекомендации по оформлению учебного плана образовательного учреждения в 2014-2015 учебном году».

Распоряжения:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».
  • Устав МБОУ …..
  • Основная образовательная программа МБОУ …. Начальная школа (в рамках ФГОС НОО);

         - Адаптированная образовательная программа МБОУ …..

  • Программа развития МБОУ …..

Индивидуальный учебный план начального общего образования для обучающейся  с задержкой психического развития составлен с учетом решения следующих задач:

  • воспитание и развитие обучающейся;
  • овладение ею чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения, речи и общения, речи общения, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
  • компенсация отставания в развитии, устранение пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных особенностей, возникших в результате нарушенного развития (особенности мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.)

   Индивидуальный учебный план для I — IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

 

Продолжительность учебного года:

  • I класс – 33 учебных недели,
  • II-IV классы -  34 учебных недели

Продолжительность учебной недели:

  •  I класс – 5 дней
  • II-IV классы – 6 дней

Продолжительность урока:

  • для I класса – 35 минут в I, II четвертях, 45 минут в III, IV четвертях  
  • для II-IV классов – 45 минут

Режим работы:

  • учебные занятия в I смену  
  • в I классе – пятидневная рабочая неделя, используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре-октябре –  по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 минут каждый;
  • во II-IV — шестидневная рабочая неделя .

Индивидуальный учебный план по обучению (Ф. И. О). включает предметы федерального компонента (инвариантная часть) и компонента образовательного учреждения (часть, формируемая участниками образовательного процесса)  в  I-IV классах

Часы компонента образовательного учреждения (вариативной части)  использованы для расширения содержания учебных предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, элективных предметов (курсов).

    В структуре учебного плана I- IV  классов выделены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

  Обязательная часть учебного плана I- IV  классов реализуется в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (ФГОС НОО).

Часы регионального компонента    переданы в компонент образовательного учреждения и используются для реализации предметов (курсов) региональной направленности.

Компонент образовательного учреждения (часть, формируемая участниками образовательного процесса) учебного плана МБОУ …… общеобразовательной школы  по решению Совета школы (протокол  от 24.06.2014 г. № 5) используются:

во II-IV классах (9 час. в неделю)

  • на изучение элективных курсов:
  1. по русскому языку «Культура речи» (3часа: по 1 часу в неделю в каждом классе);
  2. по математике «Практические задачи по математике» (3часа: по 1 часу в неделю в каждом классе);
  • на изучение предмета «Информатика и ИКТ» (3часа: по 1 часу в неделю в каждом классе) 

Предметные области

Учебные предметы

                            Классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Иностранный язык (английский)

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого

21

23

23

23

90

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

3

3

3

Культура речи

-

1

1

1

3

Информатика и ИКТ

-

1

1

1

3

Практические задачи по математике

-

1

1

1

3

Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной неделе

-

26

26

26

78

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе

21

-

-

-

21

Общее количество часов федерального компонента и компонента образовательного учреждения индивидуального  учебного плана   не превышает максимальной нагрузки обучающихся при 5-дневной рабочей неделе обучения в I классе и при 6-дневной рабочей неделе обучения во II- IV  классах.

Цели обучения ребенка с ЗПР на I cтупени

Цель : обеспечить  системный подход к созданию условий для развития ребенка с задержкой психического развития и оказание ему комплексной помощи   в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающейся, ее социальной адаптации.

Задачи :

-  определять особые образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития;

-определять особенности организации образовательного процесса для ….. в соответствии с ее индивидуальными особенностями , структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создать условия, способствующие освоению ребенком с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и ее интеграции в образовательном учреждении;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающейся  с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и   физического развития, индивидуальных возможностей ребенка в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающейся с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 Характеристика обучающейся с задержкой психического развития Ф. И. О.

Ф. И. О.   в  2014-2015 уч. году обучается в 1 классе повторно по рекомендации ПМПК по  программе начального образования, адаптированной для детей с задержкой психического развития.

          Программный материал по основным предметам  обучающаяся усваивает   слабо.

  Девочка  владеет прямым и обратным счетом в пределах 10.   Знает начертание изученных цифр, но очень слабые навыки счета в пределах 10, плохо знает состав чисел. Не  справляется со сравнением чисел. Примеры решает с опорой на счетный материал. Называет основные геометрические фигуры.  Плохо ориентируется во времени,  в днях недели, месяцах. Не- полно называет основные признаки времен года.

…    знает  все буквы.  Графический навык хороший,    работы выполняет  не всегда аккуратно . Под диктовку  пишет отдельные буквы, в словах делает пропуски.   Работа по списыванию с печатного и рукописного текстов дается без  труда.  

       На уроках часто отвлекается  Мышление наглядно-образное. Внимание неустойчивое. Объем памяти   низкий.  

     К учебе относится более ответственно, чем в прошлом году.

      Речь фразовая, аграмматичная. Словарный запас беден. Речевая активность низкая.  Запас знаний об окружающем мире недостаточен.

 

Особенности ребенка с задержкой психического развития:  

- Снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

-более низкий уровень развития восприятия;

-недостаточная продуктивность произвольной памяти;

- отставание в развитии всех форм мышления;

- дефекты звукопроизношения;

- своеобразное поведение;

- бедный словарный запас;

- низкий навык самоконтроля;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений и представлений;

- слабая техника чтения;

- трудности в счете, в решении задач.

Рекомендуемые условия обучения и воспитания:

- соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;

- целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);

- сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;

- индивидуальная дозированная помощь ученику;

- развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;

- малая наполняемость класса;

- щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований

- специальная подготовка педагога;

-создание у ученика чувства защищенности и  эмоционального комфорта;

- поддержка ученика учителями школы.

 

Специфика содержания образования детей с ЗПР 

При  освоении   программы начального общего образования дети с ЗПР обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программу коррекционной работы, направленную на развитие жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и специальную поддержку освоения основной образовательной программы. Обучение Ф. И. О. организуется на основе УМК «Перспективная начальная школа», которая обеспечивает  организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь,  позволяет провести необходимую коррекционную работу.

Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

Особое внимание уделяется коррекционной работе с обучающейся с ЗПР.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

- наблюдение за ученицей в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками,   медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики учащейся с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- контроль  успеваемости и поведения учащейся в классе;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы  учащаяся с ОВЗ чувствовала себя в школе комфортно;

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение   (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

-  использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

 

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования  формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:

-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,  коммуникативные);

-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Содержание образования на I ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся.

Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.

 

Обоснование использования части,

формируемой участниками образовательного процесса

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  (элективные курсы и предметы), определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающейся, ее родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения. Решение о включении в учебный план курсов по выбору принято на заседании Совета школы с повесткой «О включении в учебный план начальной школы  элективных предметов (курсов) в часть, формируемую участниками образовательного процесса» (протокол от  . 2014 г. № ).

Содержание учебного предмета «Русский язык» расширено элективным курсом  «Культура речи» во II-IV классах (по 1  час)  с целью развития содержания базового учебного предмета и  учёта того, что речевой навык является общеучебным навыком.

В предметной области «Математика и информатика» содержание учебного предмета «Математика» расширено курсом по выбору ОУ «Практические задачи по математике» во II-IV классах (по 1  час)  с целью развития содержания базового учебного предмета и с целью формирования способности ребенка применять полученные на уроках математики знания в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

  Введён предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» во II-IV классах (по 1  час) как предмет по выбору с целью удовлетворения познавательных интересов   в различных сферах человеческой деятельности,    направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

    Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается в I-IV классах по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

 

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка»  и «Изобразительное искусство» по 1 часу в I-IV классах.

           С целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающейся с ЗПР, формирования физической культуры личности   с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации проводится 3 часа физической культуры  по программе В. И. Ляха, при этом используется потенциал спортивной инфраструктуры микроучастка  (школьный спортивный зал, спортивная площадка, оснащённые необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём).

 Внеурочная деятельность

Учащиеся начальной школы обучаются по общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется в 1-4 классах по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное).  

                Внеурочная деятельность в 1 -4 классах осуществляется во второй половине дня после перерыва  продолжительностью 45 минут. По выбору обучающейся и родителей организована работа кружков «»Шахматная школа», «Дончата», «В мире танца», «Умелые руки»,   «Палитра детских голосов»,  «Я-гражданин».

Организация школьных мероприятий  предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Внеурочная деятельность

1 кл

2 кл.

3 кл

4 кл.

Итого

ОУ

ОУ

ОУ

ОУ

 Я  - гражданин

-

-

1

1

2

Дончата

1

1

1

1

4

Палитра детских голосов

1

1

1

1

4

Умелые руки

1

1

1

1

4

 Шахматная школа

1

1

-

-

2

Хореографическая студия «В мире танца»

1

1

1

1

4

Итого:

5

5

5

5

20

Требования к результатам обучения детей с ЗПР

Требования к результатам обучения детей с ЗПР, осваивающих первый

вариант программы (А), по основной образовательной программе задаются действующим ФГОС НОО. Эти требования дополняются специальными требованиями к результатам образования по программе коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции, задаваемыми ФГОС для обучающихся с ЗПР по основным направлениям коррекционной работы.

Требования к результатам овладения жизненными компетенциями

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Развитие у обучающегося с ЗПР адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения:

 умение различать социальные ситуации, в которых необходима

посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется;

 умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать

ограничения, связанные с состоянием здоровья (понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, приёме медицинских препаратов);

 умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения;

  умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный

запас фраз для ее определения (меня мутит; терпеть нет сил; у меня болит …;

извините, эту прививку мне делать нельзя; извините, сладкие фрукты мне

нельзя, у меня аллергия на …);

 умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей,

и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения (например, приём медицинских препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки);

 умение пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном

телефоне в экстренных случаях;

 умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно

выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему (Я забыл ключи, жду тебя у подъезда. У меня болит живот, забери меня из школы и др.);

 умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому;

 умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,

сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.);

 умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

2. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту:

 прогресс в самостоятельности и независимости в быту и в школе (ребёнок умеет самостоятельно готовить к уроку рабочее место и убирать его после урока, переодеваться, собирать вещи в сумку и т.д., не обращаясь за помощью к взрослым);

 умение устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового или школьного явления и предвидеть нежелательные последствия. Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному:

 представления об устройстве домашней жизни;

 умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность за выполнение домашних дел.Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми:

 представления об устройстве школьной жизни;

 освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке);

 умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

 умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность.

Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными:

 усвоение и осмысление годового цикла семейных и школьных праздников, осмысление их значения и особенностей;

 стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности.

3. Овладение навыками коммуникации.

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях:

 умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную)как средство достижения цели;

 развитие произносительной стороны речи;

 умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе

коммуникации;

 умение вступить и поддержать разговор, задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

 умение слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника, используя продуктивные речевые высказывания, т. е. отвечающие ситуации общения и передающие мысль в наиболее понятной и лаконичной форме.

(Повторите, пожалуйста, я не услышал; Я не совсем понял, что ты имеешь

в виду; Правильно ли я вас/ тебя понял? Вы/ты сказали/ сказал, что... );

 умение корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.(Нет, спасибо. К сожалению, я не могу. Извините, но мне это неприятно; Большое спасибо. Я вам/тебе очень благодарен, вы/ты мне очень помогли/помог; Мне так жаль. Могу ли я вам чем-нибудь помочь? Я вам/тебе искренне сочувствую; Это мамина вещь, поэтому брать её нельзя; Извини, но мне не разрешают меняться; Я не могу принять такой подарок. Он очень дорогой. И др.

 умение распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей);

 умение пренебречь правилами коммуникативного взаимодействиями при возникновении неотложной ситуации, требующей немедленного обращения;

 умение отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию;

 умение удерживаться в контексте коммуникации;

 проявление интереса к обмену впечатлениями, активизация попыток разделить их с близкими: поделиться переживаниями о происходящем в данный момент и попытки рассказать о событиях своей жизни, неизвестных собеседнику;

 наличие успешного опыта использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами);

 стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать

конфликты со сверстниками;

 владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками (уважительно относиться к чужой позиции, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения, проявлять гибкость и т.д.);

 освоение культурных форм выражения своих чувств.Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении:

 расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать

коммуникацию как средство достижения цели.4. Дифференциация и осмысление картины мира.Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с

бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности:

 адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

 использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

 способность прогнозировать последствия своих поступков, неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей для себя и окружающих;

 расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др., включение их в повседневную жизнь ребёнка;

 понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность, и умение действовать в соответствии с их значением (Опасно для жизни; Не подходи, убьёт; Осторожно, скользко; Осторожно, сосульки; Купаться в этом месте запрещено; Не заплывать за буйки. И др.). Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком:

 умение ориентироваться в реалиях природных явлений, накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

 умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимать, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»);

 умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.);

 умение прогнозировать последствия воздействия природных явлений (дождь, гроза, снегопад, гололед и др.) и избегать нежелательных последствий. Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой:

 развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

 развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;

 умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

 умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни;

 освоение нового при помощи экскурсий и путешествий;

 умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.):

 умение в понятной для окружающих форме передать свои впечатления, соображения, умозаключения;

 умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

 умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

5. Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми:

 представления об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;

 знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.;

 стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д.Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов:

 умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы;

 умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника;

 умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта; умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение;

 овладение способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов,

выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения:

 понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного характера при общении с учителем или незнакомым взрослым (например, не задавать нескромные вопросы, касающиеся личной жизни педагога, его отношения к религии т. п.);

 умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

 умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

 умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия. Образование обучающегося с ЗПР может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения учащегося по основной образовательной программе начального общего образования, предусмотренной ФГОС и продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы начального общего образования не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения программы варианта А для обучающихся с ЗПР.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....

Рабочая программа учебного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в 1 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."

Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс

Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...

Индивидуальная рабочая программа обучения литературное чтение 1 класс

Индивидуальная рабочая программа обучения                    литературное  чтение 1 класс...

Рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий

Рабочая программа    учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий...

Индивидуальный учебный план обучения на дому ученицы 2 «Б» класса СИПР

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА СТРУКТУРА  СИПР...