Рабочая программа учебного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в 1 классе
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО | Утверждена Директором МБОУ «СОШ №8» Рузаевского муниципального района |
/__________________/ «___»_________201__г.
«___»___________201__г.
Рабочая программа
учебного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в 1 «Г» классе
Составитель: Третьякова Н.Ю.
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Горецкий В.Г. Обучение грамоте - «Школа России» 2011 г.
Целями изучения предмета являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Программа составлена в соответствии с авторским курсом Горецкого В.Г. Обучение грамоте - «Школа России».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №8 на обучение грамоте в 1 классе начальной школы отводится 207 учебных часов. Из них 115 учебных часов обучение письму (5 часов в неделю), 92 учебных часа – обучение чтению (4 часа в неделю).
Ценностные ориентиры учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам письма;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредментые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке какгосударственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Макси-мальная нагрузка уч-ся | Из них |
Теорити-ческое обучение | ПДД | Кон-трольная работа, | Экскур-сии | Самосто- ятельная работа |
Обучение чтению |
1 | Добукварный период | 14 | 14 |
2 | Букварный период | 58 | 56 | 2 |
3 | Послебукварный период | 20 | 20 |
Обучение письму |
1 | Добукварный период | 17 | 17 |
2 | Букварный период | 73 | 73 |
3 | Послебукварный период | 25 | 25 |
Итого | 207 | 205 | 2 |
Основное содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Вид самостоя- тельной работы | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Вид самостоя- тельной работы | Дата проведения |
План. | Факт |
Добукварный период(31 ч) |
1 | Обучение чтению | 14 | 1 | Обучение письму | 17 |
1.1 | «Азбука» — первая учебная книга. | 1 | Знакомство с учебником «Азбука», его элементами и содержанием. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Моделировать слова при помощи схем. Определять на слух ударный слог в словах. Объяснять смысл поговорки. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с разными слого-звуковыми моделями, находить модель слова, обосновывать свой выбор. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы. Соотносить звук и букву, его обозначающую. Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 1. 1 | Пропись — первая учебная тетрадь. Знакомство с прописью. | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма. Обводить предметы по контуру. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Воспроизводить и применять правила работы группе Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Осваивать приёмы комментированного письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем. | 3.09.12 |
1.2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1. 2 | Выполнение рисунка в прописи. | 4.09.12 |
1.3 | Слово и предложение. | 1. 3 | Выполнение геометрических узоров по образцу. | 5.09.12 |
1.4 | Слог. | 1. 4 | Обведение предметов по контуру. | 6.09.12 |
1. 5 | Знакомство с разлиновкой в прописи. | 7.09.12 |
1.5 | Ударение в слове | 1. 6 | Знакомство с основным алгоритмом. | 10.09 |
1.6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1. 7 | Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма | 11.09 |
1.7 | Звуки в словах. | 1. 8 | Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма. | 12.09 |
1.8 | Слог-слияние. | 1. 9 | Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнительных строк на 3 части. | 13.09 |
1. 10 | Нахождение и обозначение соответствующими значками мест соединений элементов в буквах и букв в словах. | 14.09 |
1.9 | Повторение и обобщение пройденного материала. Слого-звуковой анализ слов. | 1. 11 | Письмо элементов заглавных букв, схожих по написанию с элементами основного алгоритма письма – буквы И. | 17.09 |
1. 10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1. 12 | Письмо строчной и заглавной букв А, а. | 18.09 |
1. 11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1. 13 | Письмо строчной и заглавной букв О, о. | 19.09 |
1. 12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1. 14 | Письмо строчной буквы и. | 20.09 |
1. 15 | Письмо заглавной буквы И. | 21.09 |
1. 13 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1. 16 | Письмо буквы ы. | 24.09 |
1. 14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1. 17 | Письмо строчной и заглавной букв У, у. | 25.09 |
Букварный период (131 ч) |
2 | Обучение чтению | 58 | 2 | Обучение письму | 73 |
2.1 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделять изучаемые звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные или гласные сравнивать их. Слышать и различать звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Объяснять смысл пословиц. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Составлять слова из букв и слогов. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов. Работать в группе: наблюдать за изменением слов, сравнивать слова в парах, придумывать аналогичные пары слов; отвечать по очереди, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов. Разгадывать ребусы: определять цель задания, объяснять способ разгадывания ребуса. Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. Анализировать выполнение учебной задачи урока. Наблюдать за изменением слов. Находить в словах общую часть. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки. Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у. Объяснять роль буквы ь. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости, устанавливать различия. Определять роль новой буквы — разделительного твердого знака (ъ). Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения. | 2. 1 | Письмо строчной буквы н | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы изучаемой буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Конструировать изучаемые буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Применять критерии оценивания выполненной работы. Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам. Составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его под руководством учителя, используя приём комментирования. Правильно интонировать при чтении вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования. Составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем. Отвечать письменно на вопрос текста, записывать ответ грамотно. Вставлять пропущенную букву в слово в соответствии со смысловым значением. Писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами. Образовывать форму единственного и множественного числа существительных с опорой на слова один — много и схему-модель. Разгадывать ребусы. Употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек. Объяснять смысл поговорки, записывать поговорку без ошибок. Записывать под диктовку без ошибок 1—2 предложения после предварительного анализа. Составлять рассказ по иллюстрации, записывать 2—3 предложения с комментированием. Сопоставлять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными. Образовывать от существительных-названий животных существительные-названия детёнышей с помощью суффиксов по образцу, данному в прописи. Дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях. Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных. Подбирать антонимы-прилагательные по образцу, данному в прописи. Записывать текст с использованием прилагательных. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Составлять рассказ с использованием поговорки, записывать текст из 3—5 предложений, отражать смысл поговорки в своём письменном высказывании. | 26.09 |
2.2 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Н, н | 1 | 2. 2 | Письмо заглавной буквы Н | 1 | 27.09 |
2. 3 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 28.09 |
2.3 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 | 2. 4 | Письмо строчной буквы с | 1 | 1.10.12 |
2.4 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами С,с | 1 | 2. 5 | Письмо заглавной буквы С | 1 | 2.10 |
2.5 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 | 2. 6 | Письмо строчной буквы к | 1 | 3.10 |
2.6 | Упражнение в чтении слов ипредложений с буквами К, к | 1 | 2. 7 | Письмо заглавной буквы К | 1 | 4.10 |
2. 8 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 5.12 |
2.7 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | 1 | 2. 9 | Письмо строчной буквы т | 1 | 8.12 |
2.8 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Т, т | 1 | 2. 10 | Письмо заглавной буквы Т | 1 | 9.12 |
2.9 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. | 1 | 2. 11 | Письмо строчной буквы л | 1 | 10.12 |
2. 10 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Л, л. | 1 | 2. 12 | Письмо заглавной буквы Л | 1 | 11.12 |
2. 13 | Проверочная работа по теме «Письмо слов с изученными буквами». | 1 | 12.12 |
2. 11 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 | 2. 14 | Письмо строчной буквы р | 1 | 15.12 |
2. 12 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Р, р | 1 | 2. 15 | Письмо заглавной буквы Р | 1 | 16.12 |
2. 13 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 | 2. 16 | Письмо строчной буквы в | 1 | 17.12 |
2. 14 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами В, в | 1 | 2. 17 | Письмо заглавной буквы В | 1 | 18.12 |
2. 18 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 19.12 |
2. 15 | Гласные буквы Е, е. | 1 | 2. 19 | Письмо строчной буквы е | 1 | 22.12 |
2. 16 | Функции буквы е | 1 | 2. 20 | Письмо заглавной буквы Е | 1 | 23.12 |
2. 17 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Е, е ПДД.Транспортные средства. | 1 | 2. 21 | Упражнение в написании строчной и заглавной букв Е, е. | 1 | 24.12 |
2. 18 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | 2. 22 | Письмо строчной буквы п | 1 | 25.12 |
2. 23 | Письмо заглавной буквы П | 1 | 26.12 |
2. 19 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами П, п | 1 | 2. 24 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 29.12 |
2. 20 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | 2. 25 | Письмо строчной буквы м | 1 | 30.12 |
2. 21 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами М, м | 1 | 2. 26 | Письмо заглавной буквы М | 1 | 31.12 |
2. 22 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 | 2. 27 | Письмо строчной буквы з | 1 |
2. 28 | Письмо заглавной буквы З | 1 |
2. 23 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами З, з | 1 | 2. 29 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 24 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 | 2. 30 | Письмо строчной буквы б | 1 |
2. 25 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Б,б | 1 | 2. 31 | Письмо заглавной буквы Б | 1 |
2. 26 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 | 2. 32 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 33 | Письмо строчной буквы д | 1 |
2. 27 | Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Д, д | 1 | 2. 34 | Письмо заглавной буквы Д | 1 |
2. 28 | Функция буквы я | 1 | 2. 35 | Письмо строчной буквы я | 1 |
2. 29 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Я, я. | 1 | 2. 36 | Письмо заглавной буквы Я | 1 |
2. 30 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 | 2. 37 | Письмо строчной буквы г | 1 |
2. 38 | Письмо заглавной буквы Г | 1 |
2. 31 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | 2. 39 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 32 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | 2. 40 | Письмо строчной буквы ч | 1 |
2. 33 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ч,ч. | 1 | 2. 41 | Письмо заглавной буквы Ч | 1 |
2. 34 | Буква ь | 1 | 2. 42 | Буква ь. правописание слов с мягким знаком | 1 |
2. 43 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. | 1 |
2. 35 | Упражнение в чтении слов с мягким знаком в середине слова и на конце. | 1 | 2. 44 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 36 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | 2. 45 | Письмо строчной буквы ш | 1 |
2. 37 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ш, ш | 1 | 2. 46 | Письмо заглавной буквы Ш | 1 |
2. 38 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | 2. 47 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 48 | Письмо строчной буквы ж | 1 |
2. 39 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ж, ж | 1 | 2. 49 | Письмо заглавной буквы Ж | 1 |
2. 40 | Функции буквы ё | 1 | 2. 50 | Письмо строчной буквы ё | 1 |
2. 41 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ё, ё | 1 | 2. 51 | Письмо заглавной буквы Ё | 1 |
2. 42 | Звук [й’], буквы Й, й. | 1 | 2. 52 | Письмо строчной буквы й | 1 |
2. 53 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 43 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | 2. 54 | Письмо строчной буквы х | 1 |
2. 44 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Х, х | 1 | 2. 55 | Письмо заглавной буквы Х | 1 |
2. 45 | Функция буквы ю. | 1 | 2. 56 | Письмо строчной буквы ю | 1 |
2. 46 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ю, ю | 1 | 2. 57 | Письмо заглавной буквы Ю | 1 |
2. 45 | ПДД. Мы знако- мимся с дорож- ными знаками. | 2. 58 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 47 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | 2. 59 | Письмо строчной буквы ц | 1 |
2. 48 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ц, ц | 1 | 2. 60 | Письмо заглавной буквы Ц | 1 |
2. 49 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 | 2. 61 | Письмо строчной буквы э | 1 |
2. 50 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Э, э | 1 | 2. 62 | Письмо заглавной буквы Э | 1 |
2. 63 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
2. 51 | Основная мысль текста | 1 | 2. 64 | Упражнение в написании слов и предложений под диктовку | 1 |
2. 52 | Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ | 1 | 2. 65 | Письмо строчной буквы щ | 1 |
2. 53 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Щ, щ | 1 | 2. 66 | Письмо заглавной буквы Щ | 1 |
2. 54 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 | 2. 67 | Письмо строчной буквы ф | 1 |
2. 68 | Письмо заглавной буквы Ф | 1 |
2. 55 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ф,ф | 1 | 2. 69 | Упражнение в списывании текста с печатного шрифта. | 1 |
2. 56 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 2. 70 | Письмо слов с разделительным ь знаком. | 1 |
2. 57 | Чтение слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. | 1 | 2. 71 | Письмо слов с разделительным ъ знаком. | 1 |
2. 58 | Как хорошо уметь читать. Русский алфавит. | 1 | 2. 72 | Упражнение в написании слов с разделительным твёрдым знаком | 1 |
2. 73 | Упражнение в списывании текста с печатного шрифта. (тетр. в узкую линейку) | 1 |
Послебукварный период (45 ч) |
3 | Обучение чтению | 20 | 3 | Обучение письму | 25 |
3. 1 | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить поступки героев со своими поступками. Читать самостоятельно произведения. Корректировать ответы одноклассников. Анализировать текст. Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников. Участвовать в коллективном проекте. Активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Выделять при выполнении задания новую полезную информацию. Делить текст на части. Находить в тексте ключевые слова и слова ориентиры. Пересказывать текст с опорой на ключевые слова. Составлять текст по изучаемой теме. Соотносить свои поступки и поступки литературных героев. Проводить литературоведческий анализ текста. Составлять собственный текст. Обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать. Участвовать в коллективной деятельности. Определять жанровые особенности текстов. Объяснять значение новых слов. Составлять план действий. Определять уровень усвоения нового материала. Оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности. | 3. 1 | Письмо слов с изученными буквами А, а; Б, б; В, в; Г, г; Д, д. Большая буква. | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Собирать, анализировать и оценивать информацию на уроке. Записывать слова и предложения после слого-звукового разбора с учителем. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения. Составлять простые и распространённые предложения. Осуществлять самоконтроль и самопроверку. Классифицировать слова по их значению. Находить основу предложения. Работать самостоятельно. Добиваться поставленной цели. Работать с различными источниками информации. Находить нужную информацию в словарях. Вести исследовательскую деятельность. Списывать предложения и тексты с печатного и письменного шрифта. Проверять написанное. Писать под диктовку предложения. Оценивать собственную деятельность. |
3. 2 | К. Ушинский. Наше Отечество. | 1 | 3. 2 | Письмо слов с изученными буквами А, а; Б, б; В, в; Г, г; Д, д. Предложение. | 1 |
3. 3 | История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские. | 1 | 3. 3 | Письмо слов с изученными буквами Е, е; Ё, ё; Ж, ж; З, з; И, и. Слово. Значение слова. | 1 |
3. 4 | В. Крупин. Первый букварь | 1 | 3. 4 | Письмо слов с изученными буквами Е, е; Ё, ё; Ж, ж; З, з; И, и. Текст. | 1 |
3. 5 | Письмо слов с изученными буквами К, к; Л, л; М, м; Н, н; О, о. Предложение. | 1 |
3. 5 | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 | 3. 6 | Письмо слов с изученными буквами К, к; Л, л; М, м; Н, н; О, о. Слово | 1 |
3. 6 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | 3. 7 | Алфавит. Гласные звуки и буквы. Работа над ошибками | 1 |
3. 7 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | 1 | 3. 8 | Письмо слов с изученными буквами П, п; Р, р; С, с; Т, т; У, у. Обозначение мягкости согласного звука гласным. | 1 |
3. 8 | К.И. Чуковский. Телефон. | 1 | 3. 9 | Письмо слов с изученными буквами П, п; Р, р; С, с; Т, т; У, у. Согласные звуки: парные, непарные, твердые, мягкие. | 1 |
3. 10 | Письмо слов с изученными буквами Ф, ф; Х, х; Ц, ц; Ч, ч; Ш, ш. Деление слов на слоги и для переноса. | 1 |
3. 9 | К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. | 1 | 3. 11 | Письмо слов с изученными буквами Ф, ф; Х, х; Ц, ц; Ч, ч; Ш, ш. Твердые и мягкие шипящие согласные. | 1 |
3. 10 | В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | 3. 12 | Письмо слов с изученными буквами Щ, щ; ъ; ы; ь; Э, э; Ю, ю; Я, я. Буквы, обозначающие два звука. Перенос слов. | 1 |
3. 11 | Творчество С.Я.Маршака | 1 | 3. 13 | Письмо слов с изученными буквами Щ, щ; ъ; ы; ь; Э, э; Ю, ю; Я, я. Текст. | 1 |
3. 12 | Творчество М.М.Пришвина | 1 | 3. 14 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
3. 15 | Письмо слов с изученными буквами. Единственное и множественное число имен существительных | 1 |
3. 13 | Твочество А.Л.Барто | 1 | 3. 16 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
3. 14 | Творчество В.А.Осеевой, С.В.Михалкова | 1 | 3. 17 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
3. 15 | Творчество Б.В.Заходера | 1 | 3. 18 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
3. 16 | Произведения В.Д.Берестова | 1 | 3. 19 | Упражнение в списывании текста с печатного шрифта | 1 |
3. 20 | Заглавные буквы в словах | 1 |
3. 17 | Наши проекты. Живая Азбука. | 1 | 3. 21 | Словарный диктант | 1 |
3. 18 | Прощание с азбукой | 1 | 3. 22 | Запись текста под диктовку | 1 |
3. 19 | Резерв | 1 | 3. 23 | Деление слов на слоги | 1 |
3. 20 | 1 | 3. 24 | Основа предложения | 1 |
3. 25 | Контрольное списывание | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Горецкий В.Г. и др. Азбука. М.: Просвещение, 2012. Илюхина В.А. Чудо-прописи. № 1, 2, 3, 4. М.: Просвещение, 2012. | К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ |
Печатные пособия |
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных ) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) | Д К |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). | Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д | С диагональю не менее 72 см Размер не менее 150x150 см |
Литература.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.:Ч. 1, Ч. 2.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.
4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковылёвой, О.Б. Логиновой.
5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.: Ч. 1, Ч.2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
6. Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова.
7. Горецкий В.Г. и др. Азбука. М.: Просвещение, 2012.
8. Илюхина В.А. Чудо-прописи. № 1, 2, 3, 4. М.: Просвещение, 2012.
9. Горецкий В.Г. Обучение грамоте (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. М.: Просвещение, 2011. С. 54 – 145).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте и письму" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий
Рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте/ Письмо» 1 класс Горецкий...
Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте" (1 класс)
Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте" (1 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Обучение грамоте и развитие речи
Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена на основе примерной Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные сту...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Обучение грамоте» на 2021-2022 учебный год 1 класс Образовательная система: «Гармония»
Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу ...
Комментарии
Рабочая программа по обучению
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиями ФГОС.