Индивидуальная рабочая программа обучения литературное чтение 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Стародымова Валентина Викторовна

Индивидуальная

рабочая программа 

обучения

 

                  литературное  чтение

 

1 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Индивидуальная

рабочая программа 

обучения

                  литературное  чтение

1 класс

Составил(а) учитель

начальных классов

Стародымова  Валентина  Викторовна

                                                                     село Чёрная Слобода

Содержание

 

Литературное  чтение

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

Цель программы: 

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы: 

1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Ценности программы: 

Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности  ребенка. 
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Учебный план индивидуального обучения на дому 1 класс

Учебный предмет

Количество часов

Литературное чтение

1,5

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе ФГОС НОО 2011 г, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 1-4 классы», УМК «Школа России»

Категория обучающихся

Учащаяся 1 класса

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

51 час

Форма обучения

Домашнее обучение

Режим занятий

1,5 часа в неделю

  1. Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

  1. Содержание   учебного курса

                                                Обучение грамоте (37 часов)

Добукварный период (5 часов) 

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности. Развитие интереса к процессу обучения.

Речь (устная и письменная) – общее представление.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательность), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период. Обучение чтению (28 часов) 

Содержание букварного периода охватывает изучении первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. 

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, щ – ж, п – б, с – ш и т.д.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов – названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. 
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период. Как хорошо уметь читать.  (4 часа) 

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. 

                                          Литературное чтение (14 часов)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Жили – были буквы  (4  часа)

В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмакова  «Аля, Кляксич и буква А».

С.Чёрный «Живая азбука»  Ф.Кривин «Почему   «А» поёт, а «Б» нет»

Г.Сапкир «Про медведя»

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26»

Загадки. Сказки. Небылицы. (3 часа)

Русские народные сказки

Загадки. Песенки.  Потешки. Небылицы.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Апрель! Апрель! Звенит капель…(2 часа )

Стихи русских поэтов о весне.

И в шутку и всерьёз (2 часа)

И. Токмакова «Мы играли в  хохотушки». Г.Кружков «Ррры».   Н.Артюхова  «Саша-дразнилка»

К.Ушинский  «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». 

 Я и мои друзья (1 час)

Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок»

О братьях наших меньших. (2 часа)

С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата»            

 В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет»    

  1. Учебно-тематический план

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Д\З

исх

кор

                           Обучение грамоте (37 часов)                             

                            Добукварный период (5  часов)

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Слово и предложение.

 

Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Слог-слияние.

Гласный звук [ а], буквы А, а. Гласный звук [ о], буквы О, о.

Гласный звук [ и], буквы И, и. Гласный звук [ ы], буква ы.

Гласный звук [ у], буквы У, у.  

                Букварный период. Обучение чтению (28  часов)

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н.

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с.

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.  

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.  

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.  

Гласные буквы Е,е  

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  

Гласные буквы Я, я.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук  [ч,], буквы Ч,ч.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Гласные буквы Ё, ё.

Звук [ј,], буквы Й, й.

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

Гласные буквы Ю, ю.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.

Мягкий и твердый разделительные знаки

Русский алфавит.

   Послебукварный период.  Как хорошо уметь читать.  (4 часа)

Е. Чарушин «Как мальчик Женя  научился говорить букву «р».

К. Ушинский. Одна у человека мать; одна и родина. Наше отечество.

В. Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь.

В.В.Бианки. Первая охота.

         Литературное чтение (14 часов)

                     Жили – были буквы  (4  часа)

В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмакова  «Аля, Кляксич и буква А».

С.Чёрный «Живая азбука»  Ф.Кривин «Почему   «А» поёт, а «Б» нет»

Г.Сапкир «Про медведя»

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26»

                       Загадки. Сказки. Небылицы. (3 часа)

Русские народные сказки

Загадки. Песенки.  Потешки. Небылицы.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

    Апрель! Апрель! Звенит капель…(2 часа )

Стихи русских поэтов о весне.

Проект «Составляем азбуку загадок»

                               И в шутку и всерьёз (2 часа)

И. Токмакова «Мы играли в  хохотушки». Г.Кружков «Ррры».   Н.Артюхова  «Саша-дразнилка»

К.Ушинский  «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Итоговая проверка техники чтения.

                          Я и мои друзья (1 час)

Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок»

            О братьях наших меньших. (2 часа)

С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «Лягушата»                

В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» 

Итого 51 час

  1. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Книгопечатная продукция:

Учебник «Азбука» для общеобразовательных учреждений с электронным приложением в 2-х частях.

Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованива, А.А. Голованова, М.В. Бойкина М.: «Просвещение», 2011г.

Сборник рабочих программ по программе «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова (и др.), по обучению грамоте к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др., к прописям Н.А. Фелосовой, В.Г. Горецкого, литературное чтение Л.Ф. Климанова М.: «Просвещение, 2011»

Н. М. Бетенькова «Орфография и грамматика в рифмовках», М.: «Астрель» В.В. Волина «Занимательное Азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.

 В электронном виде написание букв.

CD диск «Русский язык» Поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2012г.

О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова «Прописи», М.: «Астрель», 2004 г.

CD диск «Литературное чтение» Поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2012г.

Информационно- коммуникативные средства.

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (CD).

Наглядные пособия.

Материально – технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором крепления приспособлений для крепления пособий.

  1.  Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Учащийся должен знать: 
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); 
-сказки (народные и литературные); 
-элементы книги (обложка, иллюстрация, оглавление, титульный лист) 
Решать практические и учебные задачи: 
-читать осознанно, правильно с ориентировочным темпом чтения 40-50 слов в минуту; 
-отвечать на вопросы по тексту; 
-делить текст на части; 
-пересказывать произведение; 
-высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении.

  1. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

урока

                   Вид работы

        По теме

46

Проект

«Наш класс - дружная семья»

48

Проверка техники чтения.

Итоговая

  1. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

В 1 классе оценивание знаний цифрами 1,2,3,4,5 не производится.

Словесная оценка – краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.  Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

  1. Список литературы

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

Книгопечатная продукция:

Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

Учебник «Азбука» для общеобразовательных учреждений с электронным приложением в 2-х частях.

Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованива, А.А. Голованова, М.В. Бойкина М.: «Просвещение», 2011г.

Сборник рабочих программ по программе «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова (и др.), по обучению грамоте к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др., к прописям Н.А. Фелосовой, В.Г. Горецкого, литературное чтение Л.Ф. Климанова М.: «Просвещение, 2011»

Н. М. Бетенькова «Орфография и грамматика в рифмовках», М.: «Астрель» В.В. Волина «Занимательное Азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.

Методические пособия

1 Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки.  1  класс.

Технические средства:

Интерактивная  доска, мультимедиапроектор, ноутбук

ЭОР:

Презентации по темам уроков (сайты учителей начальной школы, училка ком, прошколу точка ру, завучинфо, методисты, и др.

Тематические видеоролики

Аудиокниги и выдержки из радиотеатров

Детские тематические презентации

Модем для выхода в Интернет и работе онлайн

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...